Слайд 1Употребление
сочинительных
и подчинительных союзов
в речи
Слайд 2Эпиграф
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому,
что я владею
Всеохватным русским языком.
(С. Данилов)
Слайд 3Эпиграф
Творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за
счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой.
(К. Паустовский).
Слайд 4Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому,
что я владею
Всеохватным русским языком.
(С. Данилов)
Творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой.
(К. Паустовский)
Слайд 5В данных примерах на месте пропусков поставьте подходящие по смыслу союзы.
Объясните свой выбор. Какие это союзы.
Правой рукой строит ... левой – разрушает.
Своя земля … в горести мила.
Коси коса, ... роса, роса долой – … ты домой.
Слайд 6Правой рукой строит, а левой – разрушает.
Своя земля и в горести
мила.
Коси, коса, пока роса, роса долой – и ты домой.
Слайд 7Анализ фрагментов художественных произведений.
А тут сели на добрых коней, поехали.
Как хвост-то
у ней расстилается,
А грива-то у ней да завивается.
У оратая кобыла поступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь оставается.
Слайд 8Анализ фрагментов художественных произведений.
1. Не успел он слова вымолвить,
Как настоятели новгородские
Ударили о велик заклад…
2. Потом поезжали корабли по синю морю,
Полетели, как черные вороны
3. Сидит в палате царь морской,
Голова у царя как куча сенная.
Слайд 9Анализ фрагментов художественных произведений.
Немного лиц мне память сохранила,
Немного слов доходит до
меня,
А прочее погибло безвозвратно…
Но близок день, лампада догорает…
Слайд 10И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им
бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут…
А.С. Пушкин
Анализ фрагментов художественных произведений.
Слайд 11Анализ фрагментов художественных произведений.
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он
пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
М.Ю. Лермонтов
Слайд 12Анализ фрагментов художественных произведений.
Из Достоевского.
Он вышел и – покончил дело…
Машинально подошел
он к окну, чтоб отворить его и дохнуть ночным воздухом, и – вдруг весь вздрогнул.
Слайд 13Анализ фрагментов художественных произведений.
Отчего снег бесследно пропал,
И ручьи отчего потекли?
Отчего соловей
засвистал,
И цветы отчего зацвели?
Отчего лес оделся в листву,
И влечет меня зелень в него?
Отчего я дышу и живу
Так привольно?… зачем! отчего?
Отчего так внезапно весь мир
Пробудился от долгого сна?
— «Отчего? — прошептал мне зефир, —
Оттого, что настала весна».
И. Северянин
Слайд 14Вопросы к стихотворению «Отчего» И. Северянина
1.Какую роль играет союз И в
нем.
2.А какова будет интонация при чтении со знаком запятой перед И?
3.А для чего так написал поэт?
4.Нынешняя весна за окном не такая ли? Вы рады весне?
5.О чем это стихотворение?
6.Какая главная мысль?
7.А какова идея произведения? ( Зачем написано?
8.А человек может стать таким же счастливым? Видеть мир таким красивым, хотя бы весной?
9. А какие тропы использует автор лирического произведения? Ветер одухотворенный, и к нему обращается автор. Почему?
Слайд 15Домашнее задание.
А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…»
Анализ стихотворение по
вопросам, аналогично заданию в классе.
Какую роль в нем играют союзы?
Какой глагол часто употребляется?
Какова цель употребления союзов, особенно союза «что»?
Что произошло с лирическим героем?
Что используется для понимания читателями происходящего?