Презентация, доклад Стили речи

Содержание

Что мы уже знаем о речи… Представьте себе, что скоро в классе пройдёт родительское собрание. Вам нужно: а) составить объявление; б) рассказать о собрании родителям. Сколько текстов у вас получится? Когда мы воспользуемся разговорной, а когда книжной речью?

Слайд 1Стили речи
Введение в стилистику

Стили речиВведение в стилистику

Слайд 2Что мы уже знаем о речи…
Представьте себе, что скоро в классе

пройдёт родительское собрание. Вам нужно:
а) составить объявление;
б) рассказать о собрании родителям.
Сколько текстов у вас получится? Когда мы воспользуемся разговорной, а когда книжной речью?
Что мы уже знаем о речи…	Представьте себе, что скоро в классе пройдёт родительское собрание. Вам нужно:	а) составить

Слайд 3Речь

Речь

Книжная Разговорная


научно-деловая художественная

Речь              Речь

Слайд 4Обратите внимание!
Разговорная речь = разговорный стиль.
Художественная речь = художественный стиль.

Обратите внимание!Разговорная речь = разговорный стиль.Художественная речь = художественный стиль.

Слайд 5Что такое стиль?

Что такое стиль?

Слайд 6Прочитайте два текста. Какой из них вы отнесёте к научно- деловой

речи? Почему?

1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились солнцем, что к осени стали золотыми.
2) Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и жёлтые красящие вещества (пигменты) в клетках листьев при этом сохраняются и становятся заметными.

Прочитайте два текста. Какой из них вы отнесёте к научно- деловой речи? Почему?	1) Всё лето листья подставляли

Слайд 7Прочитайте 3 текста. К какому типу речи они относятся? Как вы

это определили?

1. Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом.
2. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)
3.- Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!
-Да, такой грозы давно не бывало.

разговорная

художественная

научно-деловая

Прочитайте 3 текста. К какому типу речи они относятся? Как вы это определили?1. Гроза – природное атмосферное

Слайд 8Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным типам речи.
(1)

Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!
Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным типам речи.		(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в

Слайд 9Проверь себя!
Научно-деловая речь: (1), (3).
Разговорная речь: (4), (6).
Художественная речь: (2), (5).

Проверь себя!Научно-деловая речь: (1), (3).Разговорная речь: (4), (6).Художественная речь: (2), (5).

Слайд 10Найдите отличительные особенности каждого стиля речи.
Научно-деловая речь:
Дождь – жидкие атмосферные

осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. Различают ливневый и обложной дождь.

Задача речи – сообщение.
Сообщаются точные данные.
Есть термины.
Нет слов в переносном значении, все слова в прямом значении.
Тире между подлежащим и сказуемым.

Найдите отличительные особенности каждого стиля речи.	Научно-деловая речь: 	Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6

Слайд 11Художественная речь
Дождь… Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая,

нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо.

Задача речи – воздействие.
Образность речи (эпитеты, олицетворения, метафоры и т.п.).
Нет терминов.
Есть слова в переносном значении.
Многоточие.

Художественная речь	Дождь… Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над

Слайд 12Разговорная речь
- Я вчера попал под дождь – весь вымок до

нитки.
- Не повезло тебе!

Задача речи – общение.
Нет терминов.
Фразеологизмы.
Местоимения 1 и 2 лица.
Диалог.
Краткость речи.

Разговорная речь	- Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. 	- Не повезло тебе!Задача речи

Слайд 14Словесное описание картины
Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно

нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, – тогда картина оживёт.
Попробуйте «войти» в картину, представьте себе этот день. Какой он? Пасмурный или солнечный? Ветреный или тихий?
Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались рядом с одиноко прогуливающейся женщиной в парке в осенний день.


Словесное описание картины	Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того

Слайд 15Задание
Составьте по картине 3 небольших текста для трёх речевых ситуаций. У

вас должны получиться:
1) словесная зарисовка этого дня;
2) краткая сводка погоды;
3) разговор в семье на эту тему.
Задание	Составьте по картине 3 небольших текста для трёх речевых ситуаций. У вас должны получиться:1) словесная зарисовка этого

Слайд 16Подведём итоги и поразмышляем…
Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а

другой хуже?
По какому признаку разделяется разговорная и книжная речь?
Как мы будем отличать разговорную, научно-деловую и художественную речь?
Подведём итоги и поразмышляем…Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а другой хуже?По какому признаку разделяется разговорная

Слайд 17Молодцы!

Молодцы!

Слайд 18Используемая литература
www.levitan.org.ru
Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб.,

2002.
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. – М., 2007.
Используемая литератураwww.levitan.org.ruБыстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., 2002.Львова С.И., Львов В.В. Русский язык.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть