Учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
https://infourok.ru/user/grigoreva-elena-nikolaevna4
https://infourok.ru/user/grigoreva-elena-nikolaevna4
«Чтение и письмо открывают человеку новый мир,
Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.»
Н. Карамзин
требованием общества – развитие языковой личности, способной извлекать и анализировать информацию, создавать собственное речевое высказывание и применять на практике
противоречие
Содержание опыта работы по теме «Стратегии смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка» помогает преодолеть противоречие.
Методические условия :
Использование ИКТ.. Активное взаимодействие в группах.
Личностно – ориентированный подход в обучении. Разработка рабочих программ.
Организационно-педагогические условия :
Выступление на педагогическом совете школы, методическом объединении школы, проведение открытого урока
А.А. Леонтьев
«Признаки связности и цельности текста»
«Язык, речь, речевая деятельность» в
Задачи:
изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории, в методической литературе с целью уточнения содержания основных дефиниций;
определение эффективных приемов формирования навыков смыслового чтения;
формирование банка дидактических материалов;
проведение диагностики уровня сформированности навыков смыслового чтения;
обобщение опыта работы в форме выступлений на конференциях, в статьях.
Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативнопознавательной задачей (А. А. Леонтьев). В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:
• осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;
• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации;
• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Новизна данной работы
в разработке и совершенствовании форм, методов и приёмов работы, направленных на развитие навыков чтения у учащихся, накоплении необходимого банка заданий для определения уровня сформированности навыков чтения
Предтекстовая деятельность
Текстовая деятельность
Послетекстовая деятельнось
оп рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, вкокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом
Попробуйте расшифровать данный текст.
Удалось ли понять смысл текста? Как вы это сделали?
Какие выводы вы сделали?
Разновидности антиципации:
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:
Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Лексикология
слово
Значение слова
Многозначные слова
синонимы
антонимы
Переносное значение слова
словарь
омонимы
Крылатые слова
фразеологизмы
Ассоциативный куст, составленный учащимися
6 класса на уроке «Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи».»
Аналитическое чтение несплошных текстов
Отметьте верные утверждения значком √.
Продолжительность экскурсии – 1 час.
Музей находится в Москве.
Саша посетил выставку 6 марта.
Саша сделал фотографии экспонатов.
Саша осматривал выставку под руководством экскурсовода.
Подберите синонимы: длительность - располагается -
Подберите антонимы: запрещены - конец –
вход -
Грамматические задания
ПОДЧЁРКИВАЕМ ГЛАВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
1) Наша система счёта основана на числе «десять». 2) Возможно, это связано с тем, что на руках у нас десять пальцев. 3) Такая система, которой мы сейчас пользуемся, получила название десятичной. 4) Шумеры, жившие пять тысяч лет назад, пользовались системой, основанной на числе «шестьдесят». 5) Это — наименьшее число, которое может без остатка делиться на два, три, четыре, пять и шесть. 6) Поэтому такая система была удобна для деления.
7) Система отсчёта, основанная на числе «шестьдесят», используется и в наши дни для счёта времени. 8) Минута состоит из шестидесяти секунд, час заключает в себе шестьдесят минут. 9) В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной системы, так как в ней используются всего две цифры — один и ноль.
СОКРАЩАЕМ ТЕКСТ ДО ЧЕТЫРЁХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Наша система счёта основана на числе «десять» и называется десятичной. 2) Шумеры пользовались системой, основанной на числе «шестьдесят». 3) Эта система отсчёта используется и в наши дни для счёта времени. 4) В компьютерах и калькуляторах используется система, основанная на числе «два», получившая название двоичной.
СОКРАЩАЕМ ТЕКСТ ДО ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В разное время человечество использовало различные системы счёта.
Составление текста, который нужно сократить и завершить.
Для данного вида упражнения подбирается текст, состоящий из трех-четырех частей. Выполняя задание, учащиеся одну или несколько частей (кроме заключительной) передают в форме сжатого изложения, а концовку дописывают самостоятельно, учитывая смысл всех предыдущих частей и выражая свое отношение к содержанию текста.
Учебник Русский язык 6 класс автор Л.М. Рыбченкова упр. 34
Сжатие текста
1) Русское слово дорога, родственное глаголам драть и дёргать, происходит от древней славянской основы дыр (дор) — расчищенное, то есть «выдерганное», место. 2) Прокладывать дороги в Древней Руси было трудно: нужно было продираться через непроходимый лес, устраивать насыпи на болотах, строить мосты. 3) Поэтому долгое время самыми надёжными дорогами и зимой, и летом были реки, на которых стояли почти все древние города Руси. 4) С расширением территории и возникновением новых поселений стали устраиваться и новые, сухопутные (грунтовые) дороги. 5) Дороги назывались большими (разговорное большак), если они соединяли крупные города; малыми, если соединяли небольшие города; просёлочными (разговорное просёлок), если соединяли сёла или деревни. 6) Если дорога соединяла крупные города и предназначалась для регулярных почтовых, пассажирских и торговых перевозок, она называлась почтовым трактом. 7) С дорогой у русских связано много примет и суеверий, например перед дальней дорогой положено присесть и помолчать. 8) Считается хорошей приметой отправляться в дальнюю дорогу в дождь. 9) Плохая примета, если дорогу перебежит чёрная кошка, это значит — не повезёт. 10) Отсюда и фразеологизм — перейти кому-либо дорогу, то есть опередить кого-то, перехватить то, на что рассчитывал другой.
Русское слово дорога, родственное глаголам драть и дёргать, происходит от древней славянской основы дыр (дор) — расчищенное, то есть «выдерганное», место.
2) Прокладывать дороги в Древней Руси было трудно: нужно было продираться через непроходимый лес, устраивать насыпи на болотах, строить мосты. 3) Поэтому долгое время самыми надёжными дорогами и зимой, и летом были реки, на которых стояли почти все древние города Руси. 4) С расширением территории и возникновением новых поселений стали устраиваться и новые, сухопутные (грунтовые) дороги.
5) Дороги назывались большими (разговорное большак), если они соединяли крупные города; малыми, если соединяли небольшие города; просёлочными (разговорное просёлок), если соединяли сёла или деревни. 6) Если дорога соединяла крупные города и предназначалась для регулярных почтовых, пассажирских и торговых перевозок, она называлась почтовым трактом.
7) С дорогой у русских связано много примет и суеверий, например перед дальней дорогой положено присесть и помолчать. 8) Считается хорошей приметой отправляться в дальнюю дорогу в дождь. 9) Плохая примета, если дорогу перебежит чёрная кошка, это значит — не повезёт. 10) Отсюда и фразеологизм — перейти кому-либо дорогу, то есть опередить кого-то, перехватить то, на что рассчитывал другой.
1)Русское слово дорога, родственное глаголам драть и дёргать, происходит от древней славянской основы дыр (дор) — расчищенное, то есть «выдерганное», место.
2) Прокладывать дороги в Древней Руси было трудно: нужно было продираться через непроходимый лес, устраивать насыпи на болотах, строить мосты. 3) Поэтому долгое время самыми надёжными дорогами и зимой, и летом были реки, на которых стояли почти все древние города Руси. 4) С расширением территории и возникновением новых поселений стали устраиваться и новые, сухопутные (грунтовые) дороги.
5) Дороги назывались большими (разговорное большак), если они соединяли крупные города; малыми, если соединяли небольшие города; просёлочными (разговорное просёлок), если соединяли сёла или деревни. 6) Если дорога соединяла крупные города и предназначалась для регулярных почтовых, пассажирских и торговых перевозок, она называлась почтовым трактом.
7) С дорогой у русских связано много примет и суеверий, например перед дальней дорогой положено присесть и помолчать. 8) Считается хорошей приметой отправляться в дальнюю дорогу в дождь. 9) Плохая примета, если дорогу перебежит чёрная кошка, это значит — не повезёт. 10) Отсюда и фразеологизм — перейти кому-либо дорогу, то есть опередить кого-то, перехватить то, на что рассчитывал другой.
Вопросы, требующие однословного ответа, — «тонкие» вопросы:
Кто автор текста?
Когда начинается действие сказки?
Что решил солнечный зайчик?
Было ли в этом доме хорошо?
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать, — «толстые» вопросы:
Дайте три объяснения, почему этот текст — сказка.
Объясните, почему зайчик не пропал вместе с солнышком. Почему вы считаете, что девочка выздоровела? Предположите, что будет, если зайчик снова вернётся в эту комнату.
Упр. 16 Бегло прочитайте текст и сформулируйте его тему.
Внимательно прочитайте текст. Как вы думаете с какой целью автор его создал?
Какова коммуникативная задача автора?
Упр. 17 Прочитайте введение и заключение текста. Как вы думаете какая проблема поднимается в нем?
Опираясь на прочитанные фрагменты, сформулируйте тезис, который автор доказывает в основной части текста. Согласны ли вы с автором?
Если вы согласны с точкой зрения автора , то приведите аргументы, подтверждающие ее, и напишите основную часть текста.
Если вы не разделяете мнения автора, то приведите аргументы, опровергающие его, и напишите свой текст, включающий вступление и заключение.
Упр. 18 Перед вами текст, в котором из-за перестановки абзацев нарушена логика изложения. Восстановите исходный текст и кратко перескажите его
Кластер
Задачи
Активизирует мышление
Способствует обобщению знаний по теме
Формирует умение синтезировать полученную информацию
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть