Слайд 2Формулировка задания 2016
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем,
поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются два аргумента).
Слайд 3Критерии
Проблема (К1)
это то, что тревожит автора, это тот вопрос, на
который он пытается ответить в своем тексте.
В тексте может решаться несколько проблем, но надо выбрать одну и писать только по ней.
Выявление проблемы – важный этап работы над сочинением.
Комментарий к проблеме (К2)
это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста
объяснение того, как проблема раскрывается в этом тексте
это комментированный пересказ, соотнесенный с основной проблемой текста.
Слайд 4Внимание!
Комментарий вы теперь пишете не только с опорой на текст, но
и с привлечением примеров из текста, которые позволяют понять позицию автора по выделенной вами проблеме.
Максимальное количество баллов – 3.
Но если не смогли верно определить проблему, то по критериям К1 – К4 ноль баллов.
Слайд 5Позиция автора (К3)
Аргументация экзаменуемым
собственного мнения по проблеме (К4)
Необходимо выразить свое мнение
по сформулированной проблеме, написать, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста.
Объяснить почему.
Свое мнение надо обязательно аргументировать, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
это ответ на вопрос проблемы.
Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос.
Слайд 6Проблема
это то, что тревожит автора, это тот вопрос, на который он
пытается ответить в своем тексте.
В тексте может решаться несколько проблем, но надо выбрать одну и писать только по ней.
Выявление проблемы – важный этап работы над сочинением.
Слайд 7Как сформулировать проблему?
ПРОБЛЕМА + сущ. в род. падеже (чего?)
поднимает проблему исчезновения
милосердия…
ставит проблему влияния сериалов… на формирование безнравственных взглядов…
рассматривает проблему неоправданной жестокости…
волнует проблема одиночества…
пишет о проблеме нравственного выбора…
ВОПРОС
Действительно ли исчезает милосердие из нашей жизни?
Как влияют сериалы … на формирование нравственных идеалов?
Почему человек бывает неоправданно жесток?
НАЗЫВНЫЕ предложения
Милосердие и современность…
Сериалы о… Их влияние на современного человека…
Человек и жестокость…
Слайд 8Примерный перечень проблем
Проблема взаимоотношения отцов и детей
Проблема старости (забота детей о
родителях)
Проблема детства, становления личности
Проблема коммерциализации культуры
Проблема отчего дома
Проблема утраты корней прошлого
Проблема утраты семейных традиций
Проблема исторической памяти
Проблема русского языка
Проблема СМИ
Проблема массовой культуры и др.
Слайд 9Практикум.
Прочитайте текст, найдите ключевые слова.
Что человеку важно? Как
прожить жизнь? Прежде
всего не совершать никаких проступков, которые бы
роняли его достоинство. Можно не очень много сделать
в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого,
против своей совести, то уже этим самым ты
приносишь колоссальную пользу. А ведь в жизни могут
быть и тяжелые ситуации, когда перед человеком стоит
проблема выбора – быть обесчещенным в глазах
окружающих или в своих собственных. Уверен, что
лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью.
(По Д. Лихачеву)
Слайд 10Проверка
Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде
всего не совершать никаких
проступков, которые бы
роняли его достоинство. Можно не очень много сделать
в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого,
против своей совести, то уже этим самым ты
приносишь колоссальную пользу. А ведь в жизни могут
быть и тяжелые ситуации, когда перед человеком стоит
проблема выбора – быть обесчещенным в глазах
окружающих или в своих собственных. Уверен, что
лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (По Д. Лихачеву)
Напишите проблему
Слайд 11ПРОВЕРКА
Проблема (соотношения) чести и совести
Проблема нравственного выбора
Как человек должен прожить свою
жизнь?
Слайд 12 Прочитайте текст, найдите ключевые слова. Определите проблему.
Никто не свободен от
ошибок в нашей сложной жизни. Однако человека, который оступился, подстерегает серьезнейшая опасность: ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность – это самое страшное. Как-то один мой сослуживец сказал, что не верит ни одному человеку, что все люди прохвосты. Я понял, что и мне ему нельзя верить: человек, убежденный только в силе зла. Может и сам стать злом. (По Д. Лихачеву).
Слайд 13ПРОВЕРКА
Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. Однако человека,
который оступился, подстерегает серьезнейшая опасность: ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность – это самое страшное. Как-то один мой сослуживец сказал, что не верит ни одному человеку, что все люди прохвосты. Я понял, что и мне ему нельзя верить: человек, убежденный только в силе зла. Может и сам стать злом.
(По Д. Лихачеву).
Слайд 14ПРОВЕРКА
Проблема потери веры в людей.
Почему человек может разочароваться в людях?
Слайд 15Ресурсы
МП Сайт «Могу писать»
kursi@mogu-pisat.ru
Составители: Ю. Фишман, М. Балюнова.
Слайд 16МБОУ СОШ с. Найхин
Учитель русского языка и литературы Мироненко Е. П.
Апрель
2016