Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
(РКМЧП)
Слайд 2Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.
Адольф Дистервег (1790
– 1866)
Слайд 3активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества
умеющий
учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике
Слайд 4умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Слайд 5умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Слайд 6 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Слайд 7 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Слайд 8 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Слайд 10Немногие люди размышляют больше двух или трёх раз в год; я
сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю.
Джордж Бернард Шоу
Слайд 11Критическое мышление (как это понимается в технологии РКМЧП) — это процесс
соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть.
Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Слайд 18Прием «Чистая доска»
Что понимается под критическим мышлением?
Знаете ли вы методы и
приемы Технологии критического мышления?
В чем инновационность представленной модели?
Что дает ТКМ ученику? Учителю?
Слайд 191. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Слайд 23I – interactive самоактивизирующая
N – noting
разметка
S - system в системе
E - effective для эффективного
R – reading and чтения и
T – thinking размышления
Слайд 24Маркировочные пометки:
Знаком «V» отмечают информацию, которая известна ученику
Знаком «+» отмечают новую
информацию, новые знания
Знаком «–» отмечают информацию, отличную от прежних знаний
Знаком «?» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений
Слайд 27Печорин
Эгоистичный, высокомерный
Скучает, пренебрегает, разочаровывается
«Герой нашего времени»
Наблюдатель
Слайд 28Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в
немногих словах»
Творчество
Слайд 29Тема «Местоимение»
1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они,
со мной
2. В предложении местоимения бывают только подлежащим
3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
5. Местоимения изменяются по падежам и числам
6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом
Слайд 30Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из
которых — понятия с противоположным значением.
Написание диаманты полезно для понимания сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Слайд 31строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3
причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Слайд 32Обломов
Ленивый, добрый
Лежащий, мечтающий, умирающий
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина
Работающий, решающий, живущий
Настойчивый, расчетливый
Штольц
Слайд 34Возможный алгоритм написания эссе:
Обсуждаемая тема (проблема).
Собственная позиция.
Краткое обоснование.
Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
Причина,
по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
Заключение.
Слайд 35Регулярная возможность писать.
Выбор интересной темы для письма.
Наличие образцов.
Читательская аудитория. Ученики должны
понимать, что написанный ими текст востребован другими.
Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
Помощь друзей. Возможность делиться написанным.