Презентация, доклад Роль литературы в становлении человека вводный урок для 9 класса

Содержание

Роль литературы в становлении человека

Слайд 1Роль литературы в становлении человека вводный урок в 9 классе
Автор: Шаповалова О.В.

, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика
Роль литературы в становлении человека вводный  урок в  9 классеАвтор: Шаповалова О.В. , учитель русского

Слайд 2Роль литературы в становлении человека

Роль литературы в становлении человека

Слайд 3Философы придумали много как серьезных, научных, так и шуточных, остроумных опре­делений

человека.
«Человек — двуногое животное, но без перьев», — утверждал Сократ.
«Человек — общественное, политическое животное», — возражал Аристотель.
Человека называли существом созидатель­ным, деятельным, свободным, священным, играющим, поэтическим.

ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?

Философы придумали много как серьезных, научных, так и шуточных, остроумных опре­делений человека.«Человек — двуногое животное, но без

Слайд 4Самым распространенным определением стало: homo sapiens — человек разумный.
Но это разумное

существо в течение ты­сячелетий невозможно представить еще без одного свойства. Какого?

ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?

Самым распространенным определением стало: homo sapiens — человек разумный.Но это разумное существо в течение ты­сячелетий невозможно представить

Слайд 5 Разумный человек, как пра­вило, — homo legens — человек читающий.
Процесс

чтения возводится в ранг важ­нейшей человеческой потребности, наряду с разумом, деятельностью, общением.

ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?

Разумный человек, как пра­вило, — homo legens — человек читающий.Процесс чтения возводится в ранг важ­нейшей человеческой

Слайд 6Портрет эпохи
Память человечества
Зеркало на большой дороге
Пейзаж на столе
Собеседник
Дитя разума
Тело мысли
Машина времени
Учебник

жизни
Кусок дымящейся совести
Источник знаний
Портрет души
Запечатленное время

Что это?

Портрет эпохиПамять человечестваЗеркало на большой дорогеПейзаж на столеСобеседникДитя разумаТело мыслиМашина времениУчебник жизниКусок дымящейся совестиИсточник знанийПортрет душиЗапечатленное времяЧто

Слайд 7Всматриваясь в эти определения, можно заметить, что они разделяются на три

группы, даются с трех разных точек зрения: с точки зрения автора, текста, читателя.
Всматриваясь в эти определения, можно заметить, что они разделяются на три группы, даются с трех разных точек

Слайд 8Портрет эпохи
Память человечества
Зеркало на большой дороге
Пейзаж на столе
Собеседник
Дитя разума
Тело мысли
Машина времени
Учебник

жизни
Кусок дымящейся совести
Источник знаний
Портрет души
Запечатленное время

С точки зрения автора

Портрет эпохиПамять человечестваЗеркало на большой дорогеПейзаж на столеСобеседникДитя разумаТело мыслиМашина времениУчебник жизниКусок дымящейся совестиИсточник знанийПортрет душиЗапечатленное времяС

Слайд 9Дитя разума
Тело мысли
Портрет души
Кусок дымящейся совести
С точки зрения автора

Дитя разумаТело мыслиПортрет душиКусок дымящейся совестиС точки зрения автора

Слайд 10Портрет эпохи
Память человечества
Зеркало на большой дороге
Пейзаж на столе
Собеседник
Дитя разума
Тело мысли
Машина времени
Учебник

жизни
Кусок дымящейся совести
Источник знаний
Портрет души
Запечатленное время

С точки зрения текста

Портрет эпохиПамять человечестваЗеркало на большой дорогеПейзаж на столеСобеседникДитя разумаТело мыслиМашина времениУчебник жизниКусок дымящейся совестиИсточник знанийПортрет душиЗапечатленное времяС

Слайд 11Пейзаж на столе
Зеркало
Запечатленное время
Память человечества
С точки зрения текста

Пейзаж на столеЗеркалоЗапечатленное времяПамять человечестваС точки зрения текста

Слайд 12Портрет эпохи
Память человечества
Зеркало на большой дороге
Пейзаж на столе
Собеседник
Дитя разума
Тело мысли
Машина времени
Учебник

жизни
Кусок дымящейся совести
Источник знаний
Портрет души
Запечатленное время

С точки зрения читателя

Портрет эпохиПамять человечестваЗеркало на большой дорогеПейзаж на столеСобеседникДитя разумаТело мыслиМашина времениУчебник жизниКусок дымящейся совестиИсточник знанийПортрет душиЗапечатленное времяС

Слайд 13Собеседник
Машина времени
Учебник жизни
Источник знаний
С точки зрения читателя

СобеседникМашина времениУчебник жизниИсточник знанийС точки зрения читателя

Слайд 14Таким образом, книга — не просто текст под переплетом. Она включена

в процесс эстетического общения (коммуникации), представляет средний элемент коммуника­тивной цепочки
Автор (Писатель) — Книга (Произведение) —
Реципиент (Читатель)

Эстетическое общение

Таким образом, книга — не просто текст под переплетом. Она включена в процесс эстетического общения (коммуникации), представляет

Слайд 15Книга обязательно предполагает читателя, рассчитывает на него.
Такого читателя поэт О. Э.

Мандельштам называл провиденци­альным собеседником, другой поэт, М. И. Цветаева, — абсолютным читателем, прозаик А. Н. Толстой — составной частью искус­ства.

Читатель

Книга обязательно предполагает читателя, рассчитывает на него.Такого читателя поэт О. Э. Мандельштам называл провиденци­альным собеседником, другой поэт,

Слайд 16Читать — это зна­чит писать. Отра­женно, ослаблено, в иной потенции, но

мы пишем «Евгения Онегина», когда «Евгения Онегина» читаем. Если чита­тель сам в душе не художник, он в своем авторе ничего не поймет

Ю.Айхенвальд о читателе

Читать — это зна­чит писать. Отра­женно, ослаблено, в иной потенции, но мы пишем «Евгения Онегина», когда «Евгения

Слайд 17Разные книги читают с разными целями. Чтение, как выразился один философ,

— это «труд и творчество». Почему?

Труд и творчество

Разные книги читают с разными целями. Чтение, как выразился один философ, — это «труд и творчество». Почему?Труд

Слайд 18Книге в ее современном виде около шестисот лет. Долгое время она

считалась двигателем прогресса, высшим достижением культу­ры. «Типографским снарядом» называл книгу Пушкин.
Однако к середине XX века положение стремительно изменилось. В сфере культуры агрессивно утвердились так называемые аудио­визуальные средства общения, основанные не на слове, а на кар­тинке (кино, телевидение, компьютерные технологии). Уже про­возглашен конец книжной «галактики Гуттенберга» и наступление новой «зрелищной» эпохи, превращающей весь мир в большую электронную деревню.

Слово или картинка?

Книге в ее современном виде около шестисот лет. Долгое время она считалась двигателем прогресса, высшим достижением культу­ры.

Слайд 19В конце 1950-х годов американский писатель Рэй Брэдбери на­писал мрачную антиутопию

«451° по Фаренгейту». Люди в обще­стве будущего сидят запертыми в огромных телевизионных ком­натах, уставившись в экран. А пожарные занимаются тем, что сжигают дома тех обитателей, которые еще пытаются хранить и читать книги.
Но в борьбе с этим насилием возникает противодействие. Сто­ронники прежней культуры бегут из телевизорного города и сами становятся живыми книгами, надеясь на будущее возрождение.

«451° по Фаренгейту».

В конце 1950-х годов американский писатель Рэй Брэдбери на­писал мрачную антиутопию «451° по Фаренгейту». Люди в обще­стве

Слайд 20Мрачная антиутопия Брэдбери в полном объеме, к счастью, не осуществилась, хотя

книги преследовали и уничтожали в разных странах: в гитлеровской Германии, сталинском СССР, Китае и Кам­пучии.

Рукописи не горят?

Мрачная антиутопия Брэдбери в полном объеме, к счастью, не осуществилась, хотя книги преследовали и уничтожали в разных

Слайд 21Существует преступление более тяжкое — пренебре­жение книгами, их не-чтение. За пре­ступление

это чело­век расплачивается всей своей жизнью; если же преступле­ние это совершает нация — она пла­тит за это своей историей.


Иосиф Бродский о книге

Существует преступление более тяжкое — пренебре­жение книгами, их не-чтение. За пре­ступление это чело­век расплачивается всей своей жизнью;

Слайд 22Даже политический выбор Бродский пред­лагает делать по литературным признакам. «Я не

призываю к замене государства биб­лиотекой — хотя мысль эта неоднократно меня посещала, — но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на Земле было бы меньше горя..


Иосиф Бродский о книге

Даже политический выбор Бродский пред­лагает делать по литературным признакам. «Я не призываю к замене государства биб­лиотекой —

Слайд 23Мне думается, что потен­циального властителя наших судеб следова­ло бы спрашивать прежде

всего не о том, как он представляет себе курс иностранной по­литики, а о том, как он относится к Стенда­лю, Диккенсу, Достоевскому

Иосиф Бродский о книге

Мне думается, что потен­циального властителя наших судеб следова­ло бы спрашивать прежде всего не о том, как он

Слайд 24 Книга в современной культуре действительно находится в сложном положении. Конфликт

слова и картинки приобретает очень острые формы, и способы его разрешения скрыты во мгле будущего.


Слово или картинка?

Книга в современной культуре действительно находится в сложном положении. Конфликт слова и картинки приобретает очень острые

Слайд 25 В отличие от восприятия всех других ви­дов искусства, чтение —

занятие глубоко индивидуальное и творческое, — утверждает Бродский. Оно формирует человека не толь­ко эстетически, но и нравственно, развивает н поднимает его, хотя и не делает более счастливым.


Творческое восприятие

В отличие от восприятия всех других ви­дов искусства, чтение — занятие глубоко индивидуальное и творческое, —

Слайд 26Лучшее, самое светлое в нашей истории — это литература и культура.
Золотой

век в русской литературе был, а в русской истории его, кажется, не было.
Русская литература, особенно XIX века, — одно из высших достижений мировой культуры. Важная часть памяти человечества, к счастью, существует на русском языке.


Самое лучшее и светлое

Лучшее, самое светлое в нашей истории — это литература и культура.Золотой век в русской литературе был, а

Слайд 27Отбор произведений, которые считаются классикой, производится не отдельными людьми по чьей-то

директиве. Это результат совокупных усилий, которые называются историей.
Пушкина и Гоголя читают почти двести лет и будут читать еще через двести, когда никто не вспомнит современных модных авторов. Интересно и важно понять почему?
Настоящая литература учит самым простым и самым сложным пещам; видеть мир, ценить воображение и понимать человека.

Самое простое и самое сложное

Отбор произведений, которые считаются классикой, производится не отдельными людьми по чьей-то директиве. Это результат совокупных усилий, которые

Слайд 28«Если бы не было наук и искусства, люди жили бы...».

Л.Н.Толстой

«Если бы не было наук и искусства, люди жили бы...».Л.Н.Толстой

Слайд 29Назовите известные вам науки. Условно они делятся на гуманитарные, естественные, обществен­ные

и технические.
Попытайтесь дать краткое определение, что такое наука.

Наука

(Система знаний о природе, человеке, обществе и о способах воздейст­вия на окружающий мир.)
.

Назовите известные вам науки. Условно они делятся на гуманитарные, естественные, обществен­ные и технические.Попытайтесь дать краткое определение, что

Слайд 30 Что такое искусство, литература?

Познание
(Твор­ческое воспроизведение действительности в художественных

образах.

Что сближает научное и художественное познание и какова их общая цель?

(Это ду­ховная деятельность человека. Своей це­лью она имеет познание мира, человека, об­щества и воздействие на развитие человека и общества.)

Что такое искусство, литература? Познание (Твор­ческое воспроизведение действительности в художественных образах. Что сближает научное и художественное

Слайд 31Некоторые люди рассуждают так: наука развивает че­ловека и общество, облегчает его

жизнь, ос­вещает его путь в будущее. А искусство — это-де вымысел, развлечение, отдых. Разве, мол, это труд — почитать интересную книж­ку, послушать музыку, сходить в картинную галерею...
Можно ли согласиться с такими вывода­ми?

Некоторые люди рассуждают так: наука развивает че­ловека и общество, облегчает его жизнь, ос­вещает его путь в будущее.

Слайд 32Послушаем трех больших ученых (XIX и XX веков).
Чарлз Дарвин: «До тридцатилетнего

воз­раста или даже позднее мне доставляла большое удовольствие всякого рода поэзия, например, произведения Мильтона, Грея, Байрона, Вордсворта, Кольриджа и Шелли, и еще в школьные годы я с огромным наслаж­дением читал Шекспира, особенно его исто­рические драмы... Находил большое наслаждение в живописи и еще больше — в музы­ке.

Чарльз Дарвин

Послушаем трех больших ученых (XIX и XX веков).Чарлз Дарвин: «До тридцатилетнего воз­раста или даже позднее мне доставляла

Слайд 33Но вот уже много лет, как я не могу заста­вить себя

прочитать ни одной стихотворной строки... Я почти потерял также вкус к живо­писи и музыке... Кажется, что мой ум стал ка­кой-то машиной... Утрата этих вкусов равно­сильна утрате счастья» .

Чарльз Дарвин

Но вот уже много лет, как я не могу заста­вить себя прочитать ни одной стихотворной строки... Я

Слайд 34 Альберт Эйнштейн, Нобелевский лауре­ат, источник высшего счастья находил вовсе не

в науке. Вот его откровение: «Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области... Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс» (немецкий ученый). Эйнштейн также высоко ценил Гомера, Шек­спира, Сервантеса, Гете...


Ощущение высшего счастья

Альберт Эйнштейн, Нобелевский лауре­ат, источник высшего счастья находил вовсе не в науке. Вот его откровение: «Мне

Слайд 35Академик Борис Раушенбах, стоявший у истоков советской космической науки: «Ког­да-то я

полагал, что только точные науки за­нимаются настоящим делом. Но эти науки никогда не дадут объяснение феномену че­ловека, неписаным законам, по которым он живет, и сопряженным с ними этическим по­нятиям — справедливости, совести, умению прощать...».

Академик Борис Раушенбах, стоявший у истоков советской космической науки: «Ког­да-то я полагал, что только точные науки за­нимаются

Слайд 36Что в этих высказываниях является пора­зительным? Убеждают ли вас искренние при­знания

Дарвина, Эйнштейна, Раушенбаха?


Что в этих высказываниях является пора­зительным? Убеждают ли вас искренние при­знания Дарвина, Эйнштейна, Раушенбаха?

Слайд 37 Искусство действительно не открывает законов природы, не создает материальных благ,

не избавляет от телесных болезней. Но оно открывает читателю мир души человека, мир прекрасного.

Мир прекрасного

Искусство действительно не открывает законов природы, не создает материальных благ, не избавляет от телесных болезней. Но

Слайд 38Искусство нельзя мерить непосредственной пользой. Пушкин в стихо­творении «Поэт и толпа»

убеждает читателя в этом, используя два творения человека: мраморную античную статую бога Аполлона и печной горшок. Конечно, без печного горшка или кастрюли человеку не обойтись. Но со­поставимы ли эти ценности?


Искусство нельзя мерить непосредственной пользой. Пушкин в стихо­творении «Поэт и толпа» убеждает читателя в этом, используя два

Слайд 39Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!

Так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.
Выражение «Печной горшок тебе доро­же» стало крылатым, В этой же строфе Пуш­кин так образно оценивает подобных людей: «Ты червь земли, не сын небес». «Цель ис­кусства есть идеал»

Червь земли и сын небес

Ты пользы, пользы в нем не зришь.Но мрамор сей ведь бог! Так что же?Печной горшок тебе дороже:Ты

Слайд 40Наука и искусство взаимосвязаны. Поду­майте, в чем эта взаимосвязь?
Взаимосвязь науки и

искусства

(Научные от­крытия обогащают писателя, художника, композитора пониманием бесконечной сло­жности окружающего мира. Искусство обо­гащает ученого духовностью, вдохновением. Кстати, подводные лодки, самолеты и мно­гое другое были созданы писателями-фантастами задолго до того, как их спроектиро­вали ученые.)
.

Наука и искусство взаимосвязаны. Поду­майте, в чем эта взаимосвязь?Взаимосвязь науки и искусства(Научные от­крытия обогащают писателя, художника, композитора

Слайд 41Чем отличается научное познание от художественного?

Способы познания
Человек имеет два способа мышления:

логическое и образ­ное. Ученые пользуются логическим мышле­нием. Анализируя события, факты, наблюде­ния, эксперименты, они устанавливают определенные закономерности, законы. Свои рассуждения, умозаключения они изла­гают по законам логики. Писатели, художни­ки, музыканты сильны образным мышлением. Мир чувств и мыслей человека они раскрыва­ют в художественных образах, которые созда­ются сочетанием слов, красок, звуков.
Чем отличается научное познание от художественного?Способы познанияЧеловек имеет два способа мышления: логическое и образ­ное. Ученые пользуются логическим

Слайд 42Могут ли такие способности могут гармонич­но сочетаться в одном человеке?

Алгебра

и гармония

Леонардо да Винчи — итальянский живописец, скульп­тор, архитектор, ученый, инженер. Александр Бородин — автор трудов по органической хи­мии, композитор, создатель оперы «Князь Игорь» и 2-й (Богатырской) симфонии.

Могут ли такие способности могут гармонич­но сочетаться в одном человеке? Алгебра и гармонияЛеонардо да Винчи — итальянский

Слайд 43Почему наука не может заменить искус­ство, литературу?


Науки глубоко изучили тело человека,

работу сердца и головного мозга. Но ни фи­зиология, ни анатомия, ни биология сердце злого человека не могут сделать добрым, от­зывчивым, благородным. Никакой химичес­кий или физический закон не может отличить искреннюю, глубокую любовь от простого увлечения. Ум сам по себе не гарантирует благородства человека, его высокой нравст­венности, самоотверженности и честности. Несмотря на высокий уровень науки и техни­ки, в окружающей нас жизни мы постоянно встречаемся с бессердечием, эгоизмом, ли­цемерием, насилием.
Почему наука не может заменить искус­ство, литературу?Науки глубоко изучили тело человека, работу сердца и головного мозга. Но

Слайд 44Художественное, эстетическое по­знание окружающего нас мира не может быть заменено научным.

Искусство дает че­ловеку такое приращение духовных сил, ка­ких не может дать ум. В обогащении духов­ного мира человека искусство ничем не заменимо.
Незаменимость искусства проявляется в личностях писателей, художников, компози­торов. В искусстве автор незаменим, он единственный в мире.

Единственный в мире

Художественное, эстетическое по­знание окружающего нас мира не может быть заменено научным. Искусство дает че­ловеку такое приращение духовных

Слайд 45Искусство, в отличие от науки, существует по принципу утраченных звеньев, безвозвратных

потерь. Научное открытие рано или поздно будет совершено: очередную загадку природы откроет не один, так другой ученый. Смерть поэта ставит окончательную точку: мы никогда не узнаем, какие стихи еще могли появиться.

Искусство, в отличие от науки, существует по принципу утраченных звеньев, безвозвратных потерь. Научное открытие рано или поздно

Слайд 46Произведения ис­кусства эстетически неисчерпаемы: каждое поколение находит в них свое. Научные

зако­ны всегда однозначны.

Произведения ис­кусства эстетически неисчерпаемы: каждое поколение находит в них свое. Научные зако­ны всегда однозначны.

Слайд 47Каким образом искусство, литера­тура влияют на развитие человека, а вместе с

ним и на развитие общества?


Безуслов­но, литература расширяет наше знание о людях и странах, приобщает к миру прекрас­ного. Но познавательное, воспитательное и эстетическое значение имеют и ярко и дос­тупно написанные научные книги.
Чем может обогатить нас только искус­ство, только литература?

Каким образом искусство, литера­тура влияют на развитие человека, а вместе с ним и на развитие общества? Безуслов­но,

Слайд 48Произведения искусства знакомят читателя, зрителя, слушателя с опытом жизни. А.И.Солженицын в

Нобелев­ской лекции называет его «неопровержи­мым, сгущенным опытом», «живой памятью нации»... «Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу»
Опыт жизни излагают и ученые, но они пользуются логическим мышлением. В лите­ратуре опыт жизни раскрывается в художе­ственных образах. А это живые, колоритные личности.


Опыт жизни

Произведения искусства знакомят читателя, зрителя, слушателя с опытом жизни. А.И.Солженицын в Нобелев­ской лекции называет его «неопровержи­мым, сгущенным

Слайд 49 Искусство помогает человеку выйти за пределы своей жизни. Личный опыт

не может дать того, что даст опыт долгой жизни народа, его наибо­лее характерные личности, отраженные в ис­кусстве. Только искусство позволяет челове­ку пережить такие чувства, которые в своей личной жизни у него не будет возможности испытать.

«сгущенный опыт»

Искусство помогает человеку выйти за пределы своей жизни. Личный опыт не может дать того, что даст

Слайд 50Искусство, литература обо­гащает нас, говоря словами Пушкина, «доб­рыми чувствами». Они отличаются

от тех чувств, которые мы испытываем в самой жизни. Обыденные переживания могут быть и положительными, и отрицательными. От последних возможны стрессы, инфаркты, нарушения высшей нервной деятельности. В искусстве — эстетические эмоции. Пере­живания, вызываемые искусством, всегда положительны. Положительны даже тогда, когда мы читаем или смотрим трагедию, изображение гибели героя. Еще Аристотель ввел понятие «катарсис» — очищение по­средством сострадания или сочувствия.

Эстетические эмоции

Искусство, литература обо­гащает нас, говоря словами Пушкина, «доб­рыми чувствами». Они отличаются от тех чувств, которые мы испытываем

Слайд 51Искусство помогает человеку развивать свои природные задатки и спо­собности, проясняя, очищая

наши чувства, искусство учит вдохновению, пробуждает сокрытые в человеке творческие силы.
Общение с великими писателями и по­этами помогает человеку развить свои твор­ческие способности и стать духовно богатой личностью.


Искусство помогает человеку развивать свои природные задатки и спо­собности, проясняя, очищая наши чувства, искусство учит вдохновению, пробуждает

Слайд 52

И.С.Тургенев «Певцы»

И.С.Тургенев «Певцы»

Слайд 53 За что-то меня упрекают И в чем-то согласны со мной... Так исповедь льется

немая. Беседы блаженнейший зной. Наш век на земле быстротечен И тесен назначенный круг. А он неизменен и вечен - Поэта неведомый друг.

Анна Ахматова «Читатель»

А каждый читатель как тайна, Как в землю закопанный клад, Пусть самый последний, случайный, Всю жизнь промолчавший подряд. Там все, что природа запрячет, Когда ей угодно, от нас. Там кто-то таинственно плачет В какой-то назначенный час. И сколько там сумрака ночи, И тени, и сколько прохлад. Там те незнакомые очи До света со мной говорят.

За что-то меня упрекают И в чем-то согласны со мной... Так исповедь льется немая. Беседы блаженнейший

Слайд 54Помните: даже постоянно читающий человек за свою жизнь может прочитать очень

ограниченное число книг. Поэтому книги нужно выбирать. В.Белинский еще чи­тателей первой половины XIX века убеждал, что читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать.


Уметь выбирать

Помните: даже постоянно читающий человек за свою жизнь может прочитать очень ограниченное число книг. Поэтому книги нужно

Слайд 551) Нет книг, которые читать рано.
2) Есть книги, которые читать поздно
3)

именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть.

Три закона чтения

1) Нет книг, которые читать рано.2) Есть книги, которые читать поздно3) именно в отрочестве надо составить список

Слайд 56 Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус

намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Если мяса с ножа ты не ел ни куска, Если руки сложа, наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил с подлецом, палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем
В.Высоцкий

Если книга возвышает душу, вселяя в нее мужество и благородные порывы, судите ее только по этим чувствам: она превосходна и создана рукой Мастера (Жан Лабрюйер)

Если путь прорубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал,Если в жарком бою испытал, что

Слайд 57Эстетическая сила искусства не раскры­вается сама собой. Произведение искусст­ва, будучи результатом

вдохновения, твор­чества, нельзя постичь только умом. Необходимо творчество и читателя, зрителя, слушателя — «со-переживание, со-страдание, со-участие».
Вот как Белинский убеж­дал читателей в первой половине XIX века: «Понимать искусство головою без участия сердца — это немногим более, как если бы понимать его ногами». Кстати, то, что прохо­дит через сердце человека, и помнится ему долго.

«О память сердца! Ты сильней рас­судка памяти печальной» К.Батюшков

Эстетическая сила искусства не раскры­вается сама собой. Произведение искусст­ва, будучи результатом вдохновения, твор­чества, нельзя постичь только умом.

Слайд 58«Если бы не было наук и искусства, люди жили бы...».

Л.Н.Толстой
…как животные,

ничем не отличаясь от них»
«Если бы не было наук и искусства, люди жили бы...».Л.Н.Толстой…как животные, ничем не отличаясь от них»

Слайд 59Познай, где свет - поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что

в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
А.Блок. «Народ и поэт»

Два мира есть у человека —
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий. «На закате»


Два поэтических совета:

Познай, где свет - поймешь, где тьма.Пускай же все пройдет неспешно,Что в мире свято, что в нем

Слайд 60 «…филология — не скучная жвач­ка, а веселая наука, разговор о

литературе может быть не толь­ко познавательным, но и увлекательным.
Говорят, легендарный американский профессор и издатель Карл Проффер иногда появлялся перед студентами в футболке с надписью «Русская литература интереснее секса». Что есть голая правда (пусть и не для всех)».

Игорь Сухих о филологии

«…филология — не скучная жвач­ка, а веселая наука, разговор о литературе может быть не толь­ко познавательным,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть