РЕЧЬ ПОМОГАЕТ
Общаться
Делиться мыслями ,чувствами
Договориться о чём- нибудь
Согласовать свои действия.
Похвалить, развеселить, рассмешить
Предостеречь, посоветовать,
Остановить.
УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ
ДИАЛОГ
ПОЛИЛОГ
МОНОЛОГ
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
устной речи
ТЕМП
Быстро
Очень быстро
Нормально
Скороговоркой
Замедленно
Очень медленно
ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ
1.Прочитайте диалог , учитывая окраску голоса:
- Алло .Слушаю вас.
- Павлик дома?
- Нет, он ещё не приходил из школы.
Возможны варианты: спокойный - резкий
сердитый - робкий
уверенный - испуганный.
Варианты силы голоса : громко, слишком громко , шёпотом, тихо…
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя
сказанное
Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь.
Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.
Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то
Невербальные
средства
Жест
Мимика
Реакция собеседника
1. Говорите спокойно
2. Не размахивайте руками.
3. Следите за тем, какие слова вы подбираете.
4. Умейте слушать другого.
5. Говорите отчётливо, не спешите.
Изменяйте интонацию, чтобы ваша
речь не была монотонной.
6. Не разговаривайте слишком долго.
7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
и её разновидности
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
В официальной обстановке
В неофициальной обстановке
С одним человеком
Общение
Сообщение
Воздействие
С большой аудиторией
Выбор стиля речи
Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой-
Стиль это просто
А не какой – нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму , пьесу –
Знай в них стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой –
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль
Разговорный
Художественный
Публицистический
Официально - деловой
Научный
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Стили речи
(где? с кем? зачем?)
общение
(разговорные слова, неполные
предложения,диалог )
НАУЧНЫЙ-
сообщение
(термины)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ –
воздействие
(образные слова)
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ
(сообщение)
(особые слова и обороты)
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
сообщение информации , воздействие
(общественно-политическая лексика,совмещение
торжественной лексики и разговорных средств )
Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми,
сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.
Стилевые черты
- Мы не всегда знаем, о чём будем говорить.
- Мы не знаем , какие слова подберём.
- Мы должны видеть и слышать участника разговора.
Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных
слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких
предложений, богатство интонаций.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Сфера употребления – язык художественной литературы.
Цель использования – создание художественного образа,
эмоционально – эстетическое воздействие.
Языковые средства :
1.Эпитеты, сравнения, метафоры,
гипербола и т. д.
2.Стилистические фигуры ( фигуры
речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация ,
инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,об-
ращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора.
Художественный стиль отличается образностью,
широким использованием изобразительно –вырази-
тельных средств языка.
2.Основная функция – эстетическая.
3.К средствам
художественной выразительности
относятся РИТМ ,РИФМА ,ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ
.
4.Характерная особенность – соединение различных
стилей речи , совмещение слов «высоких» и «низких»,
присутствие разговорной лексики ,иногда – просторе-
чий , диалектизмов ,профессионализмов.
5.Тип речи – рассуждение ,рассуждение с элементами
описания, описание .
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Публицистический стиль
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Публицистический стиль
ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ . ДОКЛАД.
Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ:
Она рассчитана на широкую аудиторию и долж-
на быть понятна всем .
Чтобы воздействовать
на воображение и чув-
ства читателя , исполь-
зуются ЭПИТЕТЫ,
СРАВНЕНИЯ , МЕТА-
ФОРЫ, просторечные
слова, фразеологизмы
Сфера употребления - используется в официальной обста-
новке ( сфера законодательства , делопроизводства,
административно –правовой деятельности ).
Цель –сообщение, информирование.
Основные жанры: законы, приказы ,постановления
резолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции,
объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт ,
докладная…)
Особенности языка:
1.Официально – деловая лексика
2.Устойчивые , стандартизированные
обороты речи
3.Точность,не допускающая иного
толкования.
Сфера употребления – правовые , служебные , производственные
отношения.
Цель использования – сообщение , информирование.
Основные черты:
1.Точность, не допускающая иного
толкования.
2.Неличный характер.
3.Стандартизованность,стереотипность
построения текста.
4.Долженствующе-
предписывающий характер.
Языковые особенности.
1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи.
специальной терминологии.
2.Синтаксис – осложнённые простые предложения.
3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание.
4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные
средства языка.
ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ
Стилевые черты: логичность изложения, отвлечённость и обобщённость,
точность , доказательность, неэмоциональность и объективность
Задание
:
1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый
синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым сино-
нимом . Что получилось?
2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами?
3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй
синоним?
У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней (сел, взгромоз-
дился) Соловей . С восхищением он( смотрел , уставился) на Розу, ( воспевая,
расхваливая ) её красоту . Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём ,
и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ).
Но пришла осень.( Опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс,
уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня.
А.Смирнов.
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Стилистический эксперимент
Глаза.
Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.
Спросили глаза :
- Что вы бегаете? Чего ищете ?
Забегали глазёнки, засуетились, говорят :
- Да так себе ,понемножечку ,полегонечку , нельзя – помилуйте , надо же –
cами знаете .
И были гляделки : тусклые, нахальные .Уставятся и глядят. Спросили глаза :
- Что вы смотрите ? Что видите?
Скосились гляделки , закричали :
- Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас !
Искали глаза глаз таких же прекрасных , не нашли и сомкнулись.
Ф. Сологуб.
Рассуждение
Что произошло?
Несколько рисунков
(фотографий)
глаголы
Какой?
Один рисунок
(фотография)
прилагательные
Почему?
Нет рисунков,
фотографий.
наречия
Композиционные особенности:
1. Произведения повествовательного типа могут
начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия
(т.е. событие может передаваться в прямой , хроноло-
гической последовательности и в обратной , когда
мы сначала узнаём о развязке , а потом уже - о самом
дейcтвии).
2. Выразительная и изобразительная сила повество-
вания заключается в наглядном представлении дейст-вия.
3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим
последовательно сменяющие друг друга события ,по-
могают развёртыванию повествования.
Главное –порядок протекания действия и развитие сюжета
Выразительная и изобразительная сила повествования заключается
прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей
и явлений во времени и пространстве.
Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ , особенно формам прошедшего време-
ни совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помога-
ют развёртыванию повествования ).
К тексту – повествованию можно поставить вопрос
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.
Развязка
КУЛЬМИНА
ЦИЯ
Заключение
Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель)
увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
Композиция описания:
1.Общее представление о предмете.
2.Отдельные признаки предмета.
(описание деталей, частей)
3.Авторская оценка, вывод ,заключение .
Языковые особенности:
1. Широкое использование
слов, обозначающих качест-ва , свойства предметов .
2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени,
а для особой наглядности ,
изобразительности – в фор-ме настоящего времени.
3. Важную роль играют определения , назывные и неполные предложения .
Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо
уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснован-
ные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения
оппонента , с которым вы не согласны.
Композиция
1. Тезис ( высказывается какая – то мысль )
2. Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли).
а)…
б)…
в)…
Убедительные, сопровождаемые примерами
3. Вывод ( заключение )
Важно, чтобы
а) тезис был доказуемым и чётко сформулированным
б) аргументы были убедительными, их должно быть
достаточно для доказательства вашего тезиса
в) между тезисом и аргументами, а также отдельными
аргументами устанавливалась логическая и грам - матическая связь
г) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис , а не что – то другое ( факт – самое бес –
спорное доказательство).
д) для грамматической связи между аргументами , а
также между тезисом и аргументами использовались
вводные слова: во – первых , во – вторых , наконец , итак , следовательно , таким образом
Жанровые формы рассуждения
Письмо
Статья
Рецензия Доклад Полемический диалог
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть