Презентация, доклад Развитие речи. 5 класс.

Содержание

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ. Для чего нужна человеку речь ?РЕЧЬ ПОМОГАЕТОбщатьсяДелиться мыслями ,чувствамиДоговориться о чём- нибудьСогласовать свои действия.Похвалить, развеселить, рассмешитьПредостеречь, посоветовать,Остановить.УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИДИАЛОГПОЛИЛОГ

Слайд 1
Устная и письменная речь
Стили речи
Типы речи
кккКалашникова В.И.
МКОУ Юдинская

ООШ
Устная и письменная речь Стили речи Типы речи кккКалашникова В.И.МКОУ Юдинская ООШ

Слайд 2Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Для

чего нужна человеку речь ?

РЕЧЬ ПОМОГАЕТ

Общаться
Делиться мыслями ,чувствами
Договориться о чём- нибудь
Согласовать свои действия.
Похвалить, развеселить, рассмешить
Предостеречь, посоветовать,
Остановить.

УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ

ДИАЛОГ

ПОЛИЛОГ

МОНОЛОГ

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.   Для чего нужна человеку речь ?РЕЧЬ ПОМОГАЕТОбщатьсяДелиться

Слайд 31.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.

2.Говорят, на ходу исправляя лишь

те ошибки , которые заметят.

3.Говорящий видит реакцию собеседника


Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

УСТНАЯ РЕЧЬ


1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят.3.Говорящий видит

Слайд 4 1.ТЕМП (скорость)

2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания)
3.ТЕМБР (окраска голоса)
4.ТОН

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи

ТЕМП

Быстро
Очень быстро
Нормально
Скороговоркой
Замедленно
Очень медленно

1.ТЕМП (скорость)      2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания)

Слайд 5Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

ГОЛОС

ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ

1.Прочитайте диалог , учитывая окраску голоса:

- Алло .Слушаю вас.
- Павлик дома?
- Нет, он ещё не приходил из школы.

Возможны варианты: спокойный - резкий
сердитый - робкий
уверенный - испуганный.



Варианты силы голоса : громко, слишком громко , шёпотом, тихо…

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.        ГОЛОСВЫСОКИЙ

Слайд 6


Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя сказанное

Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь.

Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то

Невербальные
средства

Жест

Мимика

Реакция собеседника


Развитие речи.5

Слайд 7

Пожалуйста , потише…

-В музее , кинотеатре и трамвае
О том, о

сём друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что ,как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А, между прочим, дождика всё нет.
-Пожалуйста, потише!
-Пожалуйста, потише!
-Тсс! Тсс! Ччч!
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела,-
Учтите , никому не интересно
Всё знать про ваши личные дела.

1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию,
Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.

Пожалуйста , потише…-В музее , кинотеатре и трамваеО том, о сём друг другу говорим,Но часто одного

Слайд 8Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО

ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

1. Говорите спокойно

2. Не размахивайте руками.

3. Следите за тем, какие слова вы подбираете.

4. Умейте слушать другого.

5. Говорите отчётливо, не спешите.
Изменяйте интонацию, чтобы ваша
речь не была монотонной.
6. Не разговаривайте слишком долго.

7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми





Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

Слайд 9
Письмо

Личный дневник


Изложение Сочинение

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ и её разновидности

Письмо             Личный дневник Изложение

Слайд 101.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому

обращается.

2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки .

3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ




1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается.2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки

Слайд 11Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Речевая
ситуация
Где говорим?
С кем ?
С

какой целью?

В официальной обстановке

В неофициальной обстановке

С одним человеком


Общение

Сообщение

Воздействие

С большой аудиторией

Выбор стиля речи

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.РечеваяситуацияГде говорим?С кем ?С какой целью?В официальной обстановкеВ неофициальной обстановке

Слайд 12Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Стили речи

Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой-
Стиль это просто
А не какой – нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму , пьесу –
Знай в них стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой –
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль

Разговорный

Художественный

Публицистический

Официально - деловой

Научный

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Слайд 13 Книжные

Разговорный

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Стили речи (где? с кем? зачем?)

общение
(разговорные слова, неполные
предложения,диалог )


НАУЧНЫЙ-
сообщение
(термины)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ –
воздействие
(образные слова)

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ
(сообщение)
(особые слова и обороты)

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

сообщение информации , воздействие
(общественно-политическая лексика,совмещение
торжественной лексики и разговорных средств )

Книжные          Разговорный

Слайд 14Особенности разговорного стиля
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Разговорный стиль



Цель - общение





Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми,
сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.

Стилевые черты

- Мы не всегда знаем, о чём будем говорить.
- Мы не знаем , какие слова подберём.
- Мы должны видеть и слышать участника разговора.

Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных
слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких
предложений, богатство интонаций.

Особенности разговорного стиляРазвитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.Разговорный стиль

Слайд 15Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.





ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Сфера употребления – язык художественной литературы.

Цель использования – создание художественного образа,
эмоционально – эстетическое воздействие.



Языковые средства :
1.Эпитеты, сравнения, метафоры,
гипербола и т. д.
2.Стилистические фигуры ( фигуры
речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация ,
инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,об-
ращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора.

Художественный стиль отличается образностью,
широким использованием изобразительно –вырази-
тельных средств языка.

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Слайд 16Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Художественный стиль речи








1 .Предназначен

для создания художественных,
поэтических образов , эмоционально – эстетического
воздействия , и все языковые средства , включаемые
в художественное произведение, подчиняются задачам
данного стиля.

2.Основная функция – эстетическая.

3.К средствам

художественной выразительности

относятся РИТМ ,РИФМА ,ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ



.

4.Характерная особенность – соединение различных
стилей речи , совмещение слов «высоких» и «низких»,
присутствие разговорной лексики ,иногда – просторе-
чий , диалектизмов ,профессионализмов.

5.Тип речи – рассуждение ,рассуждение с элементами
описания, описание .


Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.Художественный стиль речи1 .Предназначен   для создания

Слайд 17Публицистика - особый тип литературных произведений, в ко-
торых освещаются, разъясняются
актуальные

вопросы общественно-
политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Публицистический стиль

Публицистика - особый тип литературных произведений, в ко-торых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно- политической жизни, поднимаются нравственные

Слайд 18Сфера употребления –стиль радио, телевидения, газетных , журнальных статей.
Цель –

передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя .
Жанры: информация, критическая заметка, репортаж ,интервью ,статья,
рецензия, зарисовка, очерк ,фельетон .

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Публицистический стиль

ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ . ДОКЛАД.

Сфера употребления –стиль радио, телевидения, газетных , журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на

Слайд 19Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Особенности публицистического стиля речи
1.ЛОГИЧНОСТЬ.

2.ОБРАЗНОСТЬ.

3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.

4.ОЦЕНОЧНОСТЬ.

5.ПРИЗЫВНОСТЬ.
6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ-
ЧЕСКАЯ

ЛЕКСИКА

Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ:
Она рассчитана на широкую аудиторию и долж-
на быть понятна всем .

Чтобы воздействовать
на воображение и чув-
ства читателя , исполь-
зуются ЭПИТЕТЫ,
СРАВНЕНИЯ , МЕТА-
ФОРЫ, просторечные
слова, фразеологизмы

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.Особенности  публицистического стиля речи1.ЛОГИЧНОСТЬ.2.ОБРАЗНОСТЬ.3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.4.ОЦЕНОЧНОСТЬ.5.ПРИЗЫВНОСТЬ.6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ-ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКАВажнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: Она рассчитана

Слайд 20Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Сфера употребления - используется в официальной обста-
новке ( сфера законодательства , делопроизводства,
административно –правовой деятельности ).

Цель –сообщение, информирование.

Основные жанры: законы, приказы ,постановления
резолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции,
объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт ,
докладная…)



Особенности языка:
1.Официально – деловая лексика
2.Устойчивые , стандартизированные
обороты речи
3.Точность,не допускающая иного
толкования.

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Слайд 21Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Официально – деловой стиль речи.

Сфера употребления – правовые , служебные , производственные
отношения.

Цель использования – сообщение , информирование.

Основные черты:
1.Точность, не допускающая иного
толкования.
2.Неличный характер.
3.Стандартизованность,стереотипность
построения текста.
4.Долженствующе-
предписывающий характер.

Языковые особенности.
1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи.
специальной терминологии.
2.Синтаксис – осложнённые простые предложения.
3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание.
4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные
средства языка.




Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Слайд 22Речевая ситуация :
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Схема

научного стиля речи







ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ



Стилевые черты: логичность изложения, отвлечённость и обобщённость,
точность , доказательность, неэмоциональность и объективность

Речевая ситуация : Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.Схема научного стиля речи ЦЕЛЬ  -

Слайд 23Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Стилистический эксперимент

Задание


:

1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый
синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым сино-
нимом . Что получилось?
2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами?
3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй
синоним?


У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней (сел, взгромоз-
дился) Соловей . С восхищением он( смотрел , уставился) на Розу, ( воспевая,
расхваливая ) её красоту . Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём ,
и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ).
Но пришла осень.( Опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс,
уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня.
А.Смирнов.


Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.    Стилистический     эксперимент

Слайд 24Задание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза:
глазёнки , гляделки.

С какой целью использовал их автор ?
2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами?
3.Что , по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок , гляделок?

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Стилистический эксперимент

Глаза.

Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.
Спросили глаза :
- Что вы бегаете? Чего ищете ?
Забегали глазёнки, засуетились, говорят :
- Да так себе ,понемножечку ,полегонечку , нельзя – помилуйте , надо же –
cами знаете .
И были гляделки : тусклые, нахальные .Уставятся и глядят. Спросили глаза :
- Что вы смотрите ? Что видите?
Скосились гляделки , закричали :
- Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас !
Искали глаза глаз таких же прекрасных , не нашли и сомкнулись.
Ф. Сологуб.


Задание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза:глазёнки , гляделки. С какой целью использовал их автор

Слайд 25
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Типы речи
Повествование
Описание


Рассуждение




Что произошло?

Несколько рисунков
(фотографий)

глаголы

Какой?
Один рисунок
(фотография)
прилагательные

Почему?
Нет рисунков,
фотографий.

наречия

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.Типы речиПовествование  Описание  Рассуждение  Что произошло?Несколько рисунков(фотографий)глаголы

Слайд 26:
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Типы речи . Повествование.
Повествование

– это рассказ, сообщение о каком – то событии в его
временной последовательности.

Композиционные особенности:
1. Произведения повествовательного типа могут
начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия
(т.е. событие может передаваться в прямой , хроноло-
гической последовательности и в обратной , когда
мы сначала узнаём о развязке , а потом уже - о самом
дейcтвии).

2. Выразительная и изобразительная сила повество-
вания заключается в наглядном представлении дейст-вия.

3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим
последовательно сменяющие друг друга события ,по-
могают развёртыванию повествования.

:Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.Типы речи . Повествование.Повествование – это рассказ, сообщение о каком

Слайд 27Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
ПОВЕСТВОВАНИЕ –это рассказ ,

сообщение о каком-то событии в его
временной последовательности.


Главное –порядок протекания действия и развитие сюжета

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается
прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей
и явлений во времени и пространстве.

Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ , особенно формам прошедшего време-
ни совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помога-
ют развёртыванию повествования ).

К тексту – повествованию можно поставить вопрос
ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.ПОВЕСТВОВАНИЕ –это рассказ , сообщение о каком-то событии в его

Слайд 28Повествование и его структура
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
вступление

Завязка


Развязка

КУЛЬМИНА
ЦИЯ

Заключение

Повествование и его структураРазвитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.вступление  Завязка  РазвязкаКУЛЬМИНА

Слайд 29Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Описание и его структура
Описание

– словесное изображение какого - либо явления действитель –
ности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.

Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель)
увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

Композиция описания:

1.Общее представление о предмете.

2.Отдельные признаки предмета.
(описание деталей, частей)

3.Авторская оценка, вывод ,заключение .

Языковые особенности:
1. Широкое использование
слов, обозначающих качест-ва , свойства предметов .

2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени,
а для особой наглядности ,
изобразительности – в фор-ме настоящего времени.
3. Важную роль играют определения , назывные и неполные предложения .

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.Описание и его структураОписание – словесное изображение какого - либо

Слайд 30Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Объекты описания
в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные
Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.

Слайд 31Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Рассуждение и его структура
Рассуждение

– это словесное изложение , разъяснение, подтверждение
какой – либо мысли .

Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо
уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснован-
ные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения
оппонента , с которым вы не согласны.

Композиция

1. Тезис ( высказывается какая – то мысль )

2. Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли).
а)…
б)…
в)…


Убедительные, сопровождаемые примерами

3. Вывод ( заключение )

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.Рассуждение и его структураРассуждение – это словесное изложение , разъяснение,

Слайд 32Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ.
Рассуждение и его

характерные особенности

Важно, чтобы

а) тезис был доказуемым и чётко сформулированным

б) аргументы были убедительными, их должно быть
достаточно для доказательства вашего тезиса
в) между тезисом и аргументами, а также отдельными
аргументами устанавливалась логическая и грам - матическая связь
г) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис , а не что – то другое ( факт – самое бес –
спорное доказательство).
д) для грамматической связи между аргументами , а
также между тезисом и аргументами использовались
вводные слова: во – первых , во – вторых , наконец , итак , следовательно , таким образом

Жанровые формы рассуждения

Письмо

Статья

Рецензия Доклад Полемический диалог

Развитие речи.5 класс. Калашникова В.И. МКОУ Юдинская ООШ. Рассуждение и его характерные особенностиВажно, чтобыа) тезис был доказуемым

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть