Слайд 1СИСТЕМА контроля
и оценки знаний обучающихся
на уроках русского языка
и литературы
Составитель: Титова
Н.С.
Слайд 2 Из истории
В 1935 году появилась дифференцированная пятибалльная система оценок через словесные
отметки:
Слайд 3В 1944 году словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок
Слайд 6Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
Повседневное наблюдение за учебной работой
учащихся.
Устный опрос.
Письменная проверка.
Контрольные работы.
Проверка домашних работ учащихся.
Слайд 7Тестирование как способ контроля знаний учащихся
на уроках русского языка
и
литературы
Слайд 8Достоинства тестов:
тест - это многофункциональный метод, объединяющий контроль и обучение;
тестирование
позволяет свести к минимуму субъективность учителя и объективно оценить знания учащихся;
с помощью тестового контроля возможно быстро проверить наличие некоторого объема зафиксированной информации в памяти испытуемого;
тестирование разнообразит занятие;
тестовые задания разной степени сложности позволяют
учитывать индивидуальные особенности учащихся, их уровень знаний;
в ходе работы с тестом учащимся реализуется самоконтроль
и самооценка своей учебной деятельности;
тестирование развивает наблюдательность и догадку;
тесты выявляют «зону ошибок учащихся» с целью ее последующей ликвидации.
Слайд 9Недостатки тестов:
в тестовых заданиях знание догматизировано, в них нет творчества, интерактивности,
совместного поиска истины;
решение любого тестового задания содержит элемент случайности;
тестовый контроль способствует фрагментарности знаний;
тестирование стандартизирует знания и не развивает мыслительные навыки учащихся;
тестирование проверяет информированность учащегося о тех или иных фактах и не дает представления о способностях и навыках школьника.
Слайд 10Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Слайд 11Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает
изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Слайд 12Оценка диктантов
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии
в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 2-х пунктуационных ошибок или 3-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 3 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 2 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Слайд 13При оценке выполнения грамматических заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если
ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Слайд 14Оценка сочинений и изложений
Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
Полнота раскрытия
темы;
Правильность фактического материала;
Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.