Слайд 1Стиль сочинения.
Консультация № 2.
«Работа над экзаменационным сочинением
по литературе в 11
классе».
Слайд 2Главное, что было, что сказать!
Никакой замечательный стиль не спасет сочинение, если
вам нечего сказать, если нет мысли или вы путаетесь в доказательствах.
Мысль у вас есть, и ее нужно грамотно выразить.
Слайд 3Будьте собой!
Будьте собой, не старайтесь выглядеть умнее, по возможности избегайте терминов
и абстрактных существительных.
Не используйте слов, значений которых точно не знаете.
Пишите просто и понятно.
Тогда, если вам действительно есть, что сказать, может получиться хорошее сочинение.
Слайд 4Подбор слов.
Допустим, вы убеждены, что вами выбранное слово имеет место в
системе русского языка. Это еще не все.
Вы должны убедиться и в том, что правильно используете слово.
Пусть выбрано существующее слово. Во избежание ошибки вы должны выполнить ещё два условия:
1. Именно это слово должно передавать нужный вам смысл. (Смысловой уровень).
2. Слово должно быть правильно связано с соседними словами. (Грамматический уровень).
Слайд 5Найдите ошибки, связанные со смыслом слов.
По его словам взаимоотношение между
поколениями - это не раскрытый, вечный вопрос.
Дети другие. У них совсем другие ценности, другие морали о жизни.
Все герои произведения: и Егор Дремов, и его мать Мария Поликарповна, и его отец Егор Егорович, и Катя, и, конечно же, сам рассказчик Иван Сударев - русские характеры, русские люди.
Указал я адрес и правильное имя не по наивности, а для большей правдивости.
Несколько раз в течение суток по радио производится поверка времени.
Слайд 6Сверка
По его словам взаимоотношение между поколениями - это не раскрытый,
вечный вопрос.
Дети другие. У них совсем другие ценности, другие морали о жизни.
Все герои произведения: и Егор Дремов, и его мать Мария Поликарповна, и его отец Егор Егорович, и Катя, и, конечно же, сам рассказчик Иван Сударев - русские характеры, русские люди. (характеры у героев)
Указал я адрес и правильное имя не по наивности, а для большей правдивости. (настоящее имя)
Несколько раз в течение суток по радио производится поверка времени. (объявляют время)
Слайд 7Повторы.
Не используйте одно и то же слово дважды, еще однокоренных слов
в одном абзаце и в соседних предложениях.
Лучше всего избегать повторов во всем сочинении.
Обязательно перечитывайте черновик, чтобы заметить повторы и убрать их.
Как убрать повторы.
- замените слова синонимами.
- замените слова местоимениями.
- замените слова перифразами.
- полностью перестройте предложение.
- вычеркните не очень нужные фразы.
Слайд 8Найдите повторы слов.
Тема природы в произведениях русских классиков играет важную роль.
В произведениях о природе, о взаимоотношениях человека с природой многие авторы выражают свое отношение к родному краю, родной земле. Они описывают красоту тех мест, где они родились, где они жили, и этим заставляют читателя задуматься над своим отношением к окружающей его природе. Писатели представляют человека неотъемлемой частицей природы. В своих произведениях они рассуждают о том, что жизнь человека напрямую связана с жизнью природы.
Многие писатели в своем творчестве затрагивают тему природы в ее разных аспектах. С одной стороны, произведения, в которых авторы повествуют о красоте и ценности природы, являются свидетельством их огромной любви к окружающему миру.
Через отношение и чувства главного героя к своему родному краю, автор выражает и свое отношение к родной природе.
Слайд 9Сверка
Тема природы в произведениях русских классиков играет важную роль. В произведениях
о природе, о взаимоотношениях человека с природой многие авторы выражают свое отношение к родному краю, родной земле. Они описывают красоту тех мест, где они родились, где они жили, и этим заставляют читателя задуматься над своим отношением к окружающей его природе. Писатели представляют человека неотъемлемой частицей природы. В своих произведениях они рассуждают о том, что жизнь человека напрямую связана с жизнью природы.
Многие писатели в своем творчестве затрагивают тему природы в ее разных аспектах. С одной стороны, произведения, в которых авторы повествуют о красоте и ценности природы, являются свидетельством их огромной любви к окружающему миру.
Через отношение и чувства главного героя к своему родному краю, автор выражает и свое отношение к родной природе.
Слайд 10Найдите повторы и выправьте текст.
Преступный мир был его жизнью. Он жил
ради ощущений когда появлялось новое дело, он мог сутками не спать и не есть, он полностью выматывал свой организм, но, разгадав очередную загадку, будто утолял умственный голод. Смысл его жизни состоял в головоломках, без которых он не мог существовать. Если бы его жизнь сложилась иначе, он мог стать Наполеоном криминального мира, как говорил о нем доктор Ватсон. (речь о сочинении о Шерлоке Холмсе).
Слайд 11Сверка
Преступный мир был жизнью Шерлока Холмса . Гений дедуктивного метода жил
ради ощущений, когда появлялось новое дело, сыщик мог сутками не спать и не есть, детектив полностью выматывал свой организм, но, разгадав очередную загадку, будто утолял умственный голод. Смысл жизни герой романа состоял в головоломках, без которых он не мог существовать. Если бы жизнь ШХ сложилась иначе, он мог стать Наполеоном криминального мира, как говорил о нем доктор Ватсон.
Слайд 12Повтор на уровне мысли.
Автор глубоко сострадает женщине, на старости лет забытой
своей дочерью, оставшейся "одной на белом свете". Но и Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Она сильно увлекается работой, делает ее от всего сердца, отдает ей все силы, физические и душевные, а память о своих близких, о матери - самом важном человеке на свете ограничивается у нее только денежными переводами и короткими записками. Поэтому испытание на истинную человечность дочь не прошла. На мой взгляд, Настя сделала ошибку, оставив свою мать в одиночестве.
Слайд 13Сверка
Автор глубоко сострадает женщине, на старости лет забытой своей дочерью, оставшейся
"одной на белом свете". Но и Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Она сильно увлекается работой, делает ее от всего сердца, отдает ей все силы, физические и душевные, а память о своих близких, о матери - самом важном человеке на свете ограничивается у нее только денежными переводами и короткими записками. Поэтому испытание на истинную человечность дочь не прошла. На мой взгляд, Настя сделала ошибку, оставив свою мать в одиночестве.
Одно и то же. Многократное повторение одной мысли. Это не развитие мысли. Это ошибка - повтор.
Слайд 14Использование местоимений.
Местоимение ( всегда вместо имени) должно заменять только одно слово
из предыдущего текста. Если по форме подходит несколько слов - это ошибка.
Братья принесли серьги. Они были прекрасны! (Кто или что? Братья или серьги? – неясность речи)
Слайд 15Найдите ошибки
Уже после долгих лет кочевой жизни он встречается с Буддой,
но даже он не может предоставить Сиддхартхе то учение, которое бы он считал наиболее достойным.
"Жди меня, и я вернусь..." писал К. Симонов в стихотворении "Жди меня", бессмертные задушевные строчки которого хранили солдаты в нагрудных карманах гимнастерок.
Бабушка боготворила мою мать, она была святая женщина.
Виктор Андреевич предложил изготовить специальный желоб из листового металла, который установлен на подставках.
Слайд 16Сверка
Уже после долгих лет кочевой жизни он встречается с Буддой, но
даже он не может предоставить Сиддхартхе то учение, которое бы он считал наиболее достойным. (Два персонажа, и кто есть кто?
"Жди меня, и я вернусь..." писал К. Симонов в стихотворении "Жди меня", бессмертные задушевные строчки которого хранили солдаты в нагрудных карманах гимнастерок.
Бабушка боготворила мою мать, она была святая женщина.
Виктор Андреевич предложил изготовить специальный желоб из листового металла, который установлен на подставках. (из металла, металлический желоб)
Слайд 17Употребление деепричастного оборота.
Деепричастие и сказуемое должны выражать два действия, которые одновременно
совершает один субъект.
Деепричастие нельзя использовать в безличных предложениях. В таких предложениях нет субъекта действия.
Деепричастный оборот нельзя оформлять как отдельное предложение.
Слайд 18Найдите ошибки
Имея достаточный навык игре на гитаре, мне хочется дать несколько
практических советов начинающим гитаристам.
Ожидая результата анализа, боль у нее усиливается.
Возвращаясь с выставки, ему пришлось заглянуть домой.
А отвечая, на следующий вопрос, который был задан выше. Каждый прав, как говорится, в своей жизни.
На данную тему было написано немало произведений. Показывая всю тягость жизни в военное время.
Находясь вблизи взрывов и бомб, пролетающих в небе истребителей, приходится жить в подвалах долгое время.
Слайд 19Сверка
Имея достаточный навык игре на гитаре, мне хочется дать несколько практических
советов начинающим гитаристам. ( Безличное предложение. Избавиться или от безличного предложения, или от деепричастного оборота). (Я хочу...)
Ожидая результата анализа, боль у нее усиливается. (Кто ожидает результаты анализа? Боль? - Она почувствовала, что боль усиливалась)
Возвращаясь с выставки, ему пришлось заглянуть домой. (Безличное предложение).
А отвечая, на следующий вопрос, который был задан выше. Каждый прав, как говорится, в своей жизни. (Обрубки предложения. Деепричастие не является самостоятельным предложением).
На данную тему было написано немало произведений. Показывая всю тягость жизни в военное время. (Д/о оторван).
Находясь вблизи взрывов и бомб, пролетающих в небе истребителей, приходится жить в подвалах долгое время. (Безличное предложение. Добавить подлежащее. Смысл еще неправильный).
Слайд 21 Сверка
Повтор - слово-слово, война - война, не жалеет - не
жалеет, лишаются - лишаются, своих - своих, гибели – гибли, страшно и ужасно.
Порой лишая человеческой жизни,... - пропуск дополнения.
Черствые внутри люди. – не могут быть внутри
Самое главное лишаются родителей - лишнее.
Показывая всю тягость жизни в военное время - д/о присоединить к основному предложению.
Разрушая и оставив - разновидовые деепричастия или видовой разнобой.
Война оставляет страшный след в судьбе детей, меняя ее в корне. - убрать д/о.
Находясь вблизи взрывов и бомб, пролетающих в небе истребителей, приходится жить в подвалах долгое время. - убрать про истребителей.
Слайд 22МКОУ СОШ
им. Героя России М. Пассара
Найхинского сельского поселения
Презентация составлена
Мироненко Е. П. с опорой на вебинарное занятие Ю.П. Фишман
Октябрь 2015 г.