Презентация, доклад Развитие речи младших школьников при формировании морфемной зоркости детей

Содержание

Предмет - приемы формирования морфемной зоркостиЦель – сформировать у младших школьников умения быстро и безошибочно ориентироваться в структуре словОбъект - учебная деятельность учащихся в процессе формирования морфемной зоркости младших школьников на уроках русского языка

Слайд 1Моисеенко Наталья Владимировна
Развитие речи младших школьников при формировании
морфемной зоркости

детей
Моисеенко Наталья Владимировна Развитие речи младших школьников при формировании морфемной зоркости детей

Слайд 2Предмет - приемы формирования морфемной зоркости
Цель – сформировать у младших школьников

умения быстро и безошибочно ориентироваться в структуре слов

Объект - учебная деятельность учащихся в процессе формирования морфемной зоркости младших школьников на уроках русского языка

Предмет - приемы формирования морфемной зоркостиЦель – сформировать у младших школьников умения быстро и безошибочно ориентироваться в

Слайд 3Гипотеза : если в процессе обучения русскому языку использовать приемы формирования

морфемной зоркости, то это позволит:
обогатить словарный запас учащихся
сформировать навыки:

правильно определять состав слова (устанавливать структурно-семантические отношения словообразовательно соотнесенных слов)

грамотно писать слово с опорой на правило

фиксировать изменения значений и формы слов, исходя из значения словообразующих морфем

мотивированно употреблять слова в связной речи

Задачи:
изучить методику обучения морфемике учащихся в начальных и средних классах
экспериментально проверить результативность применения комплекса упражнений

Гипотеза : если в процессе обучения русскому языку использовать приемы формирования морфемной зоркости, то это позволит: обогатить

Слайд 4Методы:

обобщение психолого-педагогической, психолингвистической методической литературы

анализ школьных комплексов учебников



наблюдение за деятельностью учащихся

эксперимент (констатирующий, опытное обучение, итоговый)

анализ письменных работ учащихся (третий класс)
Методы: обобщение психолого-педагогической, психолингвистической методической литературы анализ школьных комплексов учебников наблюдение за деятельностью учащихся эксперимент (констатирующий, опытное

Слайд 5Методологическая основа:

теоретические труды по словообразованию (В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, Н.М.Шанский, А.Н.Гвоздев, Е.А.

Земская, А.Н.Тихонов)

влияние словообразования на формирование безошибочного письма учащихся (Л.П.Федоренко, З.А.Потиха, Г.И.Блинов, С.И.Львова)

- связь словообразования с развитием речи на основании активизации словарного состава школьников (Л. П. Федоренко, В.В.Архипова, Н.В.Давыдова, З.А. Потиха, К.А. Тимофеев, С.И. Львова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов)

влияние навыков словообразования на развитие речи и мышления (Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, М.А.Рыбникова, В.А.Добромыслов), образного мышления (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко)

связь словообразования с развитием стилистического мышления (И.И.Срезневский, М.А.Рыбникова)

- психолингвистические исследования развития детской речи (А.Н.Гвоздев, А.А.Леонтьев, Д.Н.Богоявленский, Л.С.Выготский, Ф.А.Сохин, Д.Б.Эльконин, А.М.Шахнарович, С.Н.Цейтлин, Н.И. Лепска, С.Н. Цейтлин, А.Р.Лурия)
Методологическая основа: теоретические труды по словообразованию (В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, Н.М.Шанский, А.Н.Гвоздев, Е.А. Земская, А.Н.Тихонов)влияние словообразования на формирование безошибочного

Слайд 6
М о р ф е м и к а

о с н

о в а
М о р ф е м и к ао с н о в а

Слайд 7Морфемный анализ
Какой схеме соответствует слово преподаватель?
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Морфемный анализ Какой схеме соответствует слово преподаватель?ПРЕПОДАВАТЕЛЬПРЕПОДАВАТЕЛЬМОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Слайд 8
Д е р и в а ц и я
Словообразовательная пара
Словообразовательное гнездо
Словообразовательная

цепочка

СЛОВО

ДОСЛОВНЫЙ

СЛОВЦО

СЛОВАРЬ

ДОСЛОВНО

НЕПРОИЗВОДНАЯ

ПРОИЗВОДЯЩАЯ

ПРОИЗВОДНАЯ

ОСНОВА

Д е р и в а ц и яСловообразовательная параСловообразовательное гнездоСловообразовательная цепочкаСЛОВОДОСЛОВНЫЙСЛОВЦОСЛОВАРЬДОСЛОВНОНЕПРОИЗВОДНАЯПРОИЗВОДЯЩАЯПРОИЗВОДНАЯОСНОВА

Слайд 9Объем теоретических сведений по морфемике (1- 4 класс)
общая часть родственных

слов называется корнем
окончанием называется изменяемая часть слова и оно служит для связи слов в предложении
приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем, при помощи приставок образуются новые слова
суффикс - это часть слова, которая стоит после корня, при помощи суффикса образуются новые слова

часть слова без окончания называется основой
при образовании слов в некоторых корнях происходит чередование согласных
слово (существительное) может иметь нулевое окончание
слова могут образовываться не только с помощью приставок и суффиксов, но и путем сложения слов

Объем теоретических сведений по морфемике (1- 4 класс) общая часть родственных слов называется корнем окончанием называется изменяемая

Слайд 10Этапы развития словообразования у дошкольников
Период накопления первичного словаря мотивированной лексики и

формирование предпосылок словообразования (от 2,6 до 3,6 - 4,0 лет)
Период активного освоения словопроизводства, формирования обобщенных представлений о мотивированности наименований и аналогических типах мотивации, регулярного словотворчества, возникновения словообразования дефиниционного (синтаксического) типа (от 3,6 -4,0 до 5,6 - 6,0 лет)
Период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивного словотворчества (к концу дошкольного возраста).
Этапы развития словообразования у дошкольниковПериод накопления первичного словаря мотивированной лексики и формирование предпосылок словообразования (от 2,6 до

Слайд 11Переосмысление ребенком слов взрослого языка
Данилка, 4 года: Какой

большой земляк! (червяк)


2. Своеобразное осмысленное "переиначивание" слов
Павлик, 4 года: У коровы есть копыта и бодало


3. Некорректные с точки зрения норм взрослого языка словосочетания
Миша, 6 лет, на вопрос: «Откуда у тебя на лбу шишка?» - ответил:
«Это не шишка! Шишки у елки бывают. Это велосипедный мозоль!»


4. Образования, самостоятельно сконструированные ребенком из существующих в языке морфологических элементов
Данилка, 4 года: На улице грязь и сырь

Детское словотворчество

Переосмысление ребенком слов взрослого языка  Данилка, 4 года: Какой большой земляк! (червяк)2. Своеобразное осмысленное

Слайд 12Словари
морфемные и словообразовательные

Словари морфемные и словообразовательные

Слайд 13

Разбор слова по составу

Разбор слова по составу

Слайд 14Установление лексического значения слова

Установление лексического значения слова

Слайд 151. Составление словообразовательной цепи
2. Составление словообразовательного гнезда
3. Восстановление опущенного звена в

словообразовательной цепи
4. Составление слов с определенными морфемами
5. Морфемный анализ слова
6. Выборочный (частичный) морфемный анализ
7. Запись слов по морфемам
8. Проговаривание слова по морфемам
9. Нахождение слов с определенной морфемой в предложенном дидактическом материале
10. Нахождение слов с определенной морфемой в орфографическом словаре
11. Нахождение морфемы с определенным значением в предложенном дидактическом материале
12. Нахождение пары
13. Обнаружение ошибки в разборе слов
14. Вставка пропущенной морфемы
15. Моделирование:
чтение модели
нахождение слов по данной модели
нахождение пары
нахождение ошибки в словообразовательной модели
распределение слов по группам с учетом словообразовательной модели
составление модели данных слов
составление слов по заданным моделям

Приемы,
обусловленные содержанием раздела «Словообразование»

1. Составление словообразовательной цепи2. Составление словообразовательного гнезда3. Восстановление опущенного звена в словообразовательной цепи4. Составление слов с определенными

Слайд 161. Морфемный анализ как структурный элемент словарной работы

2.Осложненное списывание

3. Объяснительный диктант

4.

Диктант "Проверяю себя»

5.Творческое списывание

6. Письмо по памяти

7. Изложение с лингвистическим заданием

8. Сочинение:
грамматические сказки
сочинения - развлечения
сочинение на лингвистическую тему
сочинение - рассуждение о значимых элементах слова

Виды упражнений аналитического характера

1. Морфемный анализ как структурный элемент словарной работы2.Осложненное списывание3. Объяснительный диктант4. Диктант

Слайд 17Анализ разбора слова по составу

Анализ разбора слова по составу

Слайд 18Умение определять значение суффикса

Умение определять значение суффикса

Слайд 19Умение определить словообразовательную модель

Умение определить словообразовательную модель

Слайд 20Моисеенко Наталья Владимировна
Развитие речи младших школьников при формировании
морфемной зоркости

детей
Моисеенко Наталья Владимировна Развитие речи младших школьников при формировании морфемной зоркости детей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть