Презентация, доклад Текст. Способы и средства связи предложений в тексте

Содержание

ТЕКСТ (от лат. textum – ткань, связь, соединение) Несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью

Слайд 1Седьмое сентября Классная работа
Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.

Седьмое сентября  Классная работаТекст. Способы и средства связи предложений в тексте.

Слайд 2ТЕКСТ
(от лат. textum – ткань, связь, соединение)

Несколько

предложений или абзацев,
связанных в целое темой и основной
мыслью
ТЕКСТ (от лат. textum – ткань, связь, соединение)   Несколько предложений или абзацев,   связанных

Слайд 3
Абзац- это группа предложений, связанных законченной мыслью, выделенная и способствующая

легкому чтению и восприятию написанного. Абзац состоит из нескольких логически связанных предложений.
Абзац- это группа предложений, связанных законченной мыслью, выделенная и способствующая легкому чтению и восприятию написанного. Абзац

Слайд 4Хоть муза моя всем сплошь

имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен –
буду стихи ткати.
А. Кантемир

Хоть муза моя всем сплошь       имать досаждати, Богат, нищ, весел, скорбен

Слайд 5Работа с учебником
Стр.14-15, упр.18

Работа с учебником Стр.14-15, упр.18

Слайд 6 Какой из предложенных примеров является текстом? Почему?
А) Чем выше луна,

тем приливы сильнее.
(С. Сахарнов)
В) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь.
С) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.
(М. Пришвин)

Какой из предложенных примеров является текстом? Почему?А) Чем выше луна, тем приливы сильнее.

Слайд 7Запишите предложения так, чтобы получился текст.
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в

ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом.
Над соседним лесом показался краешек солнца.
Луг весь засверкал, заискрился.
       

Запишите предложения так, чтобы получился текст.Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым

Слайд 8Восстановите строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .
 
Прошла, в окно, Зима,

пора, недаром, злится, стучится, ее,
Весна, со двора, гонит, И.
Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.

Восстановите строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева . Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,Весна, со

Слайд 9 Зима недаром злится, Прошла ее пора –  Весна в окно стучится И

гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе  Уж подняли трезвон.
Ф. И. Тютчев

Зима недаром злится, Прошла ее пора –  Весна в окно стучится И гонит со двора.

Слайд 10Основные виды грамматической связи между частями текста

цепная
Второе предложение
цепляется с первым,
третье – со вторым и т.д.

Особенности:
1. Повтор ключевого слова
2. Замена ключевого слова синонимом или синонимичным оборотом
3. Замена ключевого слова местоимением
4. Повтор того или иного члена предложения

параллельная
Предложения не цепляются
одно с другим, а
сопоставляются

Особенности:
1. Одинаковый порядок слов
2. Одинаковые грамматические формы членов предложения
3. Вводные слова, указывающие на порядок мыслей и связь между ними
4. Иногда повторение первого слова

Основные виды грамматической связи между частями текста     цепная

Слайд 13Средства связи предложений в тексте
Лексические: антонимы, лексический повтор, описательный оборот, синонимы.
Морфологические:

местоимение, союз.

Средства связи предложений в текстеЛексические: антонимы, лексический повтор, описательный оборот, синонимы. Морфологические: местоимение, союз.

Слайд 14Антонимы
Предложения в тексте могут сцепляться при помощи антонимов. Например: «У природы

много друзей. Недругов у нее значительно меньше.»

АнтонимыПредложения в тексте могут сцепляться при помощи антонимов. Например: «У природы много друзей. Недругов у нее значительно

Слайд 15Лексический повтор
Предложения могут сцепляться при помощи повторения одного и того же

слова: «Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.»

Лексический повторПредложения могут сцепляться при помощи повторения одного и того же слова: «Вокруг города по низким холмам

Слайд 16Описательный оборот
Предложения могут сцепляться при помощи описательных оборотов: «Построили шоссе. Шумная,

стремительная река жизни соединила область со столицей.»

Описательный оборотПредложения могут сцепляться при помощи описательных оборотов: «Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со

Слайд 17Синонимы
Предложения в тексте могут сцепляться при помощи синонимов: «В лесу мы

видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.»

СинонимыПредложения в тексте могут сцепляться при помощи синонимов: «В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки

Слайд 18Текстовые синонимы
Текстовые синонимы позволяют избегать неуместного повторения слов, могут сцеплять связанные

по смыслу предложения: «Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла
Текстовые синонимыТекстовые синонимы позволяют избегать неуместного повторения слов, могут сцеплять связанные по смыслу предложения: «Дорога шла по

Слайд 19Местоимение
Местоимения третьего лица единственного и множественного числа часто выступают в роли

сцепляющих слов: «Родина! Она всегда прекрасна.»

МестоимениеМестоимения третьего лица единственного и множественного числа часто выступают в роли сцепляющих слов: «Родина! Она всегда прекрасна.»

Слайд 20Союз
Союзы могут соединять предложения в тексте, а также смысловые части текста:

«…На реке стоял полный штиль - ни всплёска, ни рябинки. Лазурная безмятежность тоже ничего дурного не предвещала.»

СоюзСоюзы могут соединять предложения в тексте, а также смысловые части текста: «…На реке стоял полный штиль -

Слайд 21Синтаксические средства связи
Синтаксический параллелизм.
Парцелляция .
Использование; неполных предложений, вводных слов и предложений,

обращений,
риторических вопросов, прямого и обратного порядка слов.
Синтаксические средства связиСинтаксический параллелизм.Парцелляция .Использование; неполных предложений, вводных слов и предложений, обращений,риторических вопросов, прямого и обратного порядка

Слайд 22Сегодня на уроке




я узнал(а) я научился(лась)

Сегодня на урокея узнал(а)   я научился(лась)

Слайд 23П.2, упр.20(письм)
Домашнее задание

П.2, упр.20(письм)Домашнее задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть