Слайд 2ЗАДАНИЕ:
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Как должен выглядеть ответ:
А Б В Г Д
6 4 1 5 7
Слайд 31. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
o В задании с буквой
ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
Согласно (кому? чему?)
Благодаря (кому? чему?)
Вопреки (кому? чему?)
Подобно (кому? чему?)
Наперекор (кому? чему?)
Слайд 41. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
o Также в предложении могут
быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:
в меру (чего?)
в течение (чего?)
в продолжение (чего?)
в силу (чего?)
в заключение (чего?)
в виде (чего?)
по причине (чего?)
наподобие (чего?)
Слайд 51. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
o Например: Благодаря повышения уровня
сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Слайд 62. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
o Ищем в заданиях с буквой
конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
Все, кто смотрел на него, не могли не заметить…
Слайд 72. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Например: Все, кто читал пушкинского
«Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
ИЛИ
Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
Слайд 83. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
o В задании с буквой
должны быть кавычки
o Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».
Слайд 93. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
o Объяснение:
Если перед кавычками
стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
Слайд 104. ошибка в построении предложения с однородными членами
o Если в предложении есть
однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.
Слайд 114. ошибка в построении предложения с однородными членами
Например, в предложении «Мы
надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
Слайд 124. ошибка в построении предложения с однородными членами
o в качестве однородных членов
предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись»
Слайд 134. ошибка в построении предложения с однородными членами
o Если в предложении однородные
члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
Слайд 145. нарушение однородности понятий
o в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы
слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись»
Слайд 156. нарушение однородности синтаксических элементов
Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов
причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
o Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.
Слайд 167. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
o Задание с буквой начинается с
деепричастного оборота
o Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Слайд 177. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
o Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие
при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
o Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, особенно если в них действие выражено словами «можно, нельзя»
Слайд 188. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
o Ищем в заданиях с
буквой причастный оборот
o Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
o Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
Слайд 198. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
o Например: Одному из героев
романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
o Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
Слайд 209. неправильное построение предложения с косвенной речью
o Нельзя смешивать прямую и косвенную речь.
Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
o Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».