Слайд 1
Самообразование
как одна из форм управления профессиональным
ростом и развитием педагогического коллектива
Слайд 2Активная самообразовательная деятельность является основой любого непрерывного образования.
Самообразование представляет собой постоянный
и существенный компонент процесса самосовершенствования специалиста, его личностного и профессионального роста.
Активность самообразования зависит от многих факторов:
уровня развития профессионального самосознания;
наличия мотивации самосовершенствования в профессиональной деятельности;
индивидуальных интересов, ценностей, познавательных потребностей;
готовности к самообучению.
Слайд 3 В литературе понятие "самообразование" раскрывается как непрерывное продолжение
общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются проблемы в интеллектуальном и духовном развитии человека.
Слайд 4Основными характеристиками самообразования являются:
свободный выбор круга интересующих проблем;
самостоятельная работа
с источниками информации;
самостоятельная организация процесса самообучения.
Слайд 5 При отборе содержания самообразования учитывается :
уровень квалификации педагога;
объективные
профессиональные потребности учителя, его личные интересы;
специфика образовательного учреждения, в котором работает учитель, этап его развития.
Слайд 6 Самообразование может быть определено как добровольная, систематическая, самостоятельная
деятельность человека, направленная на развитие его познавательных возможностей и способностей, приобретение им новых знаний, умений, навыков.
Самообразование – это одна из форм умственного труда, в которой развивается общественная направленность личности, ее творческий потенциал, индивидуальность.
Слайд 7
Составляющие процесса
самообразования учителя:
изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы
и приёмы обучения;
посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии;
повышать уровень своей эрудиции правовой и общей культуры.
Слайд 8
Виды деятельности,
способствующие профессиональному росту учителя:
чтение конкретных педагогических изданий;
чтение методической, педагогической
и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях
решение тестов, упражнений и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
посещение семинаров, треннингов, конференций, уроков коллег;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
изучение информационно-компьютерных технологий.
Слайд 9
Результат самообразования :
повышение качества преподаваемого предмета (указать показатели по которым
будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы и т. д. Доклады, выступления;
разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новых технологий, в том числе и ИКТ;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме;
Слайд 10Самообразование будет продуктивным, если:
Реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
Педагог
владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации;
Педагог обладает развитой способностью к рефлексии
( деятельности, направленной на осмысление собственных действий, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской деятельности;
Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Слайд 11
Функциональный план самообразовательной деятельности педагога.
1) экстенсивная – накопление, приобретение новых профессиональных
знаний, в том числе и о личностно ориентированном подходе, способах его реализации в педагогической деятельности;
2) компенсаторная – ликвидация "белых пятен" в своем образовании; обретение и расширение опыта личностно ориентированного взаимодействия;
3) саморазвитие – совершенствование личностных качеств;
4) методическая – преодоление профессиональной узости;
5) сотворческая – содействие творческой работе, дополнение ее, сопровождение творческой самореализации;
6) функция преодоления сложившихся стереотипов, предупреждения застоя в развитии учителя и в целом образовательного учреждения.
Слайд 12
Следовательно, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и
саморазвития учителя как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности.
Слайд 13Главные мотивы самообразования учителя – это:
желание совершенствовать свое педагогическое мастерство
(например, подготовка учащихся к городским и областным олимпиадам);
углубление знаний по вопросам, которые вызывают интерес (например, изучение методики решения олимпиадных задач);
теоретическое осмысление и обобщение передового педагогического опыта по выбранной проблеме.