Слайд 1Классный час:
«От Земли до Сириуса.»
или
« Куда катится мир?»
Слайд 2 цель: Научиться работать в группе, быть ответственными за принимаемые решения.
Уметь слушать и слышать, выбирать между выгодным и нравственно ценным.
Задача: Научиться жить вместе.
Подготовительный этап: Нарисованный на листе ватмана путь, одинаковый для каждой предполагаемой команды, от Земли до Сириуса, содержащий 12 игровых шагов. Участвуют 15-30 человек. Ученики делятся в группы и садятся в круг.
Слайд 3Информация:
Действие, которое экономит силы и ресурсы, приносит два игровых шага. Решения,
которые приводят к затрате сил и ресурсов, дают переместиться по схеме на один игровой шаг»
Слайд 4Земля полна пороков. Жить стало невозможно. Земля больше не пригодна для
жизни. . Необходимо сформировать несколько экспедиций на ближайшую планету – Сириус. Путь дальний, поэтому количество людей и запасов строго ограничено. Сириус – это планета-надежда, туда не должен попасть ни один порок, иначе все вернется на круги своя.
Слайд 6Перед стартом корабля выясняется, что один из необходимых в пути высококвалифицированных
специалистов – наркоман. Перед вами встает выбор: воспользоваться его уникальными знаниями (взять с собой) или подвергнуть риску всю экспедицию.
Как вы поступите?
Слайд 7Одна женщина очень любит петь и делает это постоянно. Но так
как поет она отвратительно, ее пение очень досаждает окружающим, мешая и отдыхать, и работать. Запретить ей петь или оставить все как есть?
Слайд 8В первый же день полета обнаружилось, что один из детей незаметно
в сумке пронес на корабль щенка. Придется перераспределять запасы продовольствия, которых может в итоге не хватить на всех. У вас есть выбор: усыпить собаку и этим решить все проблемы или оставить щенка и подвергнуть риску экспедицию. Как вы поступите?
Слайд 9Один из детей на корабле очень непослушен. Его непоседливость и гадкие
проделки очень затрудняют работу на корабле. Родители ничего не могут с этим поделать, и поднимается вопрос о том, чтобы отнять ребенка у родителей и передать на воспитание другим людям. Отберете ли вы ребенка у родителей или нет?
Слайд 10Пятнадцатилетний подросток пытается участвовать во всех взрослых делах, везде и всюду
досаждая своими советами. Действует он очень настойчиво и навязчиво. Его необходимо унять, иначе может произойти конфликт. Ваши действия?
Слайд 11В поездке выясняется, что одна из женщин беременна и должна родить
до того, как экспедиция достигнет Сириуса. Для ребенка необходимо будет перераспределить запасы на корабле. К тому же женщина скоро не сможет работать в полном объеме. Корабль начнет двигаться медленнее и, возможно, не доберется до долгожданной планеты. Вы можете принудить женщину сделать аборт, тем самым решив проблему с запасами и рабочей силой, или разрешите женщине родить и подвергнуть риску всю экспедицию. Ваши действия?
Слайд 12Пожилой мужчина заболел: у него отнялись ноги, и он больше не
может работать, но его все так же необходимо кормить. Ресурсы корабля не рассчитаны на подобную ситуацию. Старик просит оставить его на ближайшей планете наедине с ядом и собственной смертью. Согласитесь ли вы его оставить?
Слайд 13На одной из планет корабль делает остановку, в поисках подкрепления экспедиция
двигается по планете. На пути встает глубокая бурная река с обрывистыми берегами. Реку необходимо преодолеть, но не может быть и речи о том, чтобы перебраться вплавь или на плотах. Возможен только один вариант – сделать подвесной мост, но веревки немного не хватает. Лучше всего для этого подходит крепкий ремень одного из мужчин, доставшийся ему от отца. Мужчина не хочет расставаться с подарком отца, которого уже давно нет в живых. Вы можете отобрать ремень у мужчины. Как вы поступите?
Слайд 14Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например,
находится между жизнью и смертью.
Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите?
Слайд 15Рефлексия.
Данную игру предполагается закончить разговором учеников на тему «Выбор групп в
разных ситуациях». Что хорошо? Что плохо? Что предлагаешь? Смогли или нет участники, сохранить в себе нравственные качества? Есть ли у Земли шанс на выживание?
Слайд 16Он есть в том случае, когда ставили себе целью не достижение
Сириуса, а сохранение своих внутренних этических качеств.
В этом случае объявляется, что хотя группы и не достигли желаемого, они смогли внутри себя сохранить необходимые качества, а потому лететь никуда не надо, еще не все потеряно. Нужно будет только научить других (на собственном примере), какими принципами руководствоваться при принятии решений, и тогда на Земле все исправится.
Слайд 17Ловушка.
Выигрывает команда, набравшая максимально меньшее количество баллов. (Хотя во время игры
ученики думают, что выиграет команда с максимальным количеством баллов.)
Слайд 18
Основные мысли: игра игрой, но чужая жизнь – это уже
совсем не
игрушки, ее надо уважать и беречь.
Дополнительные мысли: чужая жизнь не игрушка, уж тем более своя, но стоит ли свеч чья-либо жизнь, если теряется что-то уже сокровенное? Каждый пункт, каждый поступок – повод для отдельной беседы.
Слайд 19Возможно ли это….
Попробуй не наступать, а уступать, не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. (писатель Михаил Рощин)
Слайд 20Метод – коммуникативный, обучение в сотруничестве.
Технология- Обучение на основе
проблемных ситуаций.