Презентация, доклад Стратегии смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Содержание

Кто не умеет читать – тот не умеет мыслить.В. СухомлинскийСтратегии смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка«Чтение и письмо открывают человеку новый мир, Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.»Н.

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 68»
Презентация практических достижений профессиональной деятельности
Григорьева

Елена Николаевна
Учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории

https://infourok.ru/user/grigoreva-elena-nikolaevna4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 68»Презентация практических достижений профессиональной деятельностиГригорьева Елена НиколаевнаУчитель русского языка и литературы

Слайд 2Кто не умеет читать – тот не умеет мыслить.
В. Сухомлинский
Стратегии смыслового

чтения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

«Чтение и письмо открывают человеку новый мир, Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.»
Н. Карамзин

Кто не умеет читать – тот не умеет мыслить.В. СухомлинскийСтратегии смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных

Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ТЕМЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования,

предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.
Низкий уровень коммуникативной компетентности современного школьника не соответствует запросам современного образования, ориентированного на реализацию компетентностного подхода посредством инновационных, интерактивных форм обучения.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ТЕМЫ Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам

Слайд 4ПРОБЛЕМА


между общим снижением уровня навыков чтения у учащихся , их интеллектуального

уровня

требованием общества – развитие языковой личности, способной извлекать и анализировать информацию, создавать собственное речевое высказывание и применять на практике

противоречие

Содержание опыта работы по теме «Стратегии смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка» помогает преодолеть противоречие. 

ПРОБЛЕМАмежду общим снижением уровня навыков чтения у учащихся , их интеллектуального уровня требованием общества – развитие языковой

Слайд 5УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Научно-исследовательские условия :
Поиск и обработка

информации в сети Интернет.

Изучение трудов педагогов и психологов по формированию навыков смыслового чтения, изучение педагогического опыта коллег.

Методические условия :
Использование ИКТ.. Активное взаимодействие в группах.

Личностно – ориентированный подход в обучении. Разработка рабочих программ.

Организационно-педагогические условия :
Выступление на педагогическом совете школы, методическом объединении школы, проведение открытого урока

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯНаучно-исследовательские условия :Поиск и обработка информации в сети Интернет. Изучение трудов

Слайд 6
Теоретическое обоснование
Ладыженская Т.А.
«Уроки риторики в школе»
«Практическая методика русского языка»
Н.С.

Валгина
«Теория текста»

А.А. Леонтьев
«Признаки связности и цельности текста»
«Язык, речь, речевая деятельность» в

Теоретическое обоснование Ладыженская Т.А. «Уроки риторики в школе»«Практическая методика русского языка»Н.С. Валгина «Теория текста»А.А. Леонтьев«Признаки связности и

Слайд 7Цель: 
На основе использования методов и приемов организации смыслового чтения на

уроках русского языка совершенствовать навыки чтения, восприятия , анализа и создания вторичного текста

Задачи:
изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории, в методической литературе с целью уточнения содержания основных дефиниций;
определение эффективных приемов формирования навыков смыслового чтения;
формирование банка дидактических материалов;
проведение диагностики уровня сформированности навыков смыслового чтения;
обобщение опыта работы в форме выступлений на конференциях, в статьях.

Цель:  На основе использования методов и приемов организации смыслового чтения на уроках русского языка совершенствовать навыки чтения,

Слайд 8Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Результат использования технологии:
формируется умение

анализировать, отбирать, интегрировать информацию.
формируется мение переносить освоенные способы действия в другие ситуации. формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;  повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, конкурсах; 
повышается грамотность чтения
Условия реализации: Проектирование уроков, направленных на развитие навыков смыслового чтения .

Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативнопознавательной задачей (А. А. Леонтьев). В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:
• осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;
• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации;
• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образованияРезультат использования технологии:формируется умение анализировать, отбирать, интегрировать информацию.формируется мение переносить

Слайд 9Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Диапазон

Разработка

уроков с применением стратегий смыслового чтения.
Публикации, оценка результатов.
Формирование у учащихся умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
.

Новизна данной работы


в разработке и совершенствовании форм, методов и приёмов работы, направленных на развитие навыков чтения у учащихся, накоплении необходимого банка заданий для определения уровня сформированности навыков чтения

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизныДиапазонРазработка уроков с применением стратегий смыслового чтения.Публикации,

Слайд 10Средства достижения цели
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Стратегия смыслового

чтения и работа с текстом.

Предтекстовая деятельность

Текстовая деятельность

Послетекстовая деятельнось

Средства достижения целиДеятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образованияСтратегия смыслового чтения и работа с текстом.Предтекстовая деятельностьТекстовая

Слайд 11Стратегии предтекстовой деятельности
Целью ориентировочных предтекстовых стратегий является :
• постановка цели и

задач чтения,
• актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами,
• актуализация предшествующих знаний,
• диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий,
• повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации,
• формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
Стратегии предтекстовой деятельностиЦелью ориентировочных предтекстовых стратегий является :• постановка цели и задач чтения, • актуализация или знакомство

Слайд 12
Антиципация -
это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения:

при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.

оп рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, вкокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом

Попробуйте расшифровать данный текст.
Удалось ли понять смысл текста? Как вы это сделали?
Какие выводы вы сделали?

Разновидности антиципации:
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:
Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Антиципация -это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по

Слайд 13
Ассоциативный куст
• учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают

вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
• это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Лексикология

слово

Значение слова

Многозначные слова

синонимы

антонимы

Переносное значение слова

словарь

омонимы

Крылатые слова

фразеологизмы

Ассоциативный куст, составленный учащимися
6 класса на уроке «Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи».»



Ассоциативный куст• учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая

Слайд 14Стратегии текстовой
деятельности
Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его

механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.
Стратегии текстовой деятельностиЦелью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о

Слайд 15 Саша был в Москве.
В книге, которую он читал в

пути, сохранился билет на выставку.

Какую информацию мы можем получить, рассмотрев этот билет?

Аналитическое чтение несплошных текстов

Саша был в Москве. В книге, которую он читал в пути, сохранился билет на выставку. Какую

Слайд 16Что можно увидеть на выставке?
Выбери верные ответы, отметив их знаком

√.
А. Антикварная мебель Б. Старинные книги
В. Драгоценные камни


Отметьте верные утверждения значком √.
Продолжительность экскурсии – 1 час.
Музей находится в Москве.
Саша посетил выставку 6 марта.
Саша сделал фотографии экспонатов.
Саша осматривал выставку под руководством экскурсовода.


Что можно увидеть на выставке? Выбери верные ответы, отметив их знаком √. А. Антикварная мебель Б. Старинные

Слайд 17Запишите словосочетания в 2 колонки
«Можно» или «нельзя?».
• входить в

верхней одежде;
• любоваться экспонатами;
• входить через Боровицкие ворота;
• фотографировать;
• приводить на выставку детей дошкольного возраста;
• оставить вещи в камере хранения;
• входить через Троицкие ворота.
Запишите словосочетания в 2 колонки«Можно» или «нельзя?». • входить в верхней одежде; • любоваться экспонатами; • входить

Слайд 18


Определите части речи:
драгоценные - Кремль - допускаются - 1998 -
Выпишите

из текста одно собственное
имя существительное

Подберите синонимы: длительность - располагается -

Подберите антонимы: запрещены - конец –
вход -

Грамматические задания

Определите части речи: драгоценные - Кремль - допускаются - 1998 -Выпишите из текста одно собственноеимя существительноеПодберите синонимы:

Слайд 19

ТЕКСТ 1) Наша система счёта основана на числе «десять». 2) Возможно,

это связано с тем, что на руках у нас десять пальцев. 3) Такая система, которой мы сейчас пользуемся, получила название десятичной. 4) Шумеры, жившие пять тысяч лет назад, пользовались системой, основанной на числе шестьдесят. 5) Это — наименьшее число, которое может без остатка делиться на два, три, четыре, пять и шесть. 6) Поэтому такая система была удобна для деления. 7) Система отсчёта, основанная на числе «шестьдесят», используется и в наши дни для счёта времени. 8) Минута состоит из шестидесяти секунд, час заключает в себе шестьдесят минут. 9) В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной системы, так как в ней используются всего две цифры — один и ноль.

ПОДЧЁРКИВАЕМ ГЛАВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
1) Наша система счёта основана на числе «десять». 2) Возможно, это связано с тем, что на руках у нас десять пальцев. 3) Такая система, которой мы сейчас пользуемся, получила название десятичной. 4) Шумеры, жившие пять тысяч лет назад, пользовались системой, основанной на числе «шестьдесят». 5) Это — наименьшее число, которое может без остатка делиться на два, три, четыре, пять и шесть. 6) Поэтому такая система была удобна для деления.
7) Система отсчёта, основанная на числе «шестьдесят», используется и в наши дни для счёта времени. 8) Минута состоит из шестидесяти секунд, час заключает в себе шестьдесят минут. 9) В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной системы, так как в ней используются всего две цифры — один и ноль.

СОКРАЩАЕМ ТЕКСТ ДО ЧЕТЫРЁХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Наша система счёта основана на числе «десять» и называется десятичной. 2) Шумеры пользовались системой, основанной на числе «шестьдесят». 3) Эта система отсчёта используется и в наши дни для счёта времени. 4) В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной.

СОКРАЩАЕМ ТЕКСТ ДО ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В разное время человечество использовало различные системы счёта.

Составление текста, который нужно сократить и завершить. Для данного вида упражнения подбирается текст, состоящий из трех-четырех частей. Выполняя задание, учащиеся одну или несколько частей (кроме заключительной) передают в форме сжатого изложения, а концовку дописывают самостоятельно, учитывая смысл всех предыдущих частей и выражая свое отношение к содержанию текста. Учебник Русский язык 6 класс автор Л.М. Рыбченкова упр. 34

Сжатие текста

ТЕКСТ 1) Наша система счёта основана на числе «десять». 2) Возможно, это связано с тем, что на

Слайд 20Выделение ключевых слов
Прочитайте текст. Разбейте его на абзацы, укажите номера предложений,

которые станут началом каждого абзаца. Подчеркните ключевые слова в каждом абзаце.

1) Русское слово дорога, родственное глаголам драть и дёргать, происходит от древней славянской основы дыр (дор) — расчищенное, то есть «выдерганное», место. 2) Прокладывать дороги в Древней Руси было трудно: нужно было продираться через непроходимый лес, устраивать насыпи на болотах, строить мосты. 3) Поэтому долгое время самыми надёжными дорогами и зимой, и летом были реки, на которых стояли почти все древние города Руси. 4) С расширением территории и возникновением новых поселений стали устраиваться и новые, сухопутные (грунтовые) дороги. 5) Дороги назывались большими (разговорное большак), если они соединяли крупные города; малыми, если соединяли небольшие города; просёлочными (разговорное просёлок), если соединяли сёла или деревни. 6) Если дорога соединяла крупные города и предназначалась для регулярных почтовых, пассажирских и торговых перевозок, она называлась почтовым трактом. 7) С дорогой у русских связано много примет и суеверий, например перед дальней дорогой положено присесть и помолчать. 8) Считается хорошей приметой отправляться в дальнюю дорогу в дождь. 9) Плохая примета, если дорогу перебежит чёрная кошка, это значит — не повезёт. 10) Отсюда и фразеологизм — перейти кому-либо дорогу, то есть опередить кого-то, перехватить то, на что рассчитывал другой.

Русское слово дорога, родственное глаголам драть и дёргать, происходит от древней славянской основы дыр (дор) — расчищенное, то есть «выдерганное», место.
2) Прокладывать дороги в Древней Руси было трудно: нужно было продираться через непроходимый лес, устраивать насыпи на болотах, строить мосты. 3) Поэтому долгое время самыми надёжными дорогами и зимой, и летом были реки, на которых стояли почти все древние города Руси. 4) С расширением территории и возникновением новых поселений стали устраиваться и новые, сухопутные (грунтовые) дороги.
5) Дороги назывались большими (разговорное большак), если они соединяли крупные города; малыми, если соединяли небольшие города; просёлочными (разговорное просёлок), если соединяли сёла или деревни. 6) Если дорога соединяла крупные города и предназначалась для регулярных почтовых, пассажирских и торговых перевозок, она называлась почтовым трактом.
7) С дорогой у русских связано много примет и суеверий, например перед дальней дорогой положено присесть и помолчать. 8) Считается хорошей приметой отправляться в дальнюю дорогу в дождь. 9) Плохая примета, если дорогу перебежит чёрная кошка, это значит — не повезёт. 10) Отсюда и фразеологизм — перейти кому-либо дорогу, то есть опередить кого-то, перехватить то, на что рассчитывал другой.

1)Русское слово дорога, родственное глаголам драть и дёргать, происходит от древней славянской основы дыр (дор) — расчищенное, то есть «выдерганное», место.
2) Прокладывать дороги в Древней Руси было трудно: нужно было продираться через непроходимый лес, устраивать насыпи на болотах, строить мосты. 3) Поэтому долгое время самыми надёжными дорогами и зимой, и летом были реки, на которых стояли почти все древние города Руси. 4) С расширением территории и возникновением новых поселений стали устраиваться и новые, сухопутные (грунтовые) дороги.
5) Дороги назывались большими (разговорное большак), если они соединяли крупные города; малыми, если соединяли небольшие города; просёлочными (разговорное просёлок), если соединяли сёла или деревни. 6) Если дорога соединяла крупные города и предназначалась для регулярных почтовых, пассажирских и торговых перевозок, она называлась почтовым трактом.
7) С дорогой у русских связано много примет и суеверий, например перед дальней дорогой положено присесть и помолчать. 8) Считается хорошей приметой отправляться в дальнюю дорогу в дождь. 9) Плохая примета, если дорогу перебежит чёрная кошка, это значит — не повезёт. 10) Отсюда и фразеологизм — перейти кому-либо дорогу, то есть опередить кого-то, перехватить то, на что рассчитывал другой.

Выделение ключевых словПрочитайте текст. Разбейте его на абзацы, укажите номера предложений, которые станут началом каждого абзаца. Подчеркните

Слайд 21
Толстые и тонкие вопросы
Учат задумываться над прочитанным, критически воспринимать информацию.
Русский

язык 6 класс автор Л.М. Рыбченкова упр. 16 Р. Погодин «Сказка о солнечном зайчике»

Вопросы, требующие однословного ответа, — «тонкие» вопросы:
Кто автор текста?
Когда начинается действие сказки?
Что решил солнечный зайчик?
Было ли в этом доме хорошо?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, — «толстые» вопросы:
Дайте три объяснения, почему этот текст — сказка.
Объясните, почему зайчик не пропал вместе с солнышком. Почему вы считаете, что девочка выздоровела? Предположите, что будет, если зайчик снова вернётся в эту комнату.

Толстые и тонкие вопросы Учат задумываться над прочитанным, критически воспринимать информацию.Русский язык 6 класс автор Л.М. Рыбченкова

Слайд 22
Примеры текстовых упражнений
учебник Русский язык 8 класс автор Л.М.

Рыбченкова

Упр. 16 Бегло прочитайте текст и сформулируйте его тему.
Внимательно прочитайте текст. Как вы думаете с какой целью автор его создал?
Какова коммуникативная задача автора?

Упр. 17 Прочитайте введение и заключение текста. Как вы думаете какая проблема поднимается в нем?
Опираясь на прочитанные фрагменты, сформулируйте тезис, который автор доказывает в основной части текста. Согласны ли вы с автором?
Если вы согласны с точкой зрения автора , то приведите аргументы, подтверждающие ее, и напишите основную часть текста.
Если вы не разделяете мнения автора, то приведите аргументы, опровергающие его, и напишите свой текст, включающий вступление и заключение.

Упр. 18 Перед вами текст, в котором из-за перестановки абзацев нарушена логика изложения. Восстановите исходный текст и кратко перескажите его


Примеры текстовых упражнений учебник Русский язык 8 класс автор Л.М. Рыбченкова Упр. 16 Бегло прочитайте текст и

Слайд 23
Стратегии послетекстовой деятельности
Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в

самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаныусвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом

Кластер
Задачи
Активизирует мышление
Способствует обобщению знаний по теме
Формирует умение синтезировать полученную информацию


Стратегии послетекстовой деятельности Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение

Слайд 24Приём «круги по воде»
Записываем название языкового явления по вертикали и

подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы

• Подберите (или придумайте сами) примеры употребления тире. сущ. в им.п. сущ. в им.п.
• Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Ю.Лермонтов.) неожиданное присоединение • Игорь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел. условие совершения действия
• Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица)
• «Ерунда всё это», - тихо проговорил Прохор. (Прямая речь)
Приём «круги по воде» Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические

Слайд 25


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ










ТИП
СИНТАКСИС

ВИД


ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СТРОЕНИЕ

Схема-кластер

СЛОВОСОЧЕТАНИЕТИПСИНТАКСИС        ВИДПРЕДЛОЖЕНИЕ  СТРОЕНИЕСхема-кластер

Слайд 26


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ










ТИП
СИНТАКСИС

ВИД

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СТРОЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

Схема-кластер


СЛОВОСОЧЕТАНИЕТИПСИНТАКСИС        ВИДПРЕДЛОЖЕНИЕ  СТРОЕНИЕПРИМЫКАНИЕСхема-кластер

Слайд 27РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ

Слайд 28Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.
Выступление на ШМО учителей русского

языка и литературы «Приемы обучения разным видам чтения на уроках русского языка».

Выступление на педагогическом совете школы «Современные образовательные технологии в деятельности учителя».

Публикации https://infourok.ru/user/grigoreva-elena-nikolaevna4

Выступление на педагогических чтениях «Перечитаем Горького заново..»

Участие в межрегиональной научно-практической конференции «Создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся в процессе исследовательской деятельности»

Участие в семинаре по вопросам введения ФГОС ООО

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы «Приемы обучения разным

Слайд 29Список литературы
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
2)

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М., 2006. . 
3) Ладыженская Т.А. Уроки риторики в школе. – М., Ювента, 2004.
4) Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста// В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. – Киев, 1979. 
5) Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981. 
6) Лобанова И.Н. Русский язык и культура личности. – НН,, 2004 
7) Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) http://methodological_terms.academic.ru
8) Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ.  1993, №3. – С.31-38. 
9) Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18. 
11) Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17 
13) Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.
14) Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007.
15)Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994.
16) Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012.

Список литературыГальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.2) Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть