Слайд 1ДЕВИЗ УРОКА
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Никогда
не давались легко
Достижения людям.
Слайд 2
Александр Андреевич
Чацкий,
кто вы?
Победитель или побежденный?
Слайд 3Цели:
Образовательная:сформировать личное мнение учащихся о главном герое комедии А. Грибоедова «Горе
от ума» А.А.Чацком путём исследования с опорой на текст и высказывания известных писателей и литературных критиков,используя статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний»;
Развивающая: совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать речь и критическое мышление; развивать умение правильно формулировать и аргументировать свою точку зрения; прививать навыки самостоятельной работы с текстом.развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи;
Воспитательная: прививать навыки демократического стиля общения, формировать умение воздействовать в коллективе
Слайд 4НАША ЗАДАЧА
Знать:содержание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», статью И.А. Гончарова
«Мильон терзаний».
Уметь:опираясь на знания текстов произведений,давать аргументированные ответы на поставленные вопросы.
Слайд 5А.П.Чехов говорил:
«Я правдиво, то есть художественно, опишу вам жизнь, и вы
увидите в ней то, чего раньше не видали, не замечали: её отклонения от нормы, её противоречии…». Вот и нам предстоит сегодня «увидеть то, чего раньше мы не видали, не замечали»
Слайд 6Давайте попытаемся увидеть - и в комедии, и в жизни, и,
самое главное, в самих себе - то, чего мы не замечали, не видели, о чём не задумывались.
Слайд 7В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот
человек, разумеется, в противуречии с обществом окружающим.
А.С.Грибоедов
«Горе от ума» …до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы…
Александр Блок
Слайд 8Тема нашего урока
«Чацкий: победитель или побежденный?»
ЭПИГРАФ №1- СЛОВА а.Грибоедова.
Слайд 9
Целеполагание.
Как вы определите цель нашего урока?
А вы можете сейчас сказать, победитель
или побеждённый Чацкий?
- Как мы можем достичь её?
2-й эпиграф.
Слайд 10
Учтите,что под местоимением может подразумеваться любой персонаж комедии «Горе от ума».
Работаете
в постоянных парах.
Он необходим в комедии: в его образе писатель воплотил…………………………
Без него пьеса……………………………..
Если бы «общество» не пустилось в россказни о сумасшествии Чацкого, мы бы……………………
Слайд 11
Полемика вокруг Чацкого
А.С.Пушкин : «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов
очень умен…Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»
П.А.Катенин: «…в Чацком все достоинства и нет порока, но …он говорит много, бранит все и проповедует некстати.»
П.А.Вяземский: «Ум, каков у Чацкого, не есть завидный ни для себя, ни для других.»
В.Г.Белинский: «Это просто крикун, фразер, идеальный шут…»
А.П.Григорьев: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы…честная и деятельная натура, при том еще натура борца.»
И.А.Гончаров: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей»…
И.А.Гончаров: «Чацкого роль – страдательная…Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная».
Слайд 12Что значит победить?
Что такое победа?
Победить – 1. Кого-что.
Одержать победу над чем-нибудь, кем-нибудь.
2. Перен. Преодолеть, превозмочь, побороть.
Победа – успех в борьбе за что-либо, достижение, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы, преодоление чего-либо.
Слайд 13Акрослово
Ч-………..
А-………..
Ц-………..
К-………..
И-………….
И-……………
Слайд 14
Исследование по теме с использованием стратегии «Фишбоун»
Слайд 15Верхние косточки (порасположенные под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на
них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост-ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Слайд 16Подведение итогов исследования.
Сломили ли неудачи Чацкого?
Чацкий – победитель или побеждённый?
Слайд 17Вывод:
Грибоедов сознательно не дает ответа на вопрос - победитель Чацкий или
побежденный. Он разделяет убеждения героя, зачастую вкладывает в уста героя то, что мог бы сказать человек декабристского толка. Но он видит слабость позиции своего героя: разрыв романтической мечты и реальности, пафосность его высказываний. Все это своеобразное воплощение авторского взгляда на мир, события, в нем происходящие, взгляда трезвого и объективного, зачастую чуть ироничного.
Слайд 18РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО
СОСТАВЛЕНИЕ ДАЙМОНДА,
ШТРИХОВ,
ДИАМАНТЫ,
ЭССЕ
Слайд 19Толстые и тонкие вопросы.
"Тонкие” вопросы Вопросы, требующие
однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Кто? (Кто автор ……»?)
Что? Когда?
Как звать ...? Было ли ...?
"Толстые” вопросы Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Что, если ...? Может ...?
Будет ...? Мог ли ...?
Согласны ли вы ...? Верно ли ...?
Слайд 20Облако "тегов"
Урок
-заставил задуматься…
-навёл меня на размышления…
Что нового я узнал(а) на уроке?
Что
я считаю нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?