Презентация, доклад Роль современного школьника.

Содержание

Учебный предмет: русский язык.Возраст учеников: 10 – 15 лет.Цель: изучение речи учащихся 5 – 9 классов и определение путей пополнения словарного запаса школьников.

Слайд 1Исследовательская работа РЕЧЬ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Выполнил ученик 6 класса МОБУ СОШ с.Бакалдинское
Лапсин Данил

Исследовательская работа РЕЧЬ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКАВыполнил ученик 6 класса МОБУ СОШ с.БакалдинскоеЛапсин Данил

Слайд 2Учебный предмет: русский язык.
Возраст учеников: 10 – 15 лет.

Цель: изучение речи

учащихся 5 – 9 классов и определение путей пополнения словарного запаса школьников.
Учебный предмет: русский язык.Возраст учеников: 10 – 15 лет.Цель: изучение речи учащихся 5 – 9 классов и

Слайд 3Ход исследовательской работы.
Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.
Изучить

специальные слова речи учащихся.
Изучить жаргонную лексику школьников.
Изучить сленг школьников 5 – 9 классов.


Ход исследовательской работы.Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.Изучить специальные слова речи учащихся.Изучить жаргонную лексику

Слайд 4Итоговый продукт.
Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он

является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию, наряду с родным национальным языком их коренного населения.
На русском языке говорят свыше 250 млн. человек, в том числе в России – 143,7 млн., по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн. в других государствах, ранее входивших в СССР.
Итоговый продукт.Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых

Слайд 5Лексика – это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который

изучает лексику, называется лексикология.
Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексико – семантических групп. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому мной была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 5 – 9 классов современной общеобразовательной школы.
Лексика – это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология.Современной наукой накоплен

Слайд 6Объект исследования – устная речь учащихся 5 – 9 классов.
Гипотеза:

я предполагаю, что речи в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова – к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко.
Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.


Объект исследования – устная речь учащихся 5 – 9 классов. Гипотеза: я предполагаю, что речи в речи

Слайд 7Диалектная лексика.
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или

иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.
Диалектная лексика.К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические

Слайд 8Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со

старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохранной сферой функционирования диалекта.
Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.
Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится

Слайд 9В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и

очень редко в лексиконе учащихся 5 – 9 классов.
Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов:
Одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста;
Другие считают, что в ниши дни это не актуально;
Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.
По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой –то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому –то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать про каждый из русских диалектов.

В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 5

Слайд 10Профессиональные слова в лексиконе учащихся.
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины

и профессионализмы.
Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой – либо профессией.
Термин – это научное обозначение понятия, а профессионализм – полуофициальное слова, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.
Профессиональные слова в лексиконе учащихся. К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.Профессионализмы – слова и

Слайд 11В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия

разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.
Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 5 – 9 классов.
В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из

Слайд 12Значение многих слов в процессе развития языка может существенно измениться. Одни

значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».
Значение многих слов в процессе развития языка может существенно измениться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи

Слайд 13Русский молодежный сленг.
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который

ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.
Русский молодежный сленг.Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками,

Слайд 14Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет

на его фонетической и грамматической почве.
Поток этой лексики иногда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Слайд 15На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга. В отличие

от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.
На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга. В отличие от диалектной и специальной лексики,

Слайд 16Жаргонная лексика.
Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является

социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.
Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.
В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон учащихся 5 – 9 классов.
Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно – стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно – бытовую речь, в просторечие.
Жаргонная лексика.Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и

Слайд 17Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе

литературного языка путем переосмысления значений слов.
Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.
Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.
Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого жаргона.
Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов.Жаргонная

Слайд 19Энциклопедия школьника.

Энциклопедия школьника.

Слайд 20Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.
Жаргонная лексика не должна

быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но

Слайд 22Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений

Слайд 23Когда вы вырастите, будете употреблять сленг

Когда вы вырастите, будете употреблять сленг

Слайд 24Вывод
Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: основная причина употребления жаргонизмов

– организовать общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью. Повседневная речь школьников насыщена жаргонизмами и устранить их практически невозможно. Однако необходимо помнить о том, что жаргонная лексика- это не лексика культурного, образованного человека и всегда нужно помнить о том, в какой сфере речевого общения она допустима к употреблению.
 

ВыводРассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: основная причина употребления жаргонизмов – организовать общение среди сверстников, а

Слайд 25Заключение.
Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи.

Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемирно расширять, обогащать свой словарь.
Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьного сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.
Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому что сленг занимает 1-е место по употребляемости среди учащихся 5 – 9 классов.
Заключение.Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих

Слайд 26Используемая литература:
С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией

Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989
В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.
3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).
4. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.
5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.
6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.
7. Материалы Интернет

Используемая литература:С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть