Презентация, доклад Соединение трагического и комического в судьбе героев повести Н.В.Гоголя Нос

Содержание

Методические рекомендации по использованию ресурса Ресурс состоит из двух частей: мультимедийное сопровождение к уроку по теме «Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. Повесть «Нос» (20 слайдов) и обучающего теста по повести, который можно

Слайд 1Титульный слайд
Название работы: «Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских

героев. Повесть «Нос»».

Автор: Морозова Наталья Терентьевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Предметная область: урок литературы в 10 классе (программа Г.С.Меркина)
Титульный слайд Название работы: «Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. Повесть «Нос»». Автор: Морозова Наталья

Слайд 2Методические рекомендации по использованию ресурса
Ресурс состоит из двух частей:

мультимедийное сопровождение к уроку по теме «Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. Повесть «Нос» (20 слайдов) и обучающего теста по повести, который можно использовать в начале урока в качестве актуализации знаний учащихся (12 слайдов + слайд с ответами).
Навигатор (5 слайд) и гиперссылки позволят вам работу на уроке сделать интересной и привлекательной.
Гиперссылку следует использовать согласно стрелочкам на слайдах:
- по этой стрелочке можно вернуться к следующему этапу урока;
- это стрелочка стоит в конце мультимедийного сопровождения к уроку и после завершения обучающего теста;
каждый последующий слайд презентации меняется по щелчку правой кнопки «мышки».
Удачной вам работы!

назад

к навигатору

Методические рекомендации по использованию ресурса  Ресурс состоит из двух частей: мультимедийное сопровождение к уроку по теме

Слайд 3Цель презентации:
Помочь ребятам раскрыть характер майора Ковалёва и суть

чиновничьей жизни; познако-мить учащихся, с понятием фантасмагория»;
выяснить, что страшнее: потерять привычную человеческую внешность или человеческую суть?
создать эмоциональный настрой на успешную работу учащихся на уроке, способствовать развитию навыков литературоведческого анализа.
прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.
Цель презентации: Помочь ребятам раскрыть характер майора Ковалёва и суть чиновничьей жизни; познако-мить учащихся, с понятием фантасмагория»;

Слайд 4Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Повесть «Нос»

Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.Повесть «Нос»

Слайд 5Навигатор
Анализ произведения Н.В.Гоголя «Нос»
Обучающий тест

Навигатор Анализ произведения Н.В.Гоголя «Нос»Обучающий тест

Слайд 6В сборник «Петербургских повестей» входят

В сборник «Петербургских повестей» входят

Слайд 7Невский проспект
У Гоголя Невский проспект – выставка «всех лучших произведений человека»:

щегольской сюртук;
греческий нос;
пара хорошеньких
глазок;
шляпка;
перстень;
галстук;
усы и т.д..

Почему автор описывает не людей, а говорит о деталях их внешности и одежды?

Невский проспектУ Гоголя Невский проспект – выставка «всех лучших произведений человека»: щегольской сюртук; греческий нос; пара хорошеньких

Слайд 8

Такая отдалённость деталей от носителей создаёт ощущение фантастичности, фантасмагоричности Петербурга.

Такая отдалённость деталей от носителей создаёт ощущение фантастичности, фантасмагоричности Петербурга.

Слайд 9Жители Петербурга
Жители Петербурга
разъединены.
Аристократы
Купцы
Чиновники
Офицеры
Дамы
Рабочие
Мастеровые
Чиновники
«Никакой дух не блестит в народе»
«..Все погрязли в

бездельном труде»
Жители ПетербургаЖители Петербурга разъединены.АристократыКупцыЧиновникиОфицерыДамыРабочиеМастеровыеЧиновники«Никакой дух не блестит в народе»«..Все погрязли в бездельном труде»

Слайд 10Какой художественный приём использует Н.В.Гоголь, восхищаясь жителями Петербурга?
«Боже, какие есть прекрасные

должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!»

Злая ирония, сарказм.

Петербург лишает людей человеческих качеств, человеческого лица. Это люди-марионетки, лишённые души, индивидуальности, включённые в бездушный механизм столичной жизни.

Какой художественный приём использует Н.В.Гоголь, восхищаясь жителями Петербурга?«Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают

Слайд 11
Необычный памятник
Барельеф с изображением Носа майора Ковалёва
Знаете ли, когда и где

была установлена эта плита с таким странным барельефом?

Необычный памятник был установлен в Санкт-Петербурге в 1995 году на фасаде дома №36 по Вознесенскому проспекту.

Необычный памятникБарельеф с изображением Носа майора КовалёваЗнаете ли, когда и где была установлена эта плита с таким

Слайд 12Рассуждаем и доказываем!
Почему нашим современникам показалось необходимым увековечить невероятную историю

с носом майора Ковалёва?

Не содержится ли в этой метафоре какой-либо урок для всех нас?

Какие пословицы и поговорки вы знаете с ключевым словом «нос»?

Рассуждаем и доказываем! Почему нашим современникам показалось необходимым увековечить невероятную историю с носом майора Ковалёва? Не содержится

Слайд 13Рассуждаем и доказываем!
Как Гоголь описывает потерю носа майором Ковалёвым?

Зачем нам нос? Как бы мы себя чувствовали без него?

Зачем же нос нужен майору Ковалёву?

Рассуждаем и доказываем! Как Гоголь описывает потерю носа майором Ковалёвым? Зачем нам нос? Как бы мы себя

Слайд 14Анализ содержания повести
Чтобы понять досаду по поводу неожиданной потери на

лице майора Ковалёва, вспомните, зачем он приехал в Петербург?

«Майор Ковалёв прибыл в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то – экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте.»

Анализ содержания повести Чтобы понять досаду по поводу неожиданной потери на лице майора Ковалёва, вспомните, зачем он

Слайд 15Анализ содержания повести
Какое звание было у Ковалёва?
«Ковалёв… два года только

ещё состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором».

Почему он просил всех называть себя майором?

Какое значение он придавал собственному чину?

Анализ содержания повести Какое звание было у Ковалёва?«Ковалёв… два года только ещё состоял в этом звании и

Слайд 16Анализ содержания повести
Что больше всего поразило майора Ковалёва при совершенно

фантастической встрече с его собственным носом?

Как вы думаете, почему у Носа именно такой чин?

Если у героя даже нос имеет чин, даже в носу – и там чин, тогда что же для него нос?

Средоточие амбиций – незаслуженных притязаний героя.

Смысл жизни.

Суть героя.

Он весь - в носе.

Анализ содержания повести Что больше всего поразило майора Ковалёва при совершенно фантастической встрече с его собственным носом?

Слайд 17Кластер
Какие человеческие пороки изобразил Гоголь в образе Носа?

Кластер Какие человеческие пороки изобразил Гоголь в образе Носа?

Слайд 18
Сергей Александрович Алимов
Как художник использует в своих иллюстрациях приём

гротеска?

Расшифруйте метафору художника: состоит из мундира и носа. В чём сущность такого человека?

На каком фоне мы видим этого героя? Почему?

Сергей Александрович Алимов Как художник использует в своих иллюстрациях приём гротеска? Расшифруйте метафору художника: состоит из мундира

Слайд 19Какие две вещи требуется жителю Петербурга, чтобы быть успешным?

Какие две вещи требуется жителю Петербурга, чтобы быть успешным?

Слайд 20Анализ содержания повести
Чем становится Нос в повести Гоголя в художественном

смысле?
Как называется иносказание, скрытое сравнение?

Метафора

Зачем Гоголю, а за ним и художнику Алимову эта метафора? Что они с её помощью хотели сказать?

Человек в погоне за успехом может потерять человеческий облик.

Анализ содержания повести Чем становится Нос в повести Гоголя в художественном смысле?  Как называется иносказание, скрытое

Слайд 21Рефлексия
Что страшнее: потерять привычную человеческую внешность или человеческую суть?

Каков же главный нравственный урок?

О чём нельзя забывать ни при каких обстоятельствах?

Зачем же на Вознесенском проспекте в Санкт-Петербурге висит барельеф с носом майора Ковалёва?

Рефлексия Что страшнее: потерять привычную человеческую внешность или человеческую суть? Каков же главный нравственный урок? О чём

Слайд 22Урок нравственности
Мы – люди, и при любых, даже самых заманчивых, обстоятельствах

должны прежде всего суметь сохранить в себе человеческое начало, человеческую душу.

Иногда нужно спросить себя: «А не похож ли я, даже с носом, на майора Ковалёва?»

К навигатору

Урок нравственностиМы – люди, и при любых, даже самых заманчивых, обстоятельствах должны прежде всего суметь сохранить в

Слайд 23Словарная работа
Фантасмагория – нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии.
Всё ложно,

всё обманчиво, продажно: «О, не верьте этому Невскому проспекту!»; «Он лжёт»; «Всё обман, всё мечты, всё не то, чем кажется». Ночью «демон зажигает лампады, для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде».

назад

Словарная работа Фантасмагория – нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии.Всё ложно, всё обманчиво, продажно: «О, не верьте

Слайд 24Пословицы и поговорки (результаты исследовательской работы в группах)
Нос не по чину.
Тому виднее,

у кого нос длиннее.
Кто весел, а кто и нос повесил.
Водить кого за нос.
Нос крючком, борода клочком.
Этот нос сто лет рос.
Меж глаз нос пропал.
Не тем концом нос пришит.
Твоя бабушка моего дедушку за нос водила.
Я ему утру нос.
Нос с локоть, а ума с ноготь.
Нос крив, и нрав неправ.
Поднял (Задрал) нос.

назад

Пословицы и поговорки (результаты исследовательской работы в группах)Нос не по чину.Тому виднее, у кого нос длиннее.Кто весел,

Слайд 25Словарная статья
назад
Экзекутор – чиновник в присутственном месте, на котором лежали

полицейские и хозяйственные обязанности.


Вице – первая часть сложного слова со значением «заместитель», «помощник»
Словарная статьяназад Экзекутор – чиновник в присутственном месте, на котором лежали полицейские и хозяйственные обязанности. Вице –

Слайд 26Вопрос №1
Произведение Н.В.Гоголя «Нос» относится к циклу:
А) «Миргород»;
Б) «Петербургские

повести»;
В) «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Вопрос №1Произведение Н.В.Гоголя «Нос» относится к циклу:А)  «Миргород»;Б)  «Петербургские повести»;В)  «Вечера на хуторе близ

Слайд 27Вопрос №2
«Необыкновенно странное происшетвие», случившееся марта 25 числа, произошло:
А) в

некоем губернском городе;
Б) в Миргороде;
В) в Петербурге.
Вопрос №2«Необыкновенно странное происшетвие», случившееся марта 25 числа, произошло:А)  в некоем губернском городе;Б)  в Миргороде;В)

Слайд 28Вопрос №3
Цирюльник Иван Яковлевич, завтракая, с ужасом обнаружил нос:
А)

в хлебе;
Б) в каше;
В) в чае.

«Он узнал, что этот нос был не чей другой, как коллежского асессора Ковалёва, которого он брил каждую середу и воскресенье».

Вопрос №3 Цирюльник Иван Яковлевич, завтракая, с ужасом обнаружил нос:А)  в хлебе;Б)  в каше;В)

Слайд 29Вопрос №4
«Мысль о том, что полицейские отыщут у него нос

и обвинят его, привела его в совершенное беспамятство». Иван Яковлевич решил:

А) отнести нос в полицейский
участок;
Б) спрятать его в доме;
В) подсунуть куда-нибудь на улице.

Вопрос №4 «Мысль о том, что полицейские отыщут у него нос и обвинят его, привела его в

Слайд 30Вопрос №5
«Коллежский асессор Ковалёв проснулся довольно рано… потянулся, приказал себе

подать небольшое стоявшее на столе зеркало». К величайшему изумлению, он увидел, «что у него вместо носа совершенно гладкое место!» Испугавшись, он:

Ковалёв, чтобы придать себе благородства и веса, называл себя майором. Он приехал в Петербург, чтобы «искать приличного своему званию места» и чтобы поискать невесту с приданым в двести тысяч. И теперь, когда вместо довольно «недурного и умеренного носа» Ковалёв увидел «преглупое, ровное и гладкое место», он был в ужасе.

А) поехал к полицмейстеру;
Б) спрятался под одеяло;
В) обратился к врачу.

Вопрос №5 «Коллежский асессор Ковалёв проснулся довольно рано… потянулся, приказал себе подать небольшое стоявшее на столе зеркало».

Слайд 31Вопрос №6
По дороге у участок майор Ковалёв закрывал платком лицо,

«показывая вид, как будто у него шла кровь». Вдруг он увидел, что из кареты выпрыгнул и вбежал в дом какой-то «господин в мундире» в ранге статского советника. Это был:

А) его нос;
Б) его начальник;
В) его друг.

«Бедный Ковалёв чуть не сошёл с ума»

Вопрос №6 По дороге у участок майор Ковалёв закрывал платком лицо, «показывая вид, как будто у него

Слайд 32Вопрос №7
Ковалёв дождался важного господина, побежал за каретой и вошёл

вслед за статским советником в Казанский собор. Здесь майор попытался объясниться и призвать нос к порядку. В ответ тот:

А) согласился вернуться к майору;
Б) не стал с ним разговаривать;
В) не признал Ковалёва и
отказался от всяких отношений.

«Ковалёв совершенно смешался, не зная, что делать и что даже подумать»

Вопрос №7 Ковалёв дождался важного господина, побежал за каретой и вошёл вслед за статским советником в Казанский

Слайд 33Вопрос №8
Майор Ковалёв поспешил в газетную экспедицию дать объявление о

носе, чтобы «поймавший представил его немедленно», но такое объявление печатать отказались: «газета может потерять репутацию». После этого майор отправился к частному приставу, большому любителю государственных ассигнаций. Пристав:

А) взял дело в расследование;
Б) отказался от такого дела;
В) не принял Ковалёва без визитки.

Вопрос №8 Майор Ковалёв поспешил в газетную экспедицию дать объявление о носе, чтобы «поймавший представил его немедленно»,

Слайд 34Вопрос №9
Дома майор ещё раз посмотрелся в зеркало («Экой пасквильный

вид!»). Вдруг явился полицейский чиновник и сообщил, что нос Ковалёва найден: «..Его перехватили почти на дороге. Он уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу». Коллежский асессор «едва через несколько минут пришёл в возможность видеть и чувствовать: в такое беспамятство повергла его неожиданная радость». Но счастье майора было недолгим:

А) нос не хотел приставать к лицу;
Б) нос опять сбежал;
В) это оказался чужой нос.

Ковалёв вызвал доктора, но тот не помог, а посоветовал предоставить все «действию самой натуры».

Вопрос №9 Дома майор ещё раз посмотрелся в зеркало («Экой пасквильный вид!»). Вдруг явился полицейский чиновник и

Слайд 35Вопрос №10
«Между тем слухи об этом необыкновенном происшествии распространились по

всей столице, и, как водится, не без особенных прибавлений». Говорили, что нос гуляет по Невскому проспекту, что заходит в магазины, и много других небылиц ходило по городу. Вдруг нос:

А) и вправду объявился в Таврическом саду;
Б) очутился на своём месте, между двух щёк майора Ковалёва;
В) решил занять место Ковалёва в департаменте.

«И после того майора Ковалёва видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам… и даже покупавшего какую-то орденскую ленточку…»

Вопрос №10 «Между тем слухи об этом необыкновенном происшествии распространились по всей столице, и, как водится, не

Слайд 36Вопрос №11
В этой истории, по мнению автора, «много неправдоподобного»: и

как нос отделился, и «как очутился в печёном хлебе», и что… - «нет, решительно много непонятного». «Но что страннее, что непонятнее всего, - это то,_ _».

А) Как и почему нос вернулся;
Б) как нос мог принять вид чиновника;
В) как авторы могут брать подобные сюжеты.

«Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, - редко, но бывают»

Вопрос №11 В этой истории, по мнению автора, «много неправдоподобного»: и как нос отделился, и «как очутился

Слайд 37Вопрос №12
Литературный приём, с помощью которого описываются события повести, называется:
А)

гротеск;
Б) гипербола;
В) аллегория.
Вопрос №12 Литературный приём, с помощью которого описываются события повести, называется:А)  гротеск;Б)  гипербола;В)  аллегория.

Слайд 38Проверь себя!
- Б
- В
- А
- В
- А
- А
7. – В
8. –

Б
9. – А
10. – Б
11. – В
12. - А

Критерии оценивания:
«5» - нет ошибок;
«4» - 1-3 ошибки;
«3» - 4 – 6 ошибок;
«2» - более 6-ти ошибок

К навигатору

Проверь себя!- Б- В- А- В- А- А7. – В8. – Б9. – А10. – Б11. –

Слайд 39Использованная литература:
http://alldayplus.ru/design_art_photo/culture/8308-rasskazy-o-hudozhnikah-sergey-alimov-grafik-illyustrator-multiplikator.html- рассказы о художнике Сергее Александровиче Алимове


Беленькая Е.Э. Обучающие тесты

к учебнику «Русская литература века. 10 класс» под ред. А.Н.Архангельского. – М.: Дрофа, 2006.
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013
Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы: методическое пособие к учебнику «Литература 10 класс» (автор-сост. Г.С.Меркин) – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Использованная литература:http://alldayplus.ru/design_art_photo/culture/8308-rasskazy-o-hudozhnikah-sergey-alimov-grafik-illyustrator-multiplikator.html- рассказы о художнике Сергее Александровиче АлимовеБеленькая Е.Э. Обучающие тесты к учебнику «Русская литература века. 10

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть