Слайд 1Словосочетание
(дидактический материал к уроку)
Предмет: русский язык.
Класс: 8
Автор: учитель русского языка и
литературы МОУ «ООШ»
с. Шепелёвка, Турковского района, Саратовской области – Малышева Н.В.
Слайд 2Словосочетание – это соединение двух или более слов, которые связаны по
смыслу и грамматически, служащие для выражения единого, но расчленённого понятия или представления.
Слайд 3Словосочетание состоит из:
(вопрос)
х
главное зависимое
слово слово
Грамматическая связь словосочетания заключается в том, что грамматические свойства одного слова – главного – обуславливают грамматические свойства другого слова – зависимого, например его род.
Такая связь слов называется
п о д ч и н и т е л ь н о й.
Слайд 4
Типы связи слов в словосочетании
Согласование – это такой способ подчинительной связи
слов, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово.
Согласуются следующие зависимые слова: имена прилагательные, местоимения-прилагательные, причастия, имена числительные, имена существительные.
х х
1) дорогая книга;2) моей книгой;
х х
3) улыбающиеся дети;4) второго сорта;
х
5) река Днепр
Слайд 6Составьте словосочетания со связью – согласование по картине
Б.М.Кустодиева «Масленица»
Слайд 7Управление- это такая подчинительная связь слов в словосочетании, при которой зависимое
слово ставится в том косвенном падеже, которого требует главное.
Связью управления соединяются следующие зависимые слова: имена существительные, местоимения-существительные, количественные числительные и другие слова употребленные в значении существительных.
х
купить книгу; 2) войти в комнату;
х х
3) поссориться с ним; 4) кровать больного
х
5) встретился с троими.
Слайд 9Составьте словосочетания со связью - управление по картине И.И.Левитана «Март»
Слайд 10Примыкание – это такая подчинительная связь, при которой независимые слова (наречия)
или неизменяемые формы слова (неопределённая форма глагола) зависят по смыслу от слов той или иной части речи.
Слайд 11Например:
х
приехать вчера;
х
2) выйти освежиться;
х
3) идти прихрамывая.
Слайд 12Составьте словосочетания со связью – примыкание по картине И.И.Шишкина
«Утро в
сосновом лесу»
Слайд 13Классификация словосочетаний.
Глагольные ( читать книгу, выйдя из дому, прибитый гвоздями, сильно
устал, поставить на стол);
Именные:
а) с именами существительными (дорогая книга, дом отца, рубашка в клетку, ключ от двери);
б) с именами прилагательными (очень дорогая, дороже золота);
в) с именами числительными (две книги, трое детей)
3. Наречные (очень дорого, невероятно плохо).
4.Местоименные (что-то детское, каждый из присутствующих).
Слайд 14Составьте различные группы словосочетаний по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг»
Слайд 15Простые словосочетания
х
х х
Голубое небо, читал книгу, очень ждал.
х х х
Еду в гости, говорили о сыне, готов на всё,
х х
прыгнуть через забор, книга о природе.
Слайд 16Сложные словосочетания
х х
Чистое голубое небо, долго читал книгу,
х х
вчера хорошо выспался, теперь готов на всё,
х
прекрасная книга о природе.
Слайд 17Составьте простые и сложные словосочетания
по картине В. М. Васнецова «Богатыри».