Слайд 1Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении
Урок русского языка в 9 классе
Подготовила:
учитель русского языка и литературы МБОУ Сандовская СОШ Бойцова Ольга Алексеевна
2018 г.
Слайд 2Задачи урока:
1.Образовательная:
углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного
предложения с придаточным;
формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;
с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;
составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;
2.Воспитательная:
воспитывать языковое чутьё;
внимание к происходящим процессам.
3.Развивающая:
расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
Слайд 3«Лови ошибку»
Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить,
исчерпать, исдать, сдать.
Слайд 4Работа над темой урока
— Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
Во-первых,
они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких
СПП:
какой? с . с.
[ тот] , (кого ...)
Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.
какого? х с. с.
[того + сущ.], (который ...)
Указательные слова являются членами главного предложения
Слайд 5Способ выражения указательных слов
Слайд 6Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.
Какова
роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?
Какой частью речи являются указательные союзы?
В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?
Слайд 7Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент
Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент:
замените предложенные союзные слова словом который; опустите указательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?
1.Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).
Слайд 8Практическая работа с языковым материалом
Задание № 1. Прочитайте. Как вы думаете, есть
ли в данных сложноподчинённых предложениях указательные слова? Докажите свою точку зрения, Найдите и охарактеризуйте обособленные члены предложения. Какой частью речи является в данном случае слово блестящий в 3-м предложении?
1. Если с цитадели смотреть, то вёрст на пятьдесят вокруг видно (Ю. О. Домбровский). 2. Так как я приехал с целью поступить в какой-нибудь полк и побывать на войне, то седьмого мая, в четыре часа утра, я уже стоял на улице в серых рядах, выстроившихся перед квартирой полковника 222-го Старобельского пехотного полка (Б. М. Гаршин). 3. Чем ближе я знакомился с ним, тем больше он удивлял меня своим блестящим умом (А. С. Новиков-Прибой).
Слайд 9 Задание № 2. Спишите. Подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких
предложениях указательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить?
1. Урожай с гектара здесь таков, какого не знают в других местах (Г. Я. Кублицкий). 2. Закончив, оркестранты повернулись в ту сторону, где сидел с друзьями Пётр Ильич, и зааплодировали, стуча смычками по пюпитрам (Е. В.Дулова). 3. Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами (К. И. Чуковский). 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями (В. М. Гаршин), 5. Жгли всё, что только могло гореть (А. С. Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Паустовский).
Укажите неопределённо-личные предложения.
Объясните правила пунктуации во 2-м и 4-м предложениях.
К какой тематической группе принадлежат выделенные слова? Продолжите ряд слов, принадлежащих к этой группе.
Слайд 10«Тренинг начинающего редактора»
Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и
объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.
1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.
К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое значение и составьте с антонимом предложение.
Слайд 11Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова.
Матери ненавидят
оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.
Слайд 12Задание № 3. В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи
неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в приведённых фразах.
1.Заслони лампу бумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу . Расскажи - ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.
Слайд 13Задание из печатной тетради №10(1)
Найдите СПП, в главной части которых есть
указательное слово; определите, каким членом предложения оно является.
Слайд 14Тест
1.Найди предложение с указательным словом.
А. Расплескалось красок столько, что кружится голова.
Б.
Скалы – это преграда, которую нужно преодолеть.
В. Мы заметили, как на горизонте
показалась туча.
Слайд 152.Определите, при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному
А. Можно было
бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с раздумьем о прошлом.
Б. Позови своих прислужников да спроси их, что они скажут.
А. – Союз.
Б. – Союзное слово.
Слайд 163. На месте каких цифр должны стоять запятые?
В воздухе(1) куда ни взглянешь(2)
кружатся(3) и опускаются на землю целые облака снежинок.
А. 1, 2, 3
Б. 2, 3
В. 1, 2
Слайд 17
Итог.
Средства связи в сложноподчинённом предложении
Слайд 18Домашнее задание дифференцированного характера
Выучить теоретический материал учебника по теме урока на
с. 66 – 67.
Выполнить упражнения:
а) упр. 104 (устно);
б) упр. 105 (письменно).
3. Творческое задание (по выбору учащихся). Из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, выписать 6-7 сложноподчинённых предложений с различными средствами связи придаточного предложения с главным.