Презентация, доклад Русский язык. Правила в таблицах 2-4 класс

Содержание

Содержание Фонетический анализ слова. Состав слова. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Части речи. Имя существительное: - одушевлённые, неодушевлённые; - род;

Слайд 1Таблицы. Русский язык 2 - 4 классы


Таблицы. Русский язык 2 - 4 классы

Слайд 2Содержание
Фонетический анализ слова.
Состав слова.
Главные члены предложения.
Подлежащее.

Сказуемое.
Второстепенные члены предложения.
Определение.
Дополнение.
Обстоятельство.
Части речи.
Имя существительное:
- одушевлённые, неодушевлённые;
- род;
- род неизменяемых существительных:
- число.

вперёд

Содержание Фонетический анализ слова. Состав слова. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство.

Слайд 3 12. Глагол.
- форма глагола;

- начальная форма глагола;
- личные формы глагола;
- вид глагола;
- лицо глагола;
- число глагола;
- спряжение глагола;
- определение спряжения;
- окончания личных форм глагола;
- время глагола;
- наклонение глагола:
изъявительное, изъявительное, условное, изъявительное, условное, повелительное.

Содержание

вперёд

назад

12. Глагол.   - форма глагола;   - начальная форма глагола;

Слайд 413. Наречие.
- связь наречия с частями речи;

- признаки наречия;
- правописание наречий.

14. Числительное.
- состав числительных.

15. Правописание:
- ь (мягкий знак) в числительных
- ё после шипящих;
- о после шипящих;
- и после ц;
- приставки без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-.

Содержание

назад

13. Наречие.    - связь наречия с частями речи;    - признаки наречия;

Слайд 5Фонетический анализ слова
Ямка,
[й`] – согласный, мягкий, непарный,

звонкий,
непарный;

[а] - гласный, ударный;

«эм» - [м] – согласный, твёрдый, парный ([м’]),
звонкий, непарный;

«ка» - [к] – согласный, твёрдый, парный ([к’]),
глухой, парный ([г]);

«а» - [а] – гласный, безударный;

ямка – 4 буквы, 5 звуков.

ям-ка,

[й`амка], 2 слога

«я»

содержание

Фонетический анализ слова Ямка,   [й`] – согласный, мягкий, непарный, звонкий,

Слайд 6Состав слова
ЗНАЧИМЫЕ ЧАТИ СЛОВА
(служат для образова-
ния новых слов)
ОКОНЧАНИЕ
ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ
(служит для

связи слов
в предложении)

СТОЛ
НА СТОЛЕ


мороз


школа


содержание

Состав слова ЗНАЧИМЫЕ ЧАТИ СЛОВА(служат для образова-ния новых слов)ОКОНЧАНИЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ(служит для связи слов в предложении)СТОЛНА СТОЛЕморозшколасодержание

Слайд 7 Черёмуха цветёт

в мае.

Что? черёмуха - подлежащее (имя сущ.)
Что делает? цветёт - сказуемое (глагол)

Главные члены предложения

КТО?

ЧТО?

ЧТО ДЕЛАЛ?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

КАКОВ?

содержание

Черёмуха  цветёт в мае.Что? черёмуха - подлежащее (имя

Слайд 8О ком или о чём говорится в предложении.
Кто? Что?
В

предложении выражено:

Главные члены предложения

именем существительным:

местоимением:

сочетанием слов:

содержание

О ком или о чём говорится в предложении. Кто?  Что?В предложении выражено:Главные члены предложения именем существительным:местоимением:сочетанием

Слайд 9С
к
а
з
у
е
м
о
е
Главные члены предложения


Действие предмета, его состояние, чувства.
В предложении выражено:

глаголом:

именем прилагательным

именем существительным

краткой формой имени прилагательного

содержание

С к а з у е м о еГлавные члены предложения Действие предмета, его состояние, чувства. В

Слайд 10Главные члены предложения
С
К
А
З
У
Е
М
О
Е
содержание

1. выражено глаголом
Главные члены предложения С К А ЗУ Е М ОЕсодержание  1. выражено глаголом

Слайд 11Главные члены предложения
С
К
А
З
У
Е
М
О
Е
содержание
2.

выражено прилагательным
Главные члены предложения С К А ЗУ Е М ОЕсодержание 2. выражено прилагательным

Слайд 12Главные члены предложения
С
К
А
З
У
Е
М
О
Е
содержание
3.

выражено именем
существительным
Главные члены предложения С К А ЗУ Е М ОЕсодержание 3. выражено именем

Слайд 13Главные члены предложения
С
К
А
З
У
Е
М
О
Е
содержание
4.

выражено краткой формой
имени прилагательного
Главные члены предложения С К А ЗУ Е М ОЕсодержание 4. выражено краткой формой

Слайд 14


Второстепенные члены предложения
Где?
Как?
Когда?
Зачем?
Почему?
Как долго?
Какой? Чей?
Какая?

Чья?
Какое? Чьё?
Какие? Чьи?

Кого? Чего?
Кому? Чему?
Что?
Кем? Чем?
О ком? О чём?

содержание

Второстепенные члены предложения Где?Как?Когда?Зачем?Почему? Как долго?Какой?   Чей?Какая?   Чья?Какое?   Чьё?Какие?

Слайд 15


Второстепенные члены предложения
Где?
Как?
Когда?
Зачем?
Почему?
Как долго?
Какой? Чей?
Какая?

Чья?
Какое? Чьё?
Какие? Чьи?

Кого? Чего?
Кому? Чему?
Что?
Кем? Чем?
О ком? О чём?

содержание

Второстепенные члены предложения Где?Как?Когда?Зачем?Почему? Как долго?Какой?   Чей?Какая?   Чья?Какое?   Чьё?Какие?

Слайд 16Второстепенные члены предложения
Признак предмета.
Какой? Чей?
Какая? Чья?
Какое?

Чьё?
Какие? Чьи?

именем прилагательным,
именем существительным.

содержание

выражено

Второстепенные члены предложения Признак предмета.Какой?   Чей?Какая?   Чья?Какое?   Чьё?Какие?   Чьи?именем

Слайд 17Второстепенные члены предложения
На какой предмет или явление направлено
действие.
именем
существительным.
Кого?

Чего?
Кому? Чему?
Что?
Кем? Чем?
О ком? О чём?

содержание

выражено

Второстепенные члены предложения На какой предмет или явление направленодействие.именем существительным.Кого?  Чего?Кому? Чему? Что? Кем? Чем?О ком?

Слайд 18Второстепенные члены предложения
Как, когда, где, по какой причине
совершается действие.
Где?

Как?
Когда?
Зачем?
Почему?
Как долго?

именем существительным,
наречием.


содержание

выражено

Второстепенные члены предложения Как, когда, где, по какой причине совершается действие.Где?  Как?Когда?Зачем?Почему? Как долго? именем существительным,

Слайд 19 Ё после шипящих
В корне слова
чёлка, шёпот, жёлудь, ожёг(гл.),
поджёг(гл.)
2.

В окончаниях глаголов
печёшь, течёт

3. В суффиксах
печёный, лишённый, вооружён,
затушёвывать - затушёвка,
учёный – учёба, тушёный - тушёнка

содержание

Ё после шипящих В корне словачёлка, шёпот, жёлудь, ожёг(гл.), поджёг(гл.)2. В окончаниях глаголовпечёшь, течёт3. В суффиксахпечёный,

Слайд 20О после шипящих
В окончаниях существительных и
прилагательных
свечой, чужой
2. В суффиксах

существительных и
прилагательных
волчок, зайчонок, грошовый, ежовый

3. На конце наречий
горячо, свежо, хорошо

содержание

О после шипящих В окончаниях существительных и прилагательныхсвечой, чужой2. В суффиксах существительных и прилагательныхволчок, зайчонок, грошовый, ежовый3.

Слайд 21О после шипящих
В словах – исключениях
(под ударением)
шов, шорох, крыжовник, капюшон,


шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога,
обжора, чокаться, чопорный,
шорник, вечор, ожог(сущ.),
поджог (сущ.), трущоба, трещотка.

В корне иноязычных слов
(без ударения)
Жонглёр, шоколад, шоссе, жокей и т.д.

содержание

О после шипящих В словах – исключениях(под ударением)шов, шорох, крыжовник, капюшон, шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога, обжора,

Слайд 22
И ПОСЛЕ Ц
В корне слова: цирк, цифра,

циркуль
ИСКЛЮЧЕНИЯ
Цыган, на цыпочках, цыплёнок, цып – цып,
цыц, цыкнуть

В словах на –ция: акация, секция, станция

Ы ПОСЛЕ Ц

1. В окончании: ресницы, птенцы, скворцы
2. В суффиксах: лисицын (хвост), сестрицын

содержание

И   ПОСЛЕ  ЦВ корне слова: цирк, цифра, циркульИСКЛЮЧЕНИЯЦыган, на цыпочках, цыплёнок, цып –

Слайд 23ПРИСТАВКИ

БЕЗ- ИЛИ БЕС-
ИЗ- ИЛИ ИС-
РАЗ-

ИЛИ РАС

БЕЗ-
ИЗ-
РАЗ-


+

ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ

бездомный
издать
разбить

БЕС-
ИС-
РАС-


+

ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ

бесшумный
испечь
расписать

содержание

ПРИСТАВКИ БЕЗ-  ИЛИ  БЕС-ИЗ-  ИЛИ  ИС-РАЗ-  ИЛИ  РАСБЕЗ- ИЗ-РАЗ-+ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙбездомныйиздатьразбитьБЕС-ИС-РАС-+ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙбесшумныйиспечьрасписатьсодержание

Слайд 24ЧАСТИ РЕЧИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
СЛУЖЕБНЫЕ
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Местоимение
Наречие
Числительное

Предлог
Союз
Частица
Междометие

содержание

ЧАСТИ РЕЧИСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЕСЛУЖЕБНЫЕИмя существительноеИмя прилагательноеГлаголМестоимениеНаречиеЧислительное ПредлогСоюзЧастицаМеждометиесодержание

Слайд 25Имя существительное
предмет
кто?

что?
род
число,
падеж
скло-
нение
содержание

Имя существительное предметкто?что?родчисло,падежскло-нениесодержание

Слайд 26Имя существительное
Одушевлённые

Кто?
Неодушевлённые

Что?
девочка, кошка, медведь
дом, часы, машина
содержание

Имя существительноеОдушевлённыеКто?НеодушевлённыеЧто?девочка, кошка, медведь дом, часы, машинасодержание

Слайд 27Имя существительное
РОД
МУЖСКОЙ
ЖЕНСКИЙ
СРЕДНИЙ

ОН

ОНА

ОНО
тигр
брат
стол
мышь
сестра
книга
солнце
дерево
поле
содержание

Имя существительноеРОДМУЖСКОЙЖЕНСКИЙСРЕДНИЙОНОНАОНОтигрбратстолмышьсестракнигасолнцедеревополесодержание

Слайд 28Новое пальто, вкусное какао
Горячий кофе, розовый фламинго
Имя существительное
РОД

неизменяемых имён существительных

надо запоминать!

М.р. – пони, какаду, шимпанзе, фламинго,
кенгуру, кофе.

Ср.р. – пальто, радио, шоссе, кино, метро,
пианино, какао, эскимо, желе, меню.

содержание

Новое пальто, вкусное какао Горячий кофе, розовый фламингоИмя существительноеРОД     неизменяемых имён существительныхнадо запоминать!

Слайд 29Единственное
Множественное
Имя существительное
ЧИСЛО
Имена существительные изменяются по числам
птица
звезда
яблоко
птицы
звёзды
яблоки
содержание

ЕдинственноеМножественноеИмя существительноеЧИСЛОИмена существительные изменяются по числамптицазвездаяблокоптицызвёздыяблокисодержание

Слайд 30Имя существительное
ЧИСЛО
В русском языке есть имена существительные,
которые употребляются
часы, грабли, весы, ножницы,

брюки,
сливки, каникулы

только в форме множественного числа:

только в форме единственного числа:

мёд, молоко, соль, ловкость, трусость

содержание

Имя существительноеЧИСЛОВ русском языке есть имена существительные,которые употребляютсячасы, грабли, весы, ножницы, брюки, сливки, каникулы только в форме

Слайд 31
Г Л А Г О Л

Форма

Вид

Наклонение

Спряжение

Время



Лицо


Правописание

содержание

Г Л А Г О Л Форма Вид Наклонение СпряжениеВремя Лицо Правописание содержание

Слайд 32
Форма глагола
говорить
принести
беречь

Что делаю? (Я)
Что делаешь? (ТЫ)
Что делает?


(ОН, ОНА, ОНО)
Что делаем? (МЫ)
Что делаете? (ВЫ)
Что делают (ОНИ)

Личная

Начальная Начальная

Что делать?
(несовершенный вид)

Что сделать?
(совершенный вид)

содержание

Форма глагола говоритьпринестиберечьЧто делаю?   (Я) Что делаешь? (ТЫ)Что делает? (ОН, ОНА, ОНО)Что делаем?  (МЫ)Что

Слайд 33Начальная форма глагола
содержание

Начальная форма глагола содержание

Слайд 34Личные формы глагола
Слово личные образовано от слова лицо
(сравни: личные

местоимения). Следовательно,
глагол в личной форме указывает на то,
что эти формы связаны с лицом
(говорящим, слушающим;
с тем, о ком или о чём говорят)

содержание

Личные формы глагола Слово личные образовано от слова лицо (сравни: личные местоимения). Следовательно, глагол в личной форме

Слайд 35Вид глагола


несовершенный
совершенный
Вид глагола – это его обязательный,
постоянный

признак. Глаголы совершенного
и несовершенного вида – это два разных слова
с разными значениями.

Сравни:

Н.В.
ЧИТАЕТ
ДОЧИТЫВАЕТ

С.В.
ПРОЧИТАЛ
ДОЧИТАЛ

содержание

Вид глагола несовершенный совершенный Вид глагола – это его обязательный, постоянный признак. Глаголы совершенного и несовершенного вида

Слайд 36Лицо глагола
Глаголы в форме 1-го лица указывают на то,
что

действие совершается говорящим.
Я пишу письмо. Мы пишем письма.

Глаголы в форме 2-го лица указывают на то,
что действие совершает тот, к кому обращаются.
Вечером ты поможешь маме.
Летом вы поможете бабушке.

Глаголы в форме 3-го лица обозначают действие,
которое совершает тот, о ком (о чём) говорят.
Он отвечает на вопрос. Они отвечают на вопросы.

содержание

Лицо глагола Глаголы в форме 1-го лица указывают на то, что действие совершается говорящим.  Я пишу

Слайд 37Число глагола
Глаголы могут употребляться в форме
единственного и в форме

множественного числа.

Ед. ч.

1-е лицо цвету цветём

Мн. ч.

2-е лицо цветёшь цветёте

3-е лицо цветёт цветут

содержание

Число глагола Глаголы могут употребляться в форме единственного и в форме множественного числа.Ед. ч.1-е лицо

Слайд 38
Спряжение глагола
- изменение глагола по лицам,
числам и система его

личных окончаний.

II спряжение
Н.ф. - ИТЬ
(кроме брить, стелить)
+
гнать, держать, терпеть,
обидеть, слышать, видеть,
ненавидеть, и зависеть
и вертеть,
и ещё дышать, смотреть

I спряжение

Все остальные
глаголы.

содержание

Спряжение глагола - изменение глагола по лицам, числам и система его личных окончаний.  II спряжениеН.ф. -

Слайд 39Как определить спряжение глагола
Если окончание ударное, спряжение определить легко.
2. Если

окончание безударное, образуй форму 3-го л.
мн.ч. (в этой форме иногда ясно можно
услышать окончание - -ут/ют, ат/ят)
или начальную форму.

3. Если в н.ф. глагол оканчивается на –ИТЬ (кроме
брить, стелить), то это глагол IIспр.

4. Если в н.ф. глагол не оканчивается на – ИТЬ,
и не относится к глаголам-исключениям,
то это глагол I спряжения.

содержание

Как определить спряжение глагола Если окончание ударное, спряжение определить легко.2. Если окончание безударное, образуй форму 3-го л.

Слайд 402-е лицо
-ю (-у)
-ёшь
-ёт
-ём
-у (-ю)
-ит
-им
-ите
-ят
-ишь
-ёте
-ют
Окончания личных форм глагола
содержание

2-е лицо-ю (-у)-ёшь-ёт-ём-у (-ю)-ит-им-ите-ят-ишь-ёте-ютОкончания личных форм глагола содержание

Слайд 41
настоящее
прошедшее
будущее
момент речи
читал
читаю
буду читать

содержание

настоящеепрошедшеебудущеемомент речичиталчитаюбуду читатьсодержание

Слайд 42изъявительное
условное
повелительное

Н А К Л О Н Е Н

И Е

содержание

изъявительное условное повелительное Н А К Л О Н Е Н И Е содержание

Слайд 43Изъявительное
наклонение
- действие происходит на самом деле.
Мне подарили собаку.
Глаголы в форме

изъявительного
наклонения
изменяются по временам.

содержание

Изъявительное наклонение- действие происходит на самом деле.Мне подарили собаку.Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам.содержание

Слайд 44Условное
наклонение
о действии говорится как о желаемом,

возможном.

Подарили бы мне собаку.


Глаголы в форме условного наклонения
по временам не изменяются.
Форма условного наклонения образуется при
помощи слова в форме прошедшего времени
и частицы бы .


содержание

Условное наклонениео действии говорится как о желаемом,

Слайд 45Повелительное
наклонение
обозначает совет, просьбу, приказ.
Подарите мне собаку!
содержание

Повелительное наклонение обозначает совет, просьбу, приказ.Подарите мне собаку!содержание

Слайд 46Н А Р Е Ч И Е
- неизменяемая часть

речи

Где?

Куда?

Когда?

Откуда?

Как?

Зачем?

Почему?

Наречие не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается.

содержание

Н А Р Е Ч И Е - неизменяемая часть речиГде? Куда?Когда?Откуда?Как?Зачем?Почему?Наречие не изменяется, то есть не

Слайд 47Н А Р Е Ч И Е
Наречие может быть связано

с

глаголом

наречием

существительным

прилагательным

содержание

Н А Р Е Ч И Е Наречие может быть связано сглаголом наречием существительным прилагательным содержание

Слайд 48Н А Р Е Ч И Е
Как часть речи наречие

обозначает

содержание

Н А Р Е Ч И Е Как часть речи наречие обозначаетсодержание

Слайд 49Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
После шипящих на конце

наречий
пишется мягкий знак.

Прочь, сплошь, невмочь, вскачь, настежь.

содержание

Мягкий знак на конце наречий после шипящих. После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак.Прочь, сплошь, невмочь,

Слайд 50Имя числительное
- часть речи, которая называет
количество предметов,
порядковый номер

при счёте.

Количественные числительные – сколько?
Два, пять, шестнадцать.

Порядковые числительные –
Какой? Какая? Какое? Какие?
Седьмой, девятый, пятнадцатый.

содержание

Имя числительное - часть речи, которая называет количество предметов, порядковый номер при счёте.Количественные числительные – сколько?Два, пять,

Слайд 51Пятьдесят, семьдесят, семьсот

Состав числительных
Три, сорок, тринадцать, тридцать.

= простое





Двадцать один, сто семьдесят восемь

Несколько слов = составное


= сложное

содержание

Пятьдесят, семьдесят, семьсотСостав числительных  Три, сорок, тринадцать, тридцать.= простое  Двадцать один, сто семьдесят восемьНесколько слов

Слайд 525 - 19, 20, 30
-

50 - 80, 500 - 900


-


ь

ь


Пять, тринадцать, восемнадцать, тридцать

Пятьдесят, восемьдесят, пятьсот, девятьсот

содержание

5 - 19, 20, 30 -50 - 80, 500 - 900 -ь ь Пять, тринадцать, восемнадцать, тридцатьПятьдесят,

Слайд 53 Ё после шипящих
В корне слова
чёлка, шёпот, жёлудь, ожёг(гл.),
поджёг(гл.)
2.

В окончаниях глаголов
печёшь, течёт

3. В суффиксах
печёный, лишённый, вооружён,
затушёвывать - затушёвка,
учёный – учёба, тушёный - тушёнка

содержание

Ё после шипящих В корне словачёлка, шёпот, жёлудь, ожёг(гл.), поджёг(гл.)2. В окончаниях глаголовпечёшь, течёт3. В суффиксахпечёный,

Слайд 54О после шипящих
В окончаниях существительных и
прилагательных
свечой, чужой
2. В суффиксах

существительных и
прилагательных
волчок, зайчонок, грошовый, ежовый

3. На конце наречий
горячо, свежо, хорошо

содержание

О после шипящих В окончаниях существительных и прилагательныхсвечой, чужой2. В суффиксах существительных и прилагательныхволчок, зайчонок, грошовый, ежовый3.

Слайд 55О после шипящих
4. В словах – исключениях
(под ударением)
шов, шорох, крыжовник,

капюшон,
шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога,
обжора, чокаться, чопорный,
шорник, вечор, ожог(сущ.),
поджог (сущ.), трущоба, трещотка.

5. В корне иноязычных слов
(без ударения)
Жонглёр, шоколад, шоссе, жокей …

содержание

О после шипящих 4. В словах – исключениях(под ударением)шов, шорох, крыжовник, капюшон, шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога,

Слайд 56
И ПОСЛЕ Ц
В корне слова: цирк, цифра,

циркуль
ИСКЛЮЧЕНИЯ
Цыган, на цыпочках, цыплёнок, цып – цып,
цыц, цыкнуть

В словах на –ция: акация, секция, станция

Ы ПОСЛЕ Ц

1. В окончании: ресницы, птенцы, скворцы
2. В суффиксах: лисицын (хвост), сестрицын

содержание

И   ПОСЛЕ  ЦВ корне слова: цирк, цифра, циркульИСКЛЮЧЕНИЯЦыган, на цыпочках, цыплёнок, цып –

Слайд 57ПРИСТАВКИ

БЕЗ- ИЛИ БЕС-
ИЗ- ИЛИ ИС-
РАЗ-

ИЛИ РАС

БЕЗ-
ИЗ-
РАЗ-


+

ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ

бездомный
издать
разбить

БЕС-
ИС-
РАС-


+

ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ

бесшумный
испечь
расписать

содержание

ПРИСТАВКИ БЕЗ-  ИЛИ  БЕС-ИЗ-  ИЛИ  ИС-РАЗ-  ИЛИ  РАСБЕЗ- ИЗ-РАЗ-+ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙбездомныйиздатьразбитьБЕС-ИС-РАС-+ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙбесшумныйиспечьрасписатьсодержание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть