Презентация, доклад Структура современного урока риторики

Содержание

Организация изучения риторики должна позволять отрабатывать вводимый материал на практическом уровне с учетом подготовки и способностей каждого ученика. Занятия целесообразно проводить на сдвоенных уроках.В V-IX классах урок риторики включает в себя основные компоненты и так называемые

Слайд 1Характерные особенности структуры школьного урока риторики: основные компоненты и сквозные линии

урока, их специфика.

Выполнила: учитель русского языка и литературы
Семенихина Елена

Характерные особенности структуры школьного урока риторики: основные компоненты и сквозные линии урока, их специфика.  Выполнила: учитель

Слайд 2Организация изучения риторики должна позволять отрабатывать вводимый материал на практическом уровне

с учетом подготовки и способностей каждого ученика. Занятия целесообразно проводить на сдвоенных уроках.
В V-IX классах урок риторики включает в себя основные компоненты и так называемые сквозные линии урока.
Организация изучения риторики должна позволять отрабатывать вводимый материал на практическом уровне с учетом подготовки и способностей каждого

Слайд 4Основные компоненты урока риторики
1. Введение теоретических сведений практическим путем через анализ

текстов, живое общение и т. д.
2. Риторическая практика, практика общения.
Основные компоненты урока риторики1. Введение теоретических сведений практическим путем через анализ текстов, живое общение и т. д.

Слайд 5Сквозные линии
Кроме запланированного программного материала, в урок включаются как сквозные (но

не обязательно все они проводятся на каждом уроке) следующие виды работы.
Сквозные линииКроме запланированного программного материала, в урок включаются как сквозные (но не обязательно все они проводятся на

Слайд 61. Риторические разминки, пятиминутки речевой гимнастики.
 Например, упражнения для развития дыхания:

«Произнеси шепотом, но отчетливо…», «Задуй свечу»; дикционные упражнения: «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з» и др.
1. Риторические разминки, пятиминутки речевой гимнастики. Например, упражнения для развития дыхания: «Произнеси шепотом, но отчетливо…», «Задуй свечу»;

Слайд 72. Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т. д.

норм литературного языка.
3. Импровизационные задачи, т. е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.
2. Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т. д. норм литературного языка.3. Импровизационные задачи, т.

Слайд 8Виды речевой зарядки чаще всего используемых на уроках.
Можно выделить несколько видов

разминок в зависимости от целей и ступеней обучения:
I. Одноцелевые (для актуализации конкретных знаний и умений) и многоцелевые разминки:
1. артикуляционные — направлены на правильную постановку отдельных звуков (непосредственно сами фонетические зарядки).
- азбука в стихах (при знакомстве с буквами);
- фонетические сказки для учащихся младшего возраста (при введении и отработке знаков транскрипции параллельно со знакомством с буквами);
- скороговорки ;
- подбор рифмующихся слов;
- песни.
Виды речевой зарядки чаще всего используемых на уроках.Можно выделить несколько видов разминок в зависимости от целей и

Слайд 92. орфографические - направлены на закрепление правил чтения и орфографии.
- скороговорки ;
-

заполнение пропущенных орфограмм или знаков транскрипции в словах;
- подбор слов с данным звуком или орфограммой;
- составление слова из данных букв (возможно одна лишняя);
- написание слова к данной транскрипции;
- анализ омонимов и паронимов…
2. орфографические - направлены на закрепление правил чтения и орфографии.- скороговорки ;- заполнение пропущенных орфограмм или знаков транскрипции

Слайд 103. грамматические — для поиска грамматических явлений и их объяснения.
- анализ предложения;
-

анализ грамматической рифмовки
- анализ рифмовки неправильных глаголов;
- чтение скороговорки ;
- поиск явлений в отрывке из текста известной песни;
- аудирование грамматического явления и выделение его при помощи хлопков, цветных треугольников, совмещение физкультминуткой (встали-сели);
- преобразование данного предложения;
- считалочки.
3. грамматические — для поиска грамматических явлений и их объяснения.- анализ предложения;- анализ грамматической рифмовки- анализ рифмовки неправильных

Слайд 114. лексические — на закрепление лексических единиц по данной теме
- пословицы и

поговорки;
- рифмовки;
- скороговорки ;
- народное творчество (загадки , краткие полезные рецепты, анекдоты ;
- аудирование слов и распределение их на смысловые столбики или заполнение коллажа…
Одноцелевые разминки могут включать в себя сопутствующие цели: работа над интонацией, выделение членов предложения и частей речи, знакомство с фольклором, сохранение мотивации через различные виды наглядности, воспитательная цель и т. п.
4. лексические — на закрепление лексических единиц по данной теме- пословицы и поговорки;- рифмовки;- скороговорки ;- народное творчество

Слайд 12II. Комплексные (на развитие и закрепление речевых навыков) разминки:
1. речевая разминка - закрепление

произносительных, лексических и грамматических навыков
- беседа учителя с классом или учащихся с товарищами по классу (игра «пинг-понг», «журналист») по теме пройденного урока;
- толкование пословиц ,цитат….
II. Комплексные (на развитие и закрепление речевых навыков) разминки:1. речевая разминка - закрепление произносительных, лексических и грамматических навыков- беседа

Слайд 132. работа со значением слова:
- перевод фраз, обладающих наибольшей практической ценностью

(например, из разговорника);
- толкование значения слова или пословицы;
- подбор синонима, антонима;
- нахождение лишнего или общего слова;
- употребление слова в контексте;
- преобразование начальной формы слова в контексте;
- перифраз…
2. работа со значением слова:- перевод фраз, обладающих наибольшей практической ценностью (например, из разговорника);- толкование значения слова

Слайд 16Эти упражнения, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяют переключить учащихся

с одного вида деятельности на другой, помогают снимать усталость. Поэтому они проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приемов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
Эти упражнения, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяют переключить учащихся с одного вида деятельности на другой,

Слайд 17Специфика пяти основных компонентов урока риторики
1. Социокультурные, теоретические знания (минимальные, связанные

с понятийными).
2. Анализ текстов-образцов.
3. Техника речи (постановка фонационного дыхания, подготовка речевого аппарата к работе, упражнения на улучшение дикции, голосовой тренинг и др.).
4. Моделирование текстов различных речевых жанров (в том числе профессионально значимых).
5. Практикум в виде игровых и творческих видов работ (деловые игры, тесты, различные виды релаксации после урока и т. д.).
Специфика пяти основных компонентов урока риторики1. Социокультурные, теоретические знания (минимальные, связанные с понятийными).2. Анализ текстов-образцов.3. Техника речи

Слайд 18Для овладения основ ораторского искусства можно предложить учащимся следующую игру:

Для овладения основ ораторского искусства можно предложить учащимся следующую игру:

Слайд 201. Вставьте пропущенное слово.
Риторика – филологическая наука, обозначающая отношение …  к слову.










Тесты

мысли

1. Вставьте пропущенное слово.Риторика – филологическая наука, обозначающая отношение …  к слову.

Слайд 212. Жанр разговора отличается от жанра беседы
1. краткостью
2. фрагментарностью
3. целенаправленностью
4. целостностью

3.

целенаправленностью
Техника речи включает в себя: 1. фонационное дыхание; 2. владение голосом; 3. владение дикцией; 4. владение артикуляцией; 5. все перечисленное выше.

5. все перечисленное выше.
2. Жанр разговора отличается от жанра беседы1. краткостью2. фрагментарностью3. целенаправленностью4. целостностью3. целенаправленностьюТехника речи включает в себя: 1.

Слайд 224. Текст «Я понял, что одурь, которая вчера напала на меня, от

сознания, что «Саша» (живой, на физическом плане) – часть меня самого. Как же так? Я – жив, а содержание, живое содержание души моей умерло? Бессмыслица?! Тут я понял, что какой-то огромный этап моей жизни кончен» (А. Белый) принадлежит к жанру
а) рассказа
б) дневника
в) письма
г) истории


б) дневника

4. Текст «Я понял, что одурь, которая вчера напала на меня, от сознания, что «Саша» (живой, на физическом

Слайд 23

5. Мимика и жесты это: 1. спонтанное выражение состояние человека; 2. дополнение

к речи; 3. проявление подсознания; 4. все перечисленные выше.


4. все перечисленные выше.

5. Мимика и жесты это: 1. спонтанное выражение состояние человека; 2. дополнение к речи; 3. проявление

Слайд 246. Вставьте пропущенное слово.
«Текст - это  … речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное

в виде письменного документа, литературно обработанного в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых) единств, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» (И.Р. Гальперин).


произведение

6. Вставьте пропущенное слово.«Текст - это  … речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанного

Слайд 257.Установите соответствие
1. Риторические
разминки

2.Ортологические разминки

3.Импровизационные задачи
А)неподготовленные диалоги и монологи, развивающие

спонтанную (неподготовленную) речь.

Б)пятиминутки речевой гимнастики

В)упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т. д. норм литературного языка.

7.Установите соответствие1. Риторические разминки 2.Ортологические разминки3.Импровизационные задачиА)неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.Б)пятиминутки речевой

Слайд 268. Установите соответствие между типом расстояния и его значением

8. Установите соответствие между типом расстояния и его значением

Слайд 27Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть