Слайд 1Бажов Павел Петрович
(1879-1950)
«Каменный цветок»
(система вопросов по произведению)
Слайд 2.
Цели:
1) Знакомство с некоторыми фактами творческой биографии П.П.Бажова.
2) Понять,
в чём различие сказов и сказок.
3) Выявление особенностей характера Данилы, истоков его внутренней силы; проблем и тайн мастерства.
Слайд 3.
Родился П.П.Бажов вблизи Екатеринбурга.
Его предками были уральские горнорабочие.
Отец
работал мастером сварочного цеха металлургического завода на Урале, а мать была искусной кружевницей.
Родители постарались дать сыну образование, и он стал народным учителем в уральской деревне. Каждый год во время школьных каникул Бажов странствовал пешком или на велосипеде по родному краю, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников и других уральских мастеров, записывал сказания и предания.
Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» начал создаваться в 1936 году.
В 1943 г. книга получила Сталинскую премию (она была самой читаемой!), а после войны Бажов стал депутатом Верховного Совета СССР.
Слайд 4.
В «Малахитовой шкатулке» автор обратился к интересной литературной форме
— сказу, связанному с традициями УНТ. Здесь изобилие разговорных оборотов, диалектных слов и элементов фольклорного стиля.
В основе книги лежит тема творческого труда. Герои Бажова — рудокопы («Хозяйка Медной горы»), камнерезы («Каменный цветок», «Горный мастер»), литейщики («Чугунная бабушка»), чеканщики («Иванко-крылатко») — эти люди искренне преданны своему делу. Им помогают жить не только их золотые руки, но и весёлая живинка в деле, которая «впереди мастерства бежит и человека за собой тянет».
Бажов работал над сборником до конца жизни.
Слайд 5.
Сказы П.П. Бажова ярки и живописны.
И такое цветовое
богатство не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала.
Слайд 6.
Урал - колыбель российской тяжелой промышленности. Здесь еще при Петре Первом
построили первые заводы и рудники. Они были как государственными, так и частными. Чтобы обеспечить предприятия рабочей силой, к ним приписывали тысячи крепостных крестьян. Император разрешил купцам покупать целые деревни к заводам. Династия первых крупных горнопромышленников - Демидовы.
Урал - батюшка издавна славится своими самоцветами. Горный хрусталь и яшму, гранит и мрамор, кварц и слюду, бирюзу, малахит и множество других ценных минералов извлекали из недр Уральского горного хребта. Активно развивалась здесь и добыча золота.
Слайд 7.
Но главное богатство Урала - люди: рабочие по кустарной добыче
золота, рудокопы, литейщики. Все они великие труженики, талантливые умельцы.
Во многом благодаря Бажову стали известны имена крепостных мастеров - камнерезов, сумевших постичь "душу" камня, вдохнуть жизнь в "мертвую" горную породу.
Один из них - Иван Бушуев, замечательные работы которого можно увидеть в Оружейной палате Кремля. Гордость Урала составляют и мастера слова. Одаренные и самобытные сказители хранили в памяти и передавали из уст в уста сказы и легенды.
Слайд 9.
Беседа по тексту:
* Что удивило или, может быть,
даже поразило во время чтения сказа? Что показалось необычным или непривычным?
* Где и когда происходят события сказа?
* От чьего лица ведётся повествование? Что можно сказать об этом человеке (его возрасте, образовании, жизненном опыте, роде занятий)?
* Приведите примеры необычных слов и выражений в речи рассказчика.
* Какие события сказа могли происходить на самом деле, а какие нет?
Слайд 10
Расскажите, чем Данила Недокормыш отличался от других детей. Чем он удивил
Слайд 11Как Даниле жилось у Прокопьича?
Каким образом Прокопьич учил Данилу мастерству?
Слайд 12.
— Как получилось, что Данила стал особенным мастером, не таким, как все
и даже превзошёл Прокопьича?
— Что хотел передать Данила в своей чаше и почему не сумел?
Слайд 13Почему Даниле не нравилась заказанная чаша?
.
Слайд 14
Как вы думаете, почему окружающие считали Данилу-мастера странным?
Что он искал
в лесу?
Как вы поняли его слова: "Потерять не потерял, а найти не могу”?
.
Слайд 15
Расскажите легенду о Хозяйке Медной горы и каменном цветке.
Как вы
Слайд 16Почему Хозяйка не хотела показывать Даниле цветок?
.
Слайд 17.
— Какую роль играет Хозяйка в судьбе Данилы? Чего она хочет от
мастера?
- Итак, что нужно Хозяйке: подчинённые ей подгорные мастера или свободный художник, сумевший победить её чары и превзойти волшебную красоту каменного цветка?
Слайд 18
Почему Данила не тронул барскую чашу , но разбил свой дурман-цветок
и исчез?
Слайд 19.
* Как вы думаете, в чём заключается смысл этого
сказа?
(Сказ о художнике, который попытался и не смог постичь суть красоты. О его состязании с природой, чья красота совершенна. О внутреннем конфликте человека, который одновременно принадлежит "бытовому”, будничному человеческому миру и "идеальному” миру творчества, обрекающего человека на внутреннее одиночество.)
* Как вы думаете, чего не хватило Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив?
Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника?
Слайд 20.
Домашнее задание:
1. Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая
веточка», нарисовать или описать картины, которые возникли в воображении после прочтения.
2. Составить небольшой словарик незнакомых слов.