Презентация, доклад Риторика. Элективный курс 9 класс (16 часов)

Содержание

Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим

Слайд 1


Риторика

Элективный курс
9 класс (16 часов)

Автор – Токарева Т.А.,
учитель русского языка и литературы


2014 г


Слайд 2
Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само

по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском (А.Ф.Конни).
Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и

Слайд 3Идеи курса
Не делай того, что осуждает твоя совесть,
Не

говори того, что не согласно с правдой (Марк Аврелий).
Ответственное отношение к каждому слову: написанному, напечатанному, произнесенному.
Коммуникабельность – важное условие достижений в деловой сфере и в повседневном общении.
Искренность, открытость (особенно в профессиональной деятельности), гибкость культуры речевого поведения.

Идеи курса Не делай того, что осуждает твоя совесть,  Не говори того, что не согласно с

Слайд 4Курс риторики предлагается
Учащимся 9-ых классов,
выбирающим в качестве элективных курсов
предметы

гуманитарного направления
в системе предпрофильного
пропедевтического обучения.
Курс риторики предлагаетсяУчащимся 9-ых классов, выбирающим в качестве элективных курсов предметы гуманитарного направления в системе предпрофильного пропедевтического

Слайд 5Способы введения теоретического материала:

диалоги, в которых «участвуют известные риторы»;
постановка проблемных

вопросов;
риторические игры-состязания;
«музыкальные моменты»;
задания, основанные на телевизионных передачах.
Способы введения теоретического материала: диалоги, в которых «участвуют известные риторы»;постановка проблемных вопросов;риторические игры-состязания;«музыкальные моменты»;задания, основанные на телевизионных

Слайд 6умение владеть различными средствами выражения мысли;
быть коммуникабельным, учитывая разные речевые ситуации;
выделять

критерии оценки для данной речевой ситуации, считая главным – соответствие цели высказывания;
оценивать свое и чужое высказывания с точки зрения определенных критериев, вытекающих из речевой ситуации;
определять средства выражения уважительного отношения;
пользоваться этикетными средствами в жанрах ораторики;
определять основные этапы предтекстовой подготовки;
определять устный жанр, его вид и род;
вести дискуссию и участвовать в ней;
создавать личные письма, отзывы и рецензии.

Приобретаемые риторические умения:

умение владеть различными средствами выражения мысли;быть коммуникабельным, учитывая разные речевые ситуации;выделять критерии оценки для данной речевой ситуации,

Слайд 7Тематическое планирование
Урок №1 Тема: Зачем нужна риторика?
Урок № 2,3 Тема: Загадки

трех «К»
Урок №4 Тема: Риторика уважения
Урок №5,6 Тема: Голос – «одежда» нашей речи
Урок №7,8 Тема: Качества речи. Выразительность речи
Урок № 9,10 Тема: Публичная речь. Роды, виды, жанры
Урок №11,12Тема: Какую речь называют ораторской
Урок №13,14 Тема: Дискуссия как жанр риторики
Урок №15 Тема: А –НЕК – ДОТ?! Ну да, анекдот!
Уроки №16 Тема: Подводим итоги
Литература
Тематическое планированиеУрок №1 Тема: Зачем нужна риторика?Урок № 2,3 Тема: Загадки трех «К» Урок №4 Тема: Риторика

Слайд 8
Урок №1 Тема: Зачем нужна риторика?
Цели:
выявить овладение учениками риторическими умениями,

приобретенным риторическим опытом;
взять на учет выявленные проблемы, чтобы постепенно ликвидировать их;
углубить знания о значении риторики;
формировать интерес к предмету.
Задачи:
актуализировать понимание целей курса риторики.



назад

Урок №1 Тема: Зачем нужна риторика?Цели: выявить овладение учениками риторическими умениями, приобретенным риторическим опытом;взять на учет выявленные

Слайд 9Урок № 2,3 Тема: Загадки трех «К»
Цели: Актуализировать мысль, что неотъемлемой

частью духовной культуры человека является культура общения, которая предполагает следующие умения:
ориентироваться в конкретной речевой ситуации;
адекватно реагировать на слова собеседника;
устанавливать и поддерживать контакт с собеседником;
не допускать псевдообщения.
Задачи:
научить различать понятия «контакт», «коммуникабельность», «коммуникативность»;
познакомить с видами общения, коммуникативными неточностями и коммуникативными ошибками;
дать представление о составляющих успешного общения: контакте, коммуникативности, коммуникабельности;
познакомить с проблемой псевдообщения и возможностями избежать его.

назад

Урок № 2,3 Тема: Загадки трех «К»Цели: Актуализировать мысль, что неотъемлемой частью духовной культуры человека является культура

Слайд 10Урок №4 Тема: Риторика уважения
Цель: Познакомить учащихся с понятием уважения как

с почтительным отношением к другому человеку, основанном на признании его достоинств (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).
Задача: Познакомить с сигналами (вербальными и невербальными) риторики уважения.


назад

Урок №4 Тема: Риторика уваженияЦель: Познакомить учащихся с понятием уважения как с почтительным отношением к другому человеку,

Слайд 11Урок №5,6 Тема: Голос – «одежда» нашей речи
Цель: Обобщаем знания учащихся

об особенностях использования голоса в различных коммуникативных ситуациях.
Задачи:
дать характеристику свойствам голоса, которые позволяют передать коммуникативные намерения говорящего, учитывать акустические особенности помещения, расстояние между собеседниками, жанр высказывания, характер взаимоотношений;
объяснить роль хорошей осанки, уместной позы говорящего в голосообразовании;
познакомить с основными способами улучшения качеств голоса и различными видами произносительных упражнений;
научить предупреждать основные недостатки в произношении.

назад

Урок №5,6 Тема: Голос – «одежда» нашей речиЦель: Обобщаем знания учащихся об особенностях использования голоса в различных

Слайд 12Урок №7,8 Тема: Качества речи. Выразительность речи
Цели:
познакомить с коммуникативными качествами речи,

являющимися средством оценки достоинства и недостатков речи.
Задачи:
объяснить отличие выразительности от других качеств речи (правильность,чистота, богатство, точность, уместность);
научить определять риторические фигуры(риторический вопрос, обращение,восклицание, сравнение, антитеза,) в тексте и использовать их в самостоятельно сочиненных текстах.


назад

Урок №7,8 Тема: Качества речи. Выразительность речиЦели:познакомить с коммуникативными качествами речи, являющимися средством оценки достоинства и недостатков

Слайд 13Урок № 9,10 Тема: Публичная речь. Роды, виды, жанры
Цели:
дать установку

на осознанный выбор рода, вида, жанра речевого произведения в зависимости от речевой ситуации.

Задачи:
познакомить учащихся с понятиями «род» (устный, письменный), «вид» (по основной задаче: передать информацию или воздействовать на ум, чувства, волю публики, ), «жанр» (речь, очерк, заметка, анекдот) публичной речи;
рассмотреть процесс подготовки к докладу или сообщению;
показать как нужно действовать на различных этапах подготовки доклада или сообщения;
выявить особенности устного реферата.

назад

Урок № 9,10 Тема: Публичная речь. Роды, виды, жанрыЦели: дать установку на осознанный выбор рода, вида, жанра

Слайд 14Урок №11,12Тема: Какую речь называют ораторской
Цель: Познакомить учащихся с особенностями ораторской

речью и ее структурными частями.
Задачи:
объяснить, чем отличаются публичная и публицистическая речь;
показать трудности овладения ораторской речью;
формировать навыки публицистической ораторской речи;
познакомить с условиями успеха ораторской речи;
дать рекомендации по построению речи с учетом назначения каждой части.

назад

Урок №11,12Тема: Какую речь называют ораторскойЦель: Познакомить учащихся с особенностями ораторской речью и ее структурными частями.Задачи:объяснить, чем

Слайд 15Урок №13,14 Тема: Дискуссия как жанр риторики
Цель: Научить эффективному дискуссионному общению.
Задачи:
научить

различать виды публичного спора по их основным признакам (диспут, полемика, дебаты);
научить ведущих дискуссию средствам и приемам реализации коммуникативных намерений («энергетический заряд», контактоустанавливающие слова);
познакомить участников дискуссии с приемами и способами доказательства (сведение к абсурду, атака вопросами, прием «бумеранг», или «бей врага его же оружием»);
научить находить свои аргументы и способы доказательства;
пользоваться выражениями согласия и вежливого возражения.

назад

Урок №13,14 Тема: Дискуссия как жанр риторикиЦель: Научить эффективному дискуссионному общению.Задачи:научить различать виды публичного спора по их

Слайд 16Урок №15 Тема: А –НЕК – ДОТ?! Ну да, анекдот!
Цели:
выработать

у школьников представление об анекдоте как многофункциональном, широко используемом в различных ситуациях речевом жанре современного фольклора;
познакомить с разными видами анекдотов;
познакомить с основными структурными компонентами жанра.
Задачи:
обсудить различные мнения об анекдоте;
научить отличать речевой жанр анекдота от исходной для него нелепой ситуации или ситуации, оцениваемой на основании сходства с анекдотом как анекдотическая;
показать как анекдот вводится в речь и в коммуникативную ситуацию в целом;
объяснить учащимся особую проблему жанра – уместность использования анекдота.


назад

Урок №15 Тема: А –НЕК – ДОТ?! Ну да, анекдот!Цели: выработать у школьников представление об анекдоте как

Слайд 17Уроки №16 Тема: Подводим итоги
Цель: Оценить умения учащихся использовать риторические знания

и умения

назад

Уроки №16 Тема: Подводим итогиЦель: Оценить умения учащихся использовать риторические знания и уменияназад

Слайд 18Литература
Кохтев Н.Н. Риторика. Москва «Просвещение», 1994
Ладыженская Т.А. Риторика. 9 класс.

Методические рекомендации. М.: «С -инфо» и «БАЛАСС», 1999
Ладыженская Т.А. Риторика. 9 класс. Учебное пособие. М.: ООО «С- инфо»; ООО «Баласс», 1998.

назад

ЛитератураКохтев Н.Н. Риторика. Москва «Просвещение», 1994 Ладыженская Т.А. Риторика. 9 класс. Методические рекомендации. М.: «С -инфо» и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть