Презентация, доклад Сочинение 15.1. ОГЭ

Содержание

Ставим цельНаучиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Слайд 1Подготовка к ОГЭ
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Подготовка к ОГЭСочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Слайд 2Ставим цель
Научиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Ставим цельНаучиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Слайд 3Вспоминаем то, что знаем
План-схема рассуждения

Тезис, т. е. мысль, которую надо логически

доказать, обосновать или опровергнуть;
Доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;
Вывод, заключение.
Вспоминаем то, что знаемПлан-схема рассужденияТезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;Доказательства, аргументы, подтверждаемые

Слайд 4Определяем проблему
Что представляет собой сочинение на лингвистическую тему?
- Что является тезисом

в сочинении?
- Из скольких частей состоит сочинение?
- Какие доказательства нужно привести в сочинении?
Определяем проблемуЧто представляет собой сочинение на лингвистическую тему?	- Что является тезисом в сочинении?	- Из скольких частей состоит

Слайд 5Решаем проблему. Открываем новые знания.
С15.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Напишите сочинение-рассуждение,

приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматиче­ские явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Решаем проблему. Открываем новые знания.С15.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 	Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного

Слайд 6Задачи, которые нужно решить (планирование)
Научиться создавать собственное связное высказывание на

заданную тему на основе прочитанного текста:
- научиться писать комментарий, обоснование к высказыванию;
- научиться находить нужные примеры в тексте, используя навыки изучающего чтения текста;
- научиться ясно, композиционно стройно, логично излагать свои мысли;
- уметь пользоваться в письменной речи словарным богатством, разнообразием грамматических форм, выразительными средствами родного языка;
- применять навыки практической грамотности – владение орфографическими, пунктуационными, языковыми нормами.



Задачи, которые нужно решить (планирование)	 Научиться создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста:	-

Слайд 7 Решаем проблему. Открываем новые знания.
План-схема рассуждения (композиция сочинения)

Тезис, т. е. мысль,

которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;

Комментарий, обоснование высказанной мысли;

Доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами из текста;

Вывод, заключение.
Решаем проблему. Открываем новые знания. План-схема рассуждения (композиция сочинения)Тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать,

Слайд 8Алгоритм работы над сочинением
1. Внимательно прочитайте высказывание.
2. Найдите ключевые слова и

выражения.
3. Вспомните теоретический материал, объясните значение лингвистических терминов.
4. Прокомментируйте высказывание, данное в качестве тезиса, поясните цитату.
5. Найдите в тексте языковые явления, ярко иллюстрирующие вашу мысль (аргументов должно быть два: лексический и грамматический);
6. Продумайте композицию сочинения.

Алгоритм работы над сочинением1. Внимательно прочитайте высказывание.2. Найдите ключевые слова и выражения.3. Вспомните теоретический материал, объясните значение

Слайд 9Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
1. Тезис.
Мнение, выказанное автором цитаты и предложенное

в качестве темы сочинения.
2. Комментарий этого высказывания, рассуждение о смысле высказывания.
3. Пример лексического явления в тексте, его роль.
4. Пример грамматического явления в тексте, его роль.
5. Вывод.
Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему1. Тезис.	Мнение, выказанное автором цитаты и предложенное в качестве темы сочинения. 2. Комментарий

Слайд 10Лексические явления(актуализация)
Морфемы (корень, приставка, суффикс)
Однозначные слова
Многозначные слова
Фразеологизмы
Синонимы
Антонимы
Омонимы
Профессионализмы, диалектизмы, неологизмы, заимствованные слова,

историзмы, архаизмы и т.д.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические явления(актуализация)Морфемы (корень, приставка, суффикс)Однозначные словаМногозначные словаФразеологизмыСинонимыАнтонимыОмонимыПрофессионализмы, диалектизмы, неологизмы, заимствованные слова, историзмы, архаизмы и т.д.Изобразительно-выразительные средства языка.

Слайд 11 Грамматические явления – это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения

из любых слов, с любым значением.


Грамматика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования),
словоизменения (морфология),
видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).

Грамматические явления – это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым

Слайд 12
Грамматика


Словообразование
(приставки, суффиксы)
морфология
(словоизменения),
синтаксис
(словосочетание и типы предложений)

Грамматика Словообразование(приставки, суффиксы) 				морфология				(словоизменения), 								синтаксис 								(словосочетание и типы 									предложений)

Слайд 13 Грамматика. Словообразование
Суффиксы (их роль) создают оценочные значения, помогают передать авторскую идею:

уменьшительно-ласкательные – оценочное или разговорное значение (братец, ручка)
оттенок негативной оценки - с помощью увеличительных суффиксов (домина, домище)
шутливая окраска (бумаженция, старушенция),
со значением пренебрежения (солдатня, пацаньё, суетня, кислятина)
имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку (воображала, кривляка, бородач)
оценочные значения или разговорную окраску (вертлявый, высоченный)

Грамматика. Словообразование 	Суффиксы (их роль) создают оценочные значения, помогают передать авторскую идею: уменьшительно-ласкательные – оценочное или

Слайд 14Грамматика (морфология и синтаксис)
а). словами в словосочетании

б). частями простого предложения

в).

частями сложного предложения.
Грамматика (морфология и синтаксис)					а). словами в словосочетании					б). частями простого предложения 					в). частями сложного предложения.

Слайд 15Союз грамматики  с лексикой (взаимодействие)
Чистый, и, наш, богатый, А. П. Сумароков, сладкий,

язык, и, пышный.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. А. П. Сумароков.

Иметь, замок, ключ, много, значит, знать, язык, много, к, один.

Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку. Вольтер
Союз грамматики  с лексикой (взаимодействие)Чистый, и, наш, богатый, А. П. Сумароков, сладкий, язык, и, пышный. Язык наш сладок,

Слайд 16Вывод
Следовательно, для того чтобы  выразить   мысль,  нужно не только разобраться в

значении отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения  мысли.  

ВыводСледовательно, для того чтобы  выразить   мысль,  нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять,

Слайд 17 – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру

в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила: – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее! – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: – (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста. – (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного

Слайд 18 – (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню

великой Победы. – (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем. – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы. (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. – (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас. – (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик. – (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. – (23)Я с удовольствием

Слайд 19 – (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и

не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… (По Б. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924–2013 гг.) – русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала основной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили

Слайд 20
Образец сочинения-рассуждения
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -

как они думают», - писал известный лингвист Г. Степанов. О чём заставляет задуматься автор данного высказывания?
Мне кажется, что речь идёт о содержании мысли человека и форме её выражения.
Содержание мысли определяется словарным запасом (лексикой). Чтобы говорить и даже думать о каких-то предметах, явлениях, событиях, необходимо их именовать, называть. Для этого и существует слово. Иначе говоря, мысли человека находят выражение благодаря слову, его лексическому значению. По словарному запасу человека можно судить о его воспитанности, культуре, степени интеллигентности, психологической уравновешенности.
Образец сочинения-рассуждения	«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают», - писал

Слайд 21Обратимся к тексту Б. Васильева. Чтобы выразить «вызывающую агрессию», грубость, «невероятное

презрение», коварство, сквозившие в мыслях одной из школьниц, её нескрываемое недовольство тем, что не удаётся взять открыто подлинные фронтовые письма для музея, автор использует в речи ученицы соответствующую экспрессивную и разговорную (сниженную) лексику: «трус несчастный» (предложение 34), «пикни только» (предложение 35), «такое устроим, что наплачешься» (предложение 38).
В высказывании Г. Степанова также речь идёт о грамматике как форме выражения мыслей. Известно, что грамматика - это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосо­четаний и предложений (синтаксис).
Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

Обратимся к тексту Б. Васильева. Чтобы выразить «вызывающую агрессию», грубость, «невероятное презрение», коварство, сквозившие в мыслях одной

Слайд 22Чтобы быть понятым, нужно выражать свои мысли грамотно, то есть в

соответствии с правилами грамматики. Снова обратимся к тексту. Героиня, чтобы выразить мысль, побуждающую детей к действию («Откройте верхний ящик комода. Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне» (предложения 15-16), использует побудительные односоставные определённо-личные пред­ложения, в которых сказуемые выражены формой повелительного наклонения глагола. При этом предложения построены в соответствии с правилами грамматики: использован прямой порядок слов. Например, в предложении 15 на первом месте стоит глагол-сказуемое («откройте»), далее прямое дополнение («ящик») с принадлежащими ему согласованным («верхний») и несогласованным («стола») определениями.
Всё имеет своё содержание и форму выражения. Если говорить о мысли человека, то можно сказать, что язык определяет её содержание и форму.

Чтобы быть понятым, нужно выражать свои мысли грамотно, то есть в соответствии с правилами грамматики. Снова обратимся

Слайд 23Рефлексия (итог урока)
Задайте вопросы по теме урока.
– Что нового узнали

на уроке? Чему научились?
– Какие трудности встретились?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?
– Дайте самооценку своей работы:
Напиши, из каких частей состоит сочинение;
Какие из частей сочинения ты научился выполнять «хорошо», «частично», «не умеешь»;
Поставь цели, чему ещё надо научиться? Какие задачи ты будешь решать? (что будешь делать?)

Рефлексия (итог урока)Задайте вопросы по теме урока. – Что нового узнали на уроке? Чему научились?– Какие трудности

Слайд 24Рефлексия (итог урока)
Дайте самооценку своей работы:

Напишите, из каких частей состоит сочинение;
Какие

из частей сочинения вы научились выполнять «хорошо», «частично», «не умеешь»;
Поставьте цели, чему ещё надо научиться? Какие задачи вы будете решать? (что будете делать?)

Рефлексия (итог урока)Дайте самооценку своей работы:Напишите, из каких частей состоит сочинение;Какие из частей сочинения вы научились выполнять

Слайд 25
По данному образцу можно писать на следующие темы.
В языке есть… слова.

В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Ираида Ивановна Постникова
 
По данному образцу можно писать на следующие темы.В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это

Слайд 26
Темы, включающие лексическое и грамматическое явление, изобразительно-выразительные средства языка


«Точность слова

является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Иван Александрович Гончаров
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Н. Шамфор
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Дмитрий Сергеевич Лихачёв
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е. В. Джанджакова
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Илья Наумович Горелов
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Владимир Галактионович Короленко

Темы, включающие лексическое и грамматическое явление, изобразительно-выразительные средства языка «Точность слова является не только требованием стиля,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть