Презентация, доклад - сопровождения урока в 11 классе по пьесе Горького На дне

Содержание

История создания пьесы1902 год - драма «На дне» пьеса – итог почти 20-летних наблюдений драматурга над миром «бывших людей»написана для труппы Московского Художественного общедоступного театраТрадиции Чехова:множество сюжетных линий;лирический подтекст,«подводные течения»;речевые характеристикик 60-летию первой постановки (18 декабря

Слайд 1«На что совесть? Я не богатый».
«Разве доброту сердца с деньгами

можно равнять? Доброта - она превыше всех благ». 

«ЧТО ТАКОЕ ПРАВДА? ЧЕЛОВЕК – ВОТ ПРАВДА!»

«ЛОЖЬ – РЕЛИГИЯ РАБОВ И ХОЗЯЕВ… ПРАВДА – БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА!»

«ВСЕ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ ЛИШНИЕ…»

«ВО ЧТО ВЕРИШЬ, ТО И ЕСТЬ…»

«…ЕСЛИ КТО КОМУ ХОРОШО НЕ СДЕЛАЛ, ТОТ И ХУДО ПОСТУПИЛ…»

«ВСЯКО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК…КАК СЕРДЦЕ НАЛАЖЕНО, ТАК И ЖИВЕТ…»

«На что совесть? Я не богатый». «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше

Слайд 3История создания пьесы
1902 год - драма «На дне»
пьеса – итог

почти 20-летних наблюдений драматурга над миром «бывших людей»

написана для труппы Московского Художественного общедоступного театра

Традиции Чехова:
множество сюжетных линий;
лирический подтекст,
«подводные течения»;
речевые характеристики

к 60-летию первой постановки (18 декабря 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз. 

История создания пьесы1902 год - драма «На дне» пьеса – итог почти 20-летних наблюдений драматурга над миром

Слайд 4Смысл названия пьесы «На дне»
«Без солнца»
«Ночлежка»
«На дне жизни»
«На дне»

Смысл названия пьесы «На дне»«Без солнца»«Ночлежка»«На дне жизни»«На дне»

Слайд 5На дне

Где ?




Что?
Кто?
Почему?
Как?
Чего?

На дне Где ?Что?Кто?Почему?Как?Чего?

Слайд 6Причины возникновения ….
Неумение общаться с людьми
Завышенная самооценка
Упрямство
Невоспитанность
Враждебность
Упрямство,неумение

уступать
Оскорбленное достоинство
Нетерпимость к чужому мнению


конфликт

Причины возникновения     ….Неумение общаться с людьмиЗавышенная самооценкаУпрямствоНевоспитанностьВраждебностьУпрямство,неумение уступатьОскорбленное достоинствоНетерпимость к чужому мнениюконфликт

Слайд 7драматическое произведение

пьеса
конфликт


внешний

внутренний

Социальный конфликт:
общество виновато в существовании такого «дна»

Что важнее для
человека :
ложь или правда

жанр философской драмы

драматическое произведение

Слайд 8 Новаторство А.М.Горького
невиданный ранее мир воров, бродяг и

проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди.

Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.


Новаторство А.М.Горького   невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира,

Слайд 9Проблематика драмы
В центре – спор о человеке.
Пьеса продолжает тему униженных

и оскорбленных в русской литературе.

Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»?

Главное в этом споре – проблема правды и лжи.

Проблематика драмыВ центре – спор о человеке. Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. Горький

Слайд 10Обитатели ночлежки

Обитатели ночлежки

Слайд 11Босячество, изображённое в пьесе, было крупным социальным явлением ХIХ начала ХХ

века.
Только в Нижнем Новгороде в 1901 году было зарегистрировано 4 тысячи «босяков».
Прототипов героев пьесы Горький наблюдал в Нижнем Новгороде, на Миллионной, среди «золотой роты».
Босячество, изображённое в пьесе, было крупным социальным явлением ХIХ начала ХХ века.   Только в Нижнем

Слайд 12Справка
«Золотая рота» — русский фразеологизм, исторически имевший два значения. Оба они связаны с реалиями

Российской империи. Первоначально это было неофициальное название Роты дворцовых гренадер, впоследствии это выражение приобрело переносный и бранный смысл и стало обозначать представителей городских низов и преступного мира.
Справка«Золотая рота» — русский фразеологизм, исторически имевший два значения. Оба они связаны с реалиями Российской империи. Первоначально это было неофициальное

Слайд 13В Нижнем Новгороде Горький мог наблюдать многих странников, подобных Луке.

«По своему

географическому положению Нижний Новгород и вся приволжская часть уездов представляют самое лучшее и удобное место для стечения всякого сброда людей, в том числе странников, с целью отправиться отсюда по большой дороге, «по вольному пути» в камыши астраханские».
«Вестник Европы»

О

В Нижнем Новгороде Горький мог наблюдать многих странников, подобных Луке.«По своему географическому положению Нижний Новгород и вся

Слайд 14«Бугровская ночлежка»
Обитатели приюта
«Бугровская ночлежка»
послужили прототипами героев
пьесы М.Горького. Приют
построил в1880-1883 гг.
А.П.Бугров, предприниматель

и
меценат.

старообрядцы Бугровы были противниками пьянства и всяческих гулянок поэтому на доме была помещена надпись, устанавливающая правила внутреннего распорядка: "Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо". И правила эти неизменно соблюдались.

«Бугровская ночлежка»Обитатели приюта«Бугровская ночлежка»послужили прототипами героевпьесы М.Горького. Приютпостроил в1880-1883 гг.А.П.Бугров, предприниматель имеценат.старообрядцы Бугровы были противниками пьянства и

Слайд 16Обитатели ночлежки
Барон
Актер
Настя
Клещ
Анна
Сатин
Бубнов
Васька Пепел
Квашня

Обитатели ночлежкиБаронАктерНастяКлещАннаСатинБубновВаська ПепелКвашня

Слайд 17Клещ и Анна
Клещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает

выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены.
Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть».

Акт I. Художник С. Гонков.

Клещ и АннаКлещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным

Слайд 18Барон
Бывший дворянин (разорился).
Все его достояние – воспоминания

о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его.
Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.
Барон: «А…ведь зачем-нибудь я родился… а?»

Барон — В. Качалов.
Спектакль Московского
Художественного театра.

Барон  Бывший дворянин (разорился).  Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет

Слайд 19Актер
Бывший театральный актер.
Когда-то играл на сцене

и носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь спился.
Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией.

Актер — Э. Рейхер.
Спектакль "Kleines Theater", Берлин.

Актер  Бывший театральный актер.   Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а

Слайд 20Настя
Проститутка.
Пытается вырваться из грязного прошлого и

настоящего , где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди!..» в мир «чистой любви».
Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь».

Настя — О. Книппер.
Московский Художественный театр.

Настя  Проститутка.  Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего , где «…опротивело все! Вся жизнь…

Слайд 21Васька Пепел
Вор. Сын вора.
Родился в тюрьме

и обречен идти по этой дороге.
Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы.
«…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…»

Васька Пепел — И. Сканке.
Спектакль театра
Альмы и Иохана Фальстрам.
Христиания (ныне Осло), Норвегия. .

Васька Пепел  Вор. Сын вора.   Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге.

Слайд 22Бубнов
Бывший владельцем красильной мастерской, картузник.
Оказался в ночлежке,

уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника.
Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!»
Бубнов  Бывший владельцем красильной мастерской, картузник.  Оказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше»,

Слайд 23Сатин
Бывший телеграфист. Шулер.
Попал на «дно», после того как

отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру). Раньше он «много читал книг», «был образованным человеком». Это подтверждается лексикой и всем строем речи. У Сатина независимый характер. Он может показаться циничным.

Сатин — Р. Валентин.
Спектакль Kleines Theater, Берлин.

Сатин Бывший телеграфист. Шулер.  Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не

Слайд 24Обитатели ночлежки
Обитатели дна выброшены из жизни в силу

условий, царящих в обществе. Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе

Барон

Актер

Настя

Клещ

Анна

Сатин

Бубнов

Васька Пепел

Квашня

Обитатели ночлежки   Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Их судьбы

Слайд 27Лука-двойственность имени
вызывает ассоциации со словом «лукавый».

Лука — И. Москвин.
Спектакль Московского Художественного театра

Лука означает «светлый» (имя одного из 4-х канонических евангелистов

Находит подход к каждому ночлежнику. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее

Лука-двойственность именивызывает ассоциации со словом «лукавый».

Слайд 28Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы
Философия Луки
Философия Сатина
Философия


автора
Три философии – три ответа на главный вопрос пьесыФилософия ЛукиФилософия СатинаФилософия автора

Слайд 29Философия Луки
Лука – носитель философии веры. Он верит в любого человека.


Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий.
Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть».

Акт II. Художник С. Гонков.

Философия ЛукиЛука – носитель философии веры. Он верит в любого человека. Суть его философии: вера может изменить

Слайд 30Философия Сатина
Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в

человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты.
Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»
«Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!»

Акт IV. Художник С. Гонков.

Философия СатинаСатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он

Слайд 31 Философия автора
А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя,

а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя.
Композиция пьесы разоблачает философию Луки.
Философия автораА.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое

Слайд 32Кто прав? Чья философия побеждает?
Основной вопрос, который я хотел поставить, это

– что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.
А.М.Горький
Вечный вопрос?..

А.М.Горький

Кто прав? Чья философия побеждает?Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть