Слайд 1
Создание ситуации успеха на уроке
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Гимназия
№25 г.Иркутска Классен И.В.
Слайд 2Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном
случае оно совершенно бесполезно.
Р.Киплинг
Слайд 3 И пускай немало славных,
Разных дней в календаре,
Но
один из самых главных -
Самый первый в сентябре!
Слайд 5СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ
«Ребенок должен быть убежден, что успехом он
обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть».
(В. А. Сухомлинский).
Слайд 6Организация учебного процесса
ПОТРЕБНОСТЬ - МОТИВ - ЦЕЛЬ - ДЕЙСТВИЕ - РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 7Новизна в методах обучения и воспитания
учитель переходит с позиций носителя
знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика;
мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;
Слайд 8организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
использует коллективные способы обучения,
включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;
организует работу ученика с учеником или источником знаний;
организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчёркивает её значимость;
Слайд 9 создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает такое задание и такую методику,
при которой ученик обязательно справится с работой;
создаёт обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;
организует гуманную систему взаимоотношений учитель-ученик, ученик-учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций и общения;
организует самоанализ собственной деятельности ученика и её самооценку.
Слайд 10Следовательно, для учащихся наиболее интересны те уроки, на которых:
чётко организован
учебный процесс, где школьников вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех, радость познания и труда;
умелое сочетание различных методов, приёмов и средств обучения;
эрудиция учителя;
эмоциональное изложение;
мастерское использование различных наглядных пособий и технических средств обучения.
Слайд 11 Задача учителя в том, чтобы сделать
“ трудное- привычным, привычное -
лёгким, лёгкое - приятным”,
и тогда учёба в школе будет доставлять детям радость.
Слайд 12 Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку
ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Слайд 13Алгоритм создания ситуации успеха
Слайд 14
С психологической точки зрения успех –
это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
Слайд 15 С педагогической точки зрения ситуация успеха –
это целенаправленное, организованное
сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Слайд 161. Неожиданная радость
Неожиданная
радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания.
С педагогической точки зрения неожиданная радость
– это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.
Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов.
Слайд 17Приемы “неожиданной”радости:
Прием “Лестница” или “Встань в строй”
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
Слайд 18Прием “Даю шанс”
Это педагогические ситуации, при которых ребенок получает
возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
Слайд 192. Общая радость
Общая радость – это радость тогда в радость,
когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему.
Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.
Слайд 20Прием “Следуй за нами”
Смысл состоит в
том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
Слайд 21Прием “Следуй за нами”
Смысл
состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
Слайд 22Мотивация учебной деятельности
Умение обеспечить успех в деятельности обучающихся.
Это компетентность,
позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих. Один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения, знания возможностей конкретных учеников.
Постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика. Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.
Слайд 23Если вы заглядываете на год вперед,
Сажайте рис.
Если Вы заглядываете на десять
лет вперед,
Сажайте деревья.
Если Вы заглядываете на всю жизнь вперед,
Обучите человека.
(китайская мудрость)