Слайд 1Урок в 11 классе:
«Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ»
Учитель МОУ
Филинская СОШ: Мокина И.В.
Слайд 2Тема урока:
Подготовка к написанию сочинения части С.
Цели урока:
Обучающая: отработать
алгоритм написания части С
Развивающая: развивать умение строить монологическое высказывание, развивать коммуникативные умения в общении.
Воспитывающая: способствовать духовному становлению личности.
Слайд 3Задачи:
1. Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путём составления учащимися презентаций
по предложенным частям сочинения.
2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий.
Слайд 4Содержание урока:
-проанализировать предложенный текст
-познакомиться с точкой зрения автора текста на поставленную
проблему.
-сформировать у учащихся собственный взгляд на проблему.
-создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Оборудование: ПК, раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе с частью С, презентации.
Слайд 6Текст «Моя «Она»
Читает Олег Янковский
Слайд 7Формулировка проблемы исходного текста.
Проблема – сложный вопрос, который требует разрешения.
Слайд 9Способы формулировки проблемы
1.В виде вопроса
Какое влияние на личность оказывает лень?
Над этой проблемой размышяет автор в своём тексте.
2. С использованием типовых конструкций, включающих слова «проблема», «вопрос»
Предложенный для анализа текст А.П. Чехова посвящен до боли знакомой проблеме лени.
3. Именительные темы.
Лень… Сколько дел и душ погубило это всепоглощающее чувство. Именно этой злободневной теме посвящает свой текст А.П. Чехов
Слайд 10Способы формулировки проблемы
4. «Риторический вопрос – стимулы или восклицания»
Кто виноват
в душевной лени? Что мешает человеку справиться с этим мучительным чувством? Ответы на эти злободневные вопросы пытается найти известный писатель А.П. Чехов.
5. Картина
6. Название
Слайд 11Способы формулировки проблемы
7. Цитата, пословица, поговорка, афоризм.
«Лень отняла у нас
его раньше, чем смерть»,-гласит эпитафия Антуана Ревароля. Эта фраза, запоминающаяся своей реальностью, отражает сущность проблемы, поднятой в тексте А. П. Чехова.
8. Сообщение об авторе
Автор текста А.П. Чехов, настоящий мастер слова, писатель, обличитель человеческих пороков, его рассказы неизменно вызывают интерес читателей, потому что они – это истории жизни обыкновенных людей. Писатель пристально всматривается в судьбы своих героев, рассматривая ту или иную проблему. Данный рассказ заставил меня задуматься о проблеме лени.
Слайд 12Комментирование
проблемы
Это разъяснение основной проблемы исходного текста
Виды
комментария
Текстуальный
(объяснение текста, как бы следуя за автором в раскрытии проблемы)
Концептуальный
(опираясь на понимание проблемы текста,
даются различного рода интерпретации
этой проблемы)
Не путать пересказ с комментарием!
Задайте себе следующие вопросы:
- что делает автор, предлагая для обсуждения проблему?
- на какие аспекты (см. план текста) этой проблемы он обращает внимание?
- что особенно волнует автора?
- как это делает автор (с помощью каких выразительных средств)
Слайд 14Примерный план комментария
а) к какой категории относится проблема
б) насколько она злободневна
в)
что делает её актуальной
г) традиционна ли эта проблема или новая
д) если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу
е) если новая, то что стало причиной её появлениж) как удалось авторупривлечьвнимание читателя к данной проблеме
з) как характеризует автора выбор данной проблемы (например, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции, глубокий знаток человеческой души)
Слайд 15Возможные «переходные» предложения
Проблему ( чего? какую?) автор рассматривает на
примере жизни одного из героев
Комментируя эту проблему, автор обращает внимание читателя на…
Проблема, поднятая автором, заставляет нас глубоко задуматься о…
Это одна из самых острых проблем нашего времени.
В чём заключается сущность данной проблемы?
Слайд 16Уместны будут следующие глаголы:
Сообщает
Подчёркивает
Выделяет
Замечает
Указывает
Размышляет
Высказывает интересное
предложение
Анализирует
Затрагивает
Ссылается
Иллюстрирует
Приводит примеры
Возражает
Убеждает
Сравнивает
Обвиняет
Доказывает
Слайд 17Текстуальный пример
комментирования
Рассматривая проблему лени на примере жизни своего героя, писатель
с иронией повествует нам о том, что лень «родилась» раньше героя рассказа. Автор обращает наше внимание на то, что она не покидает его днем и ночью. Он сравнивает «ее» с девушкой, сестрой, которая постоянно следует за ним, лень подчиняет его полностью. Таким образом, проблема лени становится для чеховского героя неразрешимой, он не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.
Слайд 18Концептуальный
пример комментирования
Рассмотрим проблему лени подробнее. Ее актуальность очевидна, так
как она касается каждого из нас. Нет ни одного человека, который бы не испытывал «её»влияние на себе. Наверное каждый из нас, читая чеховский текст, невольно проводил параллель с собой. Как же трудно порой оторвать себя от экрана телевизора , компьютера и сесть за выполнение д/з. Практически ежедневно каждому из нас приходится бороться с ней, коварной, или, к сожалению, как и чеховскому герою, уступать ей.
Слайд 19Языковой анализ текста
Помогает
Правильно Увидеть
Оценить Понять
понять авторскую способ отношение
содержание позицию воздействия автора к
текста на читателя проблеме
Слайд 20Языковые средства могут:
Отражать:
- позицию автора
- реальную картину
происходящего
- авторское чувство
Передавать:
- эмоциональное
состояние автора
- заинтересованность автора
- глубину авторской мысли
Придавать тексту:
- торжественную интонацию
Помочь автору:
- эмоционально воздействовать на читателя
- заставить читателя задуматься над проблемами
- образно представить картину происходящего
Слайд 21Чаще всего используются такие языковые средства:
1. Эпитеты – яркие образные определения.
2.
Метафоры – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другим.
3. Олицетворения – перенос свойств человека на неодушевлённые предметы.
4. Синонимы – близкие по значению слова.
5. Антонимы – противоположные по значению слова.
6. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
7. Антитеза – противопоставление.
8. Риторические фигуры – обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску.
9.Инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении.
10. Анафора – повторение одних и тех же морфем, частей слов, сочетаний звуков.
Слайд 22Авторская позиция
отношение автора к обсуждаемой
проблеме т.е. что хотел сказать автор
Слайд 23Автор может:
посвящять свою статью
эмоционально воздействовать на читателя
делать читателя своим союзником
образно воссоздавать
картину происходящего
раскрывать сущность поставленной проблемы
заставить читателя задуматься над …
показать злободневность рассматриваемой проблемы
обращаться к литературе,
аргументируя свой тезис
NB! Смотри информацию заданий А-28 и В-8 – это «подсказка»
пытаться понять почему
передать читателю свою заинтересованность данной проблемой
ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
привести в качестве примера цитату
заставить читателя самого решать сложные вопросы (делать нравственный выбор)
говорить с тревогой о наболевших проблемах
призвать читателя к …
убедительно доказывать, используя конкретные примеры
Слайд 24А-28
В каком предложение выражена насмешка
А.П.Чехова над безволием героя рассказа?
10
12
14
18
Слайд 25В-8
«Юмористический рассказ А.П.Чехова построен на _____ . Эффект обманутого ожидания создает
использование слов «привязанность», «связь», «развод» не в переносном, а именно в прямом значение. _____ в 8 и 9 предложениях усиливают ироническую ассоциацию лени с женщиной. Выразительная _____, связывающая 18 и 19 предложения, подчеркивает несерьезность намерения героя покончить с праздностью.»
Список терминов:
сравнение
анафора
фразеологизм
ирония
развернутая метафора
парцелляция
аллитерация
неполные предложения
использование слов в переносном значение
эпитет
4
1
7
Слайд 26Пример авторской позиции
Авторская позиция скрыта за иронией. Читая текст, в котором
лень ассоциируется с женщиной, мы ощущаем мягкую иронию автора. Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя. Более того, точка зрения писателя способствует формированию нашего читательского восприятия. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на собственную каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником своей лени. Если мы не сделаем над собой усилие, то будем глубоко несчастны.
Слайд 27Аргументация собственного мнения
(приведение доказательств для объяснения собственного мнения)
Сначала нужно выразить собственное
мнение к позиции автора-согласны или не согласны вы с мнением автора,затем аргументировать свою позицию,своё отношение к позиции автора текста.Помните , надо подтверждать актуальность, важность, жизненность нравственных аксиом.
Слайд 28Структура микротекста-рассуждения:
Тезис
(Мысль возможная)
Аргументация
Вывод
(Мысль доказанная)
Слайд 31Фрагмент сочинения
С позицией автора нельзя не согласиться, потому что лень и
праздность способны помешать достижению собственной цели. Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова «Ионыч» и главный герой Обломов в одноименном романе Ивана Александровича Гончарова ,которые из-за лени не смогли реализовать себя в жизни. В «Божественной комедии» Данте Алигьери лентяи находятся в 5-м круге ада из девяти.
В славянской мифологии Лень и Отеть — духи, развращающие человека и мешающие ему нормально жить и трудиться. Лень — первая степень падения. Более высокая, вторая, степень — Отеть. Человек становится толстым и неповоротливым, в критической ситуации не предпринимает ничего для спасения себя и своих близких. Дальнейшая степень разложения ведёт к невозможности двигаться и к смерти через обжорство.
Слайд 32Фрагмент сочинения
Соглашаясь в целом с Чеховым, я хочу лишь заметить, что
лень бывает разная. В одной из телепередач я услышал: ленью называют также нежелание человека что-то делать после длительной напряженной, изнурительной работы. Мне кажется, это не обычная лень, а нормальная «лень-передышка» нужна человеческому организму для восстоновления сил. Чехов, однако, пишет совершенно о другом виде лени , с которым, безусловно, каждый из нас должен бороться, чтобы состояться как личность. А потому очень удобная ссылка на то, что порой лень и «полезна»,не может рассматриваться как контраргумент чеховскому тексту.
Слайд 33Фрагмент сочинения
Качество под названием «лень» в нашей системе ценностей однозначно не
приветствуется. Сплошь и рядом именно ее называют матерью всех пороков. А известный словарь Даля определяет это качество так: «Лень — неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству».
Еще Николай Васильевич Гоголь писал, что «есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот — лень». Ленивых никто не любит. На них постоянно сыплются упреки, с ними не желают иметь дело. Да часто и сам ленивый человек мучится угрызениями совести, ругает себя. Но ничего не может с собой поделать-
не хватает силы воли, а главное, опыта преодоления лени.
Согласно «Словарю практического психолога», лень — это универсальное средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего — следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолетней усталости. Хотя, нередко лень встречается среди представителей населения планеты, возраст; которых еще не превышает и двадцати лет, поэтому говорить о «многолетней усталости» не приходится.
(По Н. Нарицыну)
Слайд 34 Заключение
Цель: подвести итог всему сказанному, завершить контакт с читателем и
вызвать у него желание продолжить размышлять над темой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ:
1.Связано с проблематикой текста.
2.Обратить внимание еще раз на самое главное.
3.Логически завершить рассуждения.
4.Может содержать решение проблемы.
5.Может отражать личное отношение к теме текста.
Слайд 35Заключение может быть написано в форме:
1.Обзора всех положений, которые ты осмыслил
в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.
2.Этически корректного возражения автору исходного текста.
3.Спора с воображаемыми критиками позиции автора.
4.Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею текста, но она должна быть обязательно прокомментирована.(искажать цитату нельзя)
5.Яркого примера, обобщающего твои суждения.
6.Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного (-ых) положения (-ий).
7.Вывода-впечатления.
8.Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.
9.Развернутого рассуждения об идеи текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.
Слайд 36Примеры заключения
В форме развернутого рассуждения
Один из самых опасных пороков человечества-лень.Об этом
невольно думаешь,прочитав текст А.П.Чехова.Чтобы не попасть в «плен» к лени,надо помнить о негативных последствиях,к которым она приводит.Даже страшно подумать о том,что будет с человеком,который всю жизнь идет «на поводу» у лени..
В форме вывода-впечатления
Чтобы избежать «плена» лени,надо помнить чеховское предостережение о том,что лень-один из самых опасных пороков человечества.
В форме цитаты
Читая чеховский текст,я вспомнил слова Н.Заболоцкого и подумал:каждый из нас должен помнить эти строки:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться,
И день и ночь,и день и ночь.