Слайд 1Козырева Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Нагорная школа»
Технологии и приемы
развития речи обучающихся
Слайд 2
Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным,
как не уметь читать и писать.
А. П. Чехов
Слайд 3Задачи, стоящие перед учителем:
исправление дефектов речи, отработка произносительных навыков;
уточнение, обогащение и
активизация словарного запаса;
коррекция недостатков и совершенствование диалогической и монологической форм устной речи;
выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной речи.
Слайд 4 Приём « Пять П»
Применяется для рецензирования устных ответов учеников.
Ученики знают, что такое пять П:
Полно? (Всё ли сказано?)
Правильно? (Есть ли неточности?)
Последовательно? (По порядку ли изложен материал?)
Повторы? ( Портили ли повторы речь?)
Примеры? ( Приводились ли примеры, насколько удачно?)
Слайд 5Приём «Разговорная пятиминутка»
.
Учитель предлагает тему для обсуждения . Ученики активно
включаются в разговор. Такая форма работы позволяет школьникам почувствовать, что учитель хочет говорить с ними, знать их наклонности и что сам он искренний и интересный собеседник.
Слайд 6Прием « Будь внимателен»
Подбирается два текста, предложения нумеруются, затем зачитываются следующим
образом: первое предложение - из первого текста, второе предложение -из второго текста и т.д. Ученики работают по двум вариантам. Дети должны быть предельно внимательными и запомнить только свой текст: учащиеся первого варианта запоминают первый текст, не отвлекаясь на предложения из второго фрагмента, учащиеся второго варианта запоминают второй текст. Потом тексты воспроизводятся.
Слайд 7Приём «Снежный ком»
Учитель сочиняет первую фразу, являющуюся началом повествования. Следующий ученик
повторяет её и сочиняет своё предложение, подходящее по тематике. Уже третий ученик повторяет два предложения (учителя и предыдущего ученика) и составляет своё. Текст растёт, как снежный ком.
Слайд 8Приём «Самый длинный рассказ»
Учитель предлагает ученикам составить текст, удовлетворяющий какому-либо условию,
которое заранее оговаривается (Например, чтобы каждое предложение начиналось с одной и той же буквы, или чтобы каждое предложение начиналось со следующей буквы русского алфавита, или чтобы в тексте не употреблялось ни одного глагола и т.п.)
Слайд 9
Прием «Соединяем»
Учитель предлагает два или более слова (как правило, далёких в
плане лексического значения), требуется составить такую фразу, в которой бы присутствовали все предложенные слова.
Слайд 10
Прием «Ищем общее»
Ученикам предлагаются пары слов-названий предметов,
имеющих мало общего между собой. Требуется определить как можно больше общих для этих предметов признаков. Оценивается количество составленных ответов, а также их оригинальность, нестандартность, неожиданность.
Слайд 11
Приём «Меняем финал»
Для работы берется известный
художественный текст, история или стихотворение, содержание пересказывается, а финал меняется на неожиданный, отличающийся от традиционного.
Слайд 12Приём « Текст-наоборот»
Ученики должны пересказать текст максимально близко к оригиналу, но
от финала к началу. При пересказе событий не допускается нарушение логики изложения. Это задание требует особой концентрации внимания.
Слайд 13
Приём «Составляем кластер» (технология развития критического мышления)
Кластеры-графическое расположение материала от основного
понятия к частным его конкретизациям, рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в центре листа записывается центральное, ключевое понятие, а вокруг прописываются его составляющие.
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Слайд 14Приём «Составляем синквейн»
Синквейны – превосходный способ контроля. При помощи синквейна можно
несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом проверяет одновременно прочтение текста, глубину его понимания и способность учеников грамотно выражать свои мысли. Синквейн должен состоять из 22 слогов, расположенных в определённом порядке. В педагогике структура синквейна стала не слоговой, а смысловой.
Дубровский
Храбрый, честный
Защищает, мстит, любит
Владимир никогда не сдаётся
Благородство
Слайд 15Приём «Ассоциация»
Учитель называет ключевое понятие (например, весна) и предлагает записать все
слова и выражения, возникающие в качестве ассоциации с ключевым понятием. Получается довольно развёрнутая тематическая группа. Это задание простое, но действенное. Оно активизирует словарный запас учеников, развивает их воображение.
Слайд 16Ассоциации
Аллитерация.
Слово аллитерация для меня серое, солёное. Может быть, оно связано с
литературой, может, с другой наукой. А может, с чем-то ещё. Я бы хотела узнать, что это такое.
Слайд 17
Монолог неодушевленного предмета
Я чувствую, что я…
Тропа.
Я чувствую, что я тропа. Быть
тропой очень сложно. Целый день лежишь на солнцепёке и смотришь на чьи-то ноги. Вдобавок ко всему меня начали асфальтировать. Да, нелегко быть тропой. Если вы тоже так считаете, позвоните мне.
Слайд 18«Шесть шляп»
Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный цвет».
«Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Слайд 19«Шесть шляп»
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во
всём происходящем, беспристрастно анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, ранимым, и кому-то это нравилось, а кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Некоторых это раздражало, а кое-кто завидовал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
Слайд 20Меняйте шляпы, коллеги
Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на
мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.
Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Слайд 21«Шесть шляп»
Белая шляпа
Какой мы обладаем информацией? Охарактеризуйте систему образов рассказа.
Красная шляпа
Какие чувства вызвал рассказ? Герои?
Жёлтая шляпа
Что положительно в рассказе? Найдите положительные моменты.
Слайд 22«ШЕСТЬ ШЛЯП»
Зелёная шляпа
Каковы некоторые из возможных решений и действий? Как разворачивались
события, если бы… (Предложите свои варианты возможных решений)
Синяя шляпа
Объясните смысл названия рассказа. Какой жизненный урок мы вынесли из прочитанного рассказа? Чего мы достигли? Чему научились?
Черная шляпа
В чем негативные стороны рассказа? Что здесь неправильно?
Слайд 23Тема урока:
«Добро и милосердие
в рассказе
А. И. Куприна
«Чудесный доктор»
Слайд 24Кто, если не я?
Однажды во время прилива принесло очень много морских
звёзд. Наступил отлив, и огромное количество их стало высыхать на солнце. Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь. К нему подошёл человек и спросил:
— Зачем ты делаешь это? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет!..
— Конечно, я не смогу спасти их всех, но какую же я испытываю радость, спасая каждую из них!
Слайд 25«Чего человек не понимает, тем он не владеет»
Гете И.В.
Слайд 26 Основной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка. – нейрон, в
котором различают тело клетки и отростки: дендриты и аксон. Нервный импульс распространяется всегда в одном направлении: по дендритам к телу клетки, по аксону – от тела клетки. Таким образом нейрон – система, имеющая множество «входов» (дендриты) и лишь один «выход» (аксон). Такая закономерность свойственна нервной системе в целом.
В функциональном отношении нейроны можно различать на афферентные, доставляющие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к периферии, и вставочные в которых происходит предварительная промежуточная переработка импульсов и организующая коллатеральные связи.
Слайд 27Работа с текстом до чтения
Цель этапа
развитие такого важнейшего читательского умения, как
антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста (урока)
Приемы работы
Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа)
Составление вопросов к теме
высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала
Исторический комментарий
Организация проблемной ситуации
Слайд 28Работа с текстом во время чтения
Цель этапа
понимание текста и создание его
читательской интерпретации
Приемы работы
Чтение текста «с карандашом»
Определение основных понятий (без чтения всего текста)
Составление таблиц (выборочное чтение)
Составление плана текста (для пересказа)
Поиск пропущенных слов
Слайд 29Работа с текстом после чтения
Цель этапа
достигнуть понимания текста на уровне смысла,
корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли
Приемы работы
постановка концептуального вопроса (почему?)
повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям
выполнение творческих заданий
Слайд 30РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия в деятельности обучающегося предполагает изменение его отношения к своей
деятельности, способность видеть себя субъектом её моделирования, организации и преобразования. Обучающийся становится ориентированным на изменения, происходящие в учебном процессе.
Слайд 31
Проверка выполнения домашнего задания.
Что было трудным при выполнении домашнего задания?
Нужно ли
сегодня проверять домашнее задание?
Какой материал нужно знать, чтобы справиться с упражнением?
Какова была цель выполнения домашнего задания?
Какие вопросы вы хотите задать своим одноклассникам по теме домашнего задания?
Слайд 32Формируем регулятивные УУД
Как вы будете выполнять задание, чтобы достигнуть поставленной цели?
С чего начнёте выполнение задания?
Какую форму работы выберете?
Почему именно данную форму вы выбрали?
Что будете делать после выполнения задания?
Формируем коммуникативные УУД
С кем тебе было интереснее работать в паре, группе?
В чём причина того, что группа не уложилась в отведённое для выполнения задания время?
Как группе удалось вовремя справиться с заданием?
Слайд 33
Формируем личностные УУД
Зачем тебе нужно изучать данную орфограмму?
Для чего мы
сегодня повторяли правило?
Что дало нам изучение данного материала?
Где может пригодиться изучаемый материал?
Формируем познавательные УУД
Что надо знать, чтобы не ошибиться в написании предложенных слов?
Назовите понятия, которые вы должны знать по данной теме.
Где можно найти информацию для проверки написанного?
Слайд 34Заключение
Разнообразные формы работы по развитию речи должны войти в школьную практику
сегодняшнего дня. Система работы должна быть направлена
на совершенствование всех видов речевой деятельности;
на формирование навыков анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное;
на активное овладение нормами литературного языка и коммуникативными навыками.