Слайд 1Морфологический разбор имени существительного
Презентацию подготовил: учитель МБОУ «СШ №12» г. Евпатории
Меметова Э.Ф.
Слайд 2Мое настроение
Красный – веселое, приподнятое настроение.
Зеленый – спокойствие.
Желтый – удовольствие.
Синий – грусть.
Белый – сложно сказать про настроение.
Слайд 3Словарный диктант. (записать слова, исключив лишнее)
Скл..нение, п..деж, нескл..няемые, спр..жение,
ч..сло, ро.собствен..ые, нар..цательные, одуш..вленность.
- Что вы можете сказать о записанных существительных?
-Где вы можете применить свои знания? (в морфологическом разборе имен существительных)
Слайд 4Эвристическая беседа
Что представляет собой морфологический разбор имени
существительного?
Мы ведь уже изучали порядок разбора в 5 классе. Для чего эта тема вновь предлагается нам в 6 классе?
Предположите, о чем сегодня еще мы будем говорить.
Слайд 5Словарная работа
Маяк — сооружение, способствующее ориентированию судов.
Слайд 7
Пунктуационно-орфографическая работа с заданиями.
(1)Первые м..р…плаватели, отправляясь в путь, ориентировались
по оч..ртаниям б..р..гов по форме …бл…ков и волн и коне…о по звёздам. (2)Но с развитием м…реходства этих естественных ориентиров ст…новилось недостаточ…но. (3)И тогда на б…р…гах появились рук…творные пут…водные звёзды – ма...ки. (4)Служба на многих ма…ках нап…минает жизнь (Р,р)обинзона (К,к)рузо. (5)Большую часть времени см…тритель ма...ка проводит в полном уед…нении. (6)И в быту и в работе приходится ра…читывать только на свои силы.
Слайд 9Пунктуационно-орфографическая работа с заданиями.
1)Первые мореплаватели, отправляясь в путь, ориентировались
по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. (2)Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно. (3)И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды-маяки. (4)Служба на многих маяках напоминает жизнь Робинзона Крузо. (5)Большую часть времени смотритель маяка проводит в полном уединении. (6)И в быту, и в работе приходится рассчитывать только на свои силы.
Слайд 10
Физкультминутка
Перед следующими заданиями повторим члены предложения. Главные: подлежащее и
сказуемое, на какие вопросы отвечают, как подчёркиваются ( показываем руками, энергично разводя в стороны) второстепенные: дополнение, определение, обстоятельство - на какие вопросы отвечают и как подчёркиваются- показываем руками пунктир или волну, или пунктир с точкой, энергично поворачиваясь в разные стороны.
Слайд 11Задания к тексту
1. Выпишите из текста разносклоняемые имена существительные.
2. Определите число слов «мореплаватели», «смотритель» из предложения (2, 5).
3. Выпишите из предложений (2, 3, 5, 6) имя существительное 1-го склонения (поставьте его в начальную форму).
4. Определите синтаксическую роль существительных из последнего предложения.
Слайд 12Ответы
1. (В) путь, времени.
2. Мореплаватели –
мн. ч., смотритель – ед. ч.
3. Звезда, работа, сила.
4. Обстоятельства, дополнение.
Слайд 13Порядок морфологического разбора
I. Часть речи. Общее грамматическое значений.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (И. п., ед. ч.)
2. Постоянные признаки: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род; склонение.
3. Непостоянные признаки: падеж; число.
III. Синтаксическая роль существительного.
Слайд 14Самостоятельная работа
Морфологический разбор
существительных
«в путь» и «времени»
(по вариантам)
Слайд 15Самостоятельная работа
I. (В) путь – сущ. (в кого?, во что?)
II. Н.ф. – путь, пост.пр. - нариц., неодуш., м.р., разносклоняемое; непост. пр. – В.п., ед.ч.
III. Отправляясь (куда?) в путь (обстоятельство)
I. Времени – сущ. ( кого?, чего?)
II. Н.ф. – время, пост.пр. - нариц., неодуш., ср.р., разносклоняемое; непост. пр. – Р.п., ед.ч.
III. Проводит ( кого?, чего?) времени (дополнение)
Слайд 16Рефлексия
- Я узнал…
- Было
интересно…
- Особенно понравилось…
- Оказалось неожиданным…
- Вызвало затруднение…
- Было сложно…
Слайд 17Домашнее задание
(дифференцированное)
Параграф 33 (повторить морфологический разбор),
упр.246 + морфологический. разбор существительных «заставы, в секрет»
или составить текст про ближайший маяк Крыма, два существительных разобрать морфологически.