Презентация, доклад Способы сжатия текста

Содержание

Сжатое изложение – задание №1 экзамена в новой форме Сжатое изложение – письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение только основного содержания текста. Этот вид работы сложнее, чем

Слайд 1Работа над сжатым изложением
Подготовка к экзамену в новой форме
в 9

классе

Учитель Никифоренко Д.И.

Работа над сжатым изложениемПодготовка к экзамену в новой форме в 9 классеУчитель Никифоренко Д.И.

Слайд 2Сжатое изложение – задание №1 экзамена в новой форме

Сжатое изложение – письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение только основного содержания текста.
Этот вид работы сложнее, чем
подробное изложение, так как вы не
просто должны как можно больше
записать, но отобрать главное
и достаточно кратко передать
полученную информацию
Сжатое изложение – задание №1 экзамена в новой форме     Сжатое изложение – письменный

Слайд 3Сжатое изложение – задание №1 экзамена в новой форме
В данной работе

проверяются ваши умения:
Уметь вычленять главное в информации
Сокращать текст разными способами
Правильно, логично и кратко излагать свои мысли
Уместно, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Сжатое изложение – задание №1 экзамена в новой формеВ данной работе проверяются ваши умения:Уметь вычленять главное в

Слайд 4План работы над сжатым изложением
1) Работа над содержанием текста. Вычленить

основные микротемы в исходном тексте.
Микротема – это тема каждой
смысловой части текста. Одна
микротема соответствует одному
абзацу.
2) Работа над сжатием текста.
Выбор приёмов сжатия
текста.
План работы над сжатым изложением 1) Работа над содержанием текста. Вычленить основные микротемы в исходном тексте.

Слайд 5Выделите микротемы
Взгляните в глаза стрекозе,

сидящей на веточке. Если сможете осторожно приблизиться к ней, то взглянете и удивитесь. Глаза не просто большие. Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. Сверкают на солнце, отражают весь мир: зелёный лес, жёлтую дорогу и бесконечное небо.
Потом она взлетит. И вы услышите шелест её сильных крыльев. Или не услышите, но увидите, как крылья в движении засветятся, заиграют в солнечных лучах.
Стрекозы – прожорливые хищники, охотятся с мая до осени.
1) Глаза стрекозы
2) Крылья стрекозы
3) Стрекоза – охотник ( хищница)

Проверь себя

Выделите микротемы      Взгляните в глаза стрекозе, сидящей на веточке. Если сможете осторожно

Слайд 6Способы сжатия текста








Исключение
подробностей, деталей
Обобщение

однородных явлений

Сочетание
исключения и
обобщения

Способы сжатия  текстаИсключение подробностей, деталей    Обобщение       однородных

Слайд 7Способы и приёмы сокращен
Содержательные
Языковые


Разделение информации на главную и второстепенную
Свёртывание информации за

счёт обобщения
Способы и приёмы сокращенСодержательныеЯзыковыеРазделение информации на главную и второстепеннуюСвёртывание информации за счёт обобщения

Слайд 8Содержательные способы сокращения текста
Здесь важно хорошо понять текст, определить:
Проблему, содержащуюся в

тексте
Стиль текста
Тип речи
Строение абзацев
Структуру предложений
Необходимо также уметь отделять главную информацию от второстепенной
Важная информация как правило содержится в главной части сложного предложения
Содержательные способы сокращения текстаЗдесь важно хорошо понять текст, определить:Проблему, содержащуюся в текстеСтиль текстаТип речиСтроение абзацевСтруктуру предложенийНеобходимо также

Слайд 9Языковые приёмы сжатия текста Исключение -
отдельных членов предложения, некоторых однородных

членов;
повторов;
фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
одного или нескольких синонимов;
предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.



Языковые приёмы сжатия текста Исключение - отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;повторов;фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Слайд 10Рассмотрим на примере.
«Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один –

землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.
«Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.
Рассмотрим на примере.«Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий –

Слайд 11Рассмотрим на примере.
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила

толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Почему так часто менял он свои профессии?
Рассмотрим на примере.Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать

Слайд 12Языковые приёмы сжатия текста Слияние
образование сложного предложения путем слияния двух простых предложений,

повествующих об одном и том же предмете речи.
Языковые приёмы сжатия текста Слияниеобразование сложного предложения путем слияния двух простых предложений, повествующих об одном и том

Слайд 13Рассмотрим на примере
Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше

уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги.
Годы проходят, но не стареют книги писателя.
Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми…
Буран бушевал всю ночь и глубокие овраги сделались высокими буграми.
Рассмотрим на примереГод проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не

Слайд 14Языковые приёмы сжатия текста. Замена
сложноподчинённого предложения простым;
прямой речи косвенной;

фрагмента текста синонимичным выражением;
однородных членов обобщающим наименованием;
предложения или его части указательным местоимением; определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.


Языковые приёмы сжатия текста.  Заменасложноподчинённого предложения простым; прямой речи косвенной; фрагмента текста синонимичным выражением;однородных членов обобщающим

Слайд 15Рассмотрим на примере.
В Копенгагене, Стокгольме, Берлине о гастролях русских также писали

газеты, называли их выступления откровением нового искусства.
Иностранные газеты называли выступления русских откровением нового искусства.
Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины – как чёрные острова в белом снежном море.
Бугры оголились. На реке свинцовые наливы. Поля пегие. Чернеют прогалины.



Рассмотрим на примере.В Копенгагене, Стокгольме, Берлине о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового

Слайд 16Рассмотрим на примере.
Свернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра.


- Дальше давайте своим ходом, - объявил шофёр. - Тут недалеко. Поднимитесь по склону – там и домик.


Свернули с шоссе на просёлок, а дальше шофёр попросил нас пойти пешком, потому что до дома было недалеко.


Рассмотрим на примере.Свернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра. - Дальше давайте своим ходом, -

Слайд 17Упражнение №1.
Прочитайте предложения и выпишите из них главную информацию
А) Многие вещества

биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Проверь себя

Упражнение №1.Прочитайте предложения и выпишите из них главную информациюА) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода,

Слайд 18Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому

является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Проверь себя

Конечный вариант
Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха»,

Слайд 19Упражнение №2.
Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется

факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
Упражнение №2.Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить?

Слайд 20Микротемы
1. Людям нужны не только рациональные цели, но и мечты.

2. Цель

всегда конкретна, измеряема, достижима.
Микротемы1. Людям нужны не только рациональные цели, но и мечты.2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

Слайд 211.1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели,

но и совсем не- рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения.

В данном случае используется приём исключения информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приём слияния 2-ого и 4-ого предложений, упрощение структуры этого предложения

2.1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не- рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта – это нечто другое.

В данном варианте исключается информация 3-его предложения, фрагмент 1-ого предложения,
слиты 2 предложения.

3.1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения.

Используется приём исключения факультативной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложении

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

1.1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не- рациональные мечты.

Слайд 22Языковые способы сокращения текста

Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать;


проявлять интерес - …; выдвинуть предположения - …;

Процесс реакции – реакция; свойство упругости - …; месяц март - …


А) трансформация словосочетаний




Упражнение 3.
Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные.

Языковые способы сокращения текстаДать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать; проявлять интерес - …; выдвинуть предположения

Слайд 23Языковые способы сокращения текста
Для того чтобы осуществить – для осуществления; для

того чтобы получить – для получения; для того чтобы изменить - …;

В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели
(В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели)


Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.
(Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды)

Б) трансформация предложений
Упражнение 4.
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.



Языковые способы сокращения текстаДля того чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить – для получения;

Слайд 24
«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с

прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.
«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том,

Слайд 25
«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с

прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.

«Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.

«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том,

Слайд 26
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком

– реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он

Слайд 27
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком

– реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он

Слайд 28
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком

– реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили

Слайд 29Может быть, молодёжь и поостыла к литературе: век информации, разнообразные пристрастия,

диктуемые многосложным временем… Но у литературы ведь есть один необычайный признак. У хорошей литературы. Нужно только прикоснуться к ней, достать с полки хорошую книгу – и ты уже приобщаешься к чему-то самому главному в жизни. Ни телевидение, ни видео, ничто не заменит этого ощущения истинности. Человек может оглушить себя музыкой, наркотиком, но в каждом человеке, если он ещё живой, всегда есть потребность в поиске истины. И книга – это поле такого поиска. Друг может предать, любимая женщина – изменить, а книга – никогда.
Может быть, молодёжь и поостыла к литературе: век информации, разнообразные пристрастия, диктуемые многосложным временем… Но у литературы

Слайд 30Может быть, молодёжь и поостыла к литературе: век информации, разнообразные пристрастия,

диктуемые многосложным временем… Но у литературы ведь есть один необычайный признак. У хорошей литературы. Нужно только прикоснуться к ней, достать с полки хорошую книгу – и ты уже приобщаешься к чему-то самому главному в жизни. Ни телевидение, ни видео, ничто не заменит этого ощущения истинности. Человек может оглушить себя музыкой, наркотиком, но в каждом человеке, если он ещё живой, всегда есть потребность в поиске истины. И книга – это поле такого поиска. Друг может предать, любимая женщина – изменить, а книга – никогда.

Может быть, молодёжь и поостыла к литературе: век информации, разнообразные пристрастия, диктуемые многосложным временем… Но у литературы

Слайд 31Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан

с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы,- это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше

Слайд 32Микротемы.
1. Не так давно считалось, что успех в жизни зависит от

интеллектуальных способностей, знаний и умений.

2. Сейчас учёные пришли к выводу, что интеллектуальный багаж – это необходимое, но не достаточное условие достижения успеха.

3. Чтобы добиться успеха, человек, кроме прочего, должен обладать способностью понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им.

Микротемы.1. Не так давно считалось, что успех в жизни зависит от интеллектуальных способностей, знаний и умений.2. Сейчас

Слайд 33
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём

архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами

Слайд 34
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём

архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами

Слайд 35
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого

связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли! Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова.

Слайд 36Спасибо за работу.

Спасибо за работу.

Слайд 37Желаем успеха на ГИА!!!

Желаем успеха на ГИА!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть