Слайд 1СЛОВА
ИЗ ПРОШЛОГО
Автор проекта: Синькова Ксения,
ученица 4 «В» класса МБОУ
СОШ №10
Руководитель проекта
Рахманова Ирина Евгеньевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10
.
Калининградский городской конкурс проектов
«Юный исследователь»
Проект
Слайд 2 Наш язык – это самое древнее достижение человечества.
Без языка невозможно представить себе существование человека.
Наш язык - это язык живой, а значит, он постоянно изменяется. Какие то слова из него исчезают, какие то, наоборот, появляются.
Слайд 3 Недавно на уроках Литературного чтения мы читали
Былины о русских богатырях. Читать их было интересно, но сложно. В тексте часто встречались непонятные слова, значение которых приходилось смотреть в словаре. Например:
чело
око
уста
палица
кафтан
грош
дань
дружина и др.
Слайд 4ЦЕЛЬ
Мне всегда хотелось узнать, почему так происходит, как
и почему исчезают из русского языка некоторые слова, которые употребляли наши прабабушки и прадедушки.
Поэтому, ЦЕЛЬ моей работы:
выяснить, почему исчезают некоторые слова из русского языка.
Слайд 5ЗАДАЧИ
Для достижения моей цели я поставила перед собой
следующие ЗАДАЧИ:
Выбрать из Сборника русских былин несколько слов, значение которых мне непонятно.
С помощью анкетирования выяснить знают ли их значение мои сверстники.
С помощью Толкового словаря выяснить значение этих слов.
Совершить экскурсию в музей, чтобы познакомиться с предметами, которые носили эти названия.
Узнать, как называются исчезнувшие слова.
Представить своё исследование в виде презентации.
Обобщить данные исследовательской работы, сделать выводы.
Слайд 6ГИПОТЕЗА
Предположим, что слова устаревают и исчезают потому, что не остаётся
вещей и действий, которые обозначали эти слова.
Слайд 7 Что бы выяснить, нужно ли нам знать значение
устаревших или уже исчезнувших слов, я провела анкетирование в своём классе. В нем приняли участие 22 человека.
Слайд 8 В анкете я предложила одноклассницам написать значение некоторых
слов из былины «На заставе богатырской», таких как: горница, булат, чело, котомка, палица, рушник, дружина и др.
А так же предложила ответить на вопрос хотят ли они узнать, что обозначают эти слова и надо ли нам это знать.
Слайд 9
По результатам анкетирования,
я сделала вывод, что моя работа очень важна для моих сверстников для развития речи, словарного запаса и кругозора.
Слайд 10
Для того, чтобы узнать, что
обозначают интересующие меня слова я посетила читальный зал детской библиотеки.
Я работала со словарными статьями великого русского учёного -филолога Владимира Ивановича Даля.
Слайд 11 Благодаря словарю Даля, я нашла толкование почти всех интересующих
меня слов.
Булат – меч из твёрдой стали.
Рушни́к — полотенце из домотканого холста.
Котомка – дорожная сумка, которую носят за плечами.
Палица - старинное оружие - тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
Лепота – красота.
Лапти - плетёная обувь из лыка или бересты.
Горница– чистая светлая комната.
Слайд 12 Узнать, как выглядели эти и другие старинные
предметы, можно только в музее.
Я приглашаю вас посетить вместе со мной Калининградский историко-художественный музей.
Слайд 13ИСТОРИЗМЫ
Исчез предмет, а вслед за ним ушло и
его название – слово.
Слова, которые исчезли из русского языка, так как исчезли предметы, которые они обозначали, называются
ИСТОРИЗМАМИ
Кокошник
Грош
Кафтан
Кольчуга
Слайд 14АРХАИЗМЫ
А ещё есть слова, которые перестают употребляться не потому,
что исчезают соответствующие понятия, а потому, что слово заменилось другим словом с тем же значением.
Такие слова
называются
АРХАИЗМЫ.
Слайд 15ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы живём в 21 веке, веке технического прогресса
и компьютерных технологий. Наш язык пестрит обилием новых слов: роуминг, рейтинг, файл, тренд, гаджет, драйв, онлайн, и др.
И нам уже сейчас тяжело читать русские легенды, былины и сказки. А что же будет лет через 100? Наверно, наши потомки вообще не смогут их прочесть и понять.
Нельзя забывать устаревшие слова, так как они часть нашего языка, они связующая нить с историей нашей страны, историей нашего народа.
Слайд 16 Как же мы можем помочь сохранить устаревшие
слова?
Многие из них «живут» в сказках и былинах, пословицах и поговорках. Например:
«Беречь как зеницу ока».
«Косая сажень в плечах» и др.
Кроме того, можно и нужно научиться использовать такие слова в своей речи. Например:
«соблаговолите, сударыня, ответить урок»,
«позвольте начать сию беседу»,
«милостивый государь»,
«благодарю покорно» и т. д.
Слайд 17 А ещё нужно много читать. Много устаревших слов встречается в
произведениях наших великих писателей и поэтов, живших и творивших в 18-19 веках: Александра Сергеевича Пушкина, Николая Алексеевича Некрасова, Антона Павловича Чехова и др.
Тогда мы не только сохраним значение устаревших слов, но и будем знать нашу Великую русскую литературу.
Слайд 18ВЫВОДЫ
1. Исчезновение слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет,
то слово постепенно забывается. Это ИСТОРИЗМЫ.
2. Другие слова перестали употребляться, потому что они были вытеснены новыми словами-синонимами. Это АРХАИЗМЫ.
3. Знать, что обозначали эти слова необходимо для того, чтобы понимать произведения, в которых они употребляются, представлять те времена, о которых идёт речь, чтобы знать и любить свой родной русский язык.
4. В наших силах сохранить и передать такие слова следующим поколениям.
Слайд 19
Покорнейше
благодарю Вас
за внимание!
За сим, разрешите
откланяться!