Слайд 1«Слово, не сорвись на стон...»
Урок – раздумье, урок памяти.
Слайд 2Пускай до последнего часа
расплаты,
До дня торжества – недалекого
дня –
И мне не дожить, как и многим
ребятам,
Что были нисколько не хуже меня.
Я долю свою по-солдатски
приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам,
друзья,
То лучше, чем смерть за родимую
землю,
И выбрать нельзя.
А Твардовский.
Слайд 3 Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но
от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели.
23 июня в «Правде» публикуется стихотворение Алексея Суркова «Присягаем победой».
В нашу дверь постучался прикладом
непрошеный гость,
Над Отчизной дыханье войны пронеслось.
Слушай, Родина!
В грозное время войны
Присягают победой твои боевые сыны.
А 24 июня, на третий день войны, была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева – Кумача.
Слайд 6 Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные
энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.
Песня Лебедева – Кумача стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала бойцом, сама стала творцом истории.
Популярным было стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Это стихотворение переписывали, знали наизусть.
Стихотворение звучит как заклинание, как
молитва. Такое ощущение создается
настойчивым повторением слов «жди меня»,
«жди».
Слайд 8 Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года,
посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».
Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. Но вера в то, что это не навсегда, очень сильна, невозможно оставить на растерзание врагам родную землю.
Как гимн, как песня – перекличка друзей – единомышленников, как их пароль звучит знаменитая «Катюша» Михаила Исаковского, написанная еще в 30-е годы. В ней поэт передал всеобщее чувство – желание сберечь родную землю, свое гнездо.
Во время Великой Отечественной войны появились
десятки вариантов «Катюши», ее именем «окрестил»
народ новое оружие – реактивные гвардейские
минометы, вселявшие ужас во врага.
Слайд 10 Поэту, сроднившемуся со своими героями, дана способность понять
все боли простого русского солдата, фронтовика, те боли, которыми оделяет человека война. Это и делает стихотворение – песню «Враги сожгли родную хату» таким близким каждому, кто прошел через войну.
Это песня- драма, песня – утрата, песня – плач.
У каждого народа есть свои герои, бессмертные имена и подвиги которых с особым почтением и благодарностью передаются из поколения в поколение, становясь бессмертными.
Жизнь поэта Мусы Джалиля – пример
беззаветного служения Отчизне, подлинного
героизма во имя свободы своего народа.
Философско – эстетической основой «Моабитских тетрадей» являются не только размышления о Родине, но и о жизни и смерти, о предназначении человека, о свободе и чести.
Человеческую свободу Джалиль связывает со
стойкостью, честью и утверждает мысль о
преданности народу самого и своих друзей.
Слайд 13
На вечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность
забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в
себе – так, приблизительно можно определить эту мысль и чувство стихотворения Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом…»
Слайд 14
И наши мордовские поэты
тоже с оружием и пером в руках сражались на фронтах против фашизма. Александр Яшин, Алексей Недогонов, Никул Эркай..
Хороши и непосредственны военные
стихи Петра Кириллова.
Настанет этот день,
Войны пути не бесконечны…
Придет победа. И сады
Вновь зацветут еще чудесней,
И зазвенят на все лады
Сердца людей веселой песней.
Слайд 16
Алексей Сурков, Василий
Лебедев - Кумач, Константин Симонов, Михаил Исаковский, Муса Джалиль, Александр Твардовский…
Пусть эти имена звучат как голос памяти, как призыв к мирному, доброму и светлому будущему…