Слайд 1Реховская Ольга Михайловна
Подготовка к сочинению на морально-нравственную тему
Слайд 2 Структура сочинения-рассуждения
1 абзац. Ряд риторических вопросов + предложение переход (клише).
2
абзац – ответы на поставленные вопросы.
3 абзац – переход к теме.
4-5 абзац – аргументы из читательского опыта.
6 абзац - вывод
Слайд 3Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература?
Какой герой
Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?
Какие вопросы задаёт жизни литература?
Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?
Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете?
Слайд 4Литература… Какое место она занимает в нашей жизни? Может ли художественная
литература изменить наше представление о мире? На самом ли деле она учит нас понимать, что хорошо, а что плохо? Именно над этими вопросами заставляет нас задумать тема, предложенная для сочинения.
Слайд 5Литература – это, на мой взгляд, субъективное отражение писателями нашей жизни.
Можно сказать, литература рождается самой жизнью. Одни творцы слова повествуют о том, что их волнует, о чем они мечтают, к чему стремятся, о том, что занимает умы их современников. Другие, обращаясь с истории, ищут ответы на вопросы, которые их волнуют. Третьи устремляют свой взгляд в будущее, хотят показать нам то, что ожидает нас впереди. Но в центре любого художественного творения будет всегда одно и то же. В центре будет человек, с его переживаниями, его волнениями, мечтами и желаниями.
Слайд 6Цель художественного произведения – воспитание нравственных качеств читателей. (переход по темам)
Доказать
данную точку зрения поможет мой читательский опыт, ведь произведения многих русских писателей «будят» наши души, показывают...
Слайд 7Аргументация
Стихотворение в прозе
«Довольный человек»
Определить тему, проблему произведения;
Составить план по абзацам;
Определить авторскую
Слайд 8Вспомним стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек».
Писатель рисует молодого
человека, который весь – довольство и радость.
Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину такого настроения.
Ответ нас поражает: герой доволен тем, что сочинил клевету про другого.
Понять авторскую позицию нам позволяет горькая ирония: «многообещающий молодой человек»
Слайд 9Стихотворение в прозе
«Фальшивая монета»
Определить тему, проблему произведения;
Составить план по абзацам;
Определить авторскую
Слайд 10О безнравственном поступке героя рассказывает и Шарль Бодлер в прозаическом стихотворении
«Фальшивая монета».
Повествование начинается с описания того, что один из героев загадочно разбирает деньги.
Это поражает нашего рассказчика.
Далее появляется еще один герой – нищий, глаза которого полны красноречивой мольбы.
События принимают интересный поворот: милостыня приятеля оказалась фальшивой монетой.
5-6. Словно слыша немые вопросы рассказчика, приятель произносит, на мой взгляд, страшную фразу: он получает от обмана удовольствие.
7. Приговор автора однозначен: непростительно быть злым, а еще хуже – делать зло по глупости.
Слайд 11 Итак, в заключение хочу сказать, что художественная литература позволяет нам
посмотреть на мир со стороны, понять нравственные законы. Литература есть отражение нашей жизни, и мы должны понимать то, что завещают нам писатели.