Слайд 1РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель
Гайфулина Розалия Русламовна
Слайд 2 Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой
деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
Слайд 3Владея коммуникативной компетенцией, учащийся должен:
уметь представить себя устно и письменно
владеть
способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо )
Слайд 4Актуальные подходы при изучении
русского языка
Текстоориентированный.
Функциональный.
Коммуникативно-деятельный. .
Интегрированный.
В связи с
этим требуются новые методы, форм и средств обучения.
Слайд 5
Приемы развития оптимальной скорости чтения и письма
Работ со скороговорками (тренировка артикуляционного
аппарата).
Анализ высказываний лингвистов.
Беседа для активизации речевой деятельности.
Формулировка темы и цели урока.
Тренировочные упражнения, рекомендуемые для повышения скорости чтения.
Деление текста на части.
Составление плана произведения.
Слайд 6Текст является одним из важнейших средств для создания на уроках русского
языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативной способности учащихся, на формирование "языковой личности".
Работа с текстом создает условия для функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
Слайд 7Компоненты анализа текста
композиционно-содержательный
стилистический
типологический
лингвистический анализ отдельных элементов текста
Слайд 8Приемы развития речевых умений
Слайд 9 Письмо по памяти - это один из эффективных видов работы для
развития речи. Тексты интересны в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию.
Слайд 10 Формируют речевые умения и навыки такие упражнения как сочинение-миниатюра, при выполнении которых у
школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания.
Слайд 11Сочинение по картине - это один из элементов работы по развитию
связной речи учащихся, предусматривающей последовательное развитие у школьников определенных коммуникативных умений и навыков самостоятельной работы над этим видом сочинения
Слайд 12
«Устное высказывание». Так как монологической речью учащиеся владеют слабее, чем диалогической, эта
работа требует специального речевого воспитания. Помимо заданий, указанных в учебнике, следует обратить внимание учащихся на композицию и синтаксическое построение текста, проведя беседу по таким вопросам:
Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.
2. Какова роль этого предложения в тексте?
Слайд 13 Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы
и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
Слайд 14Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа
Все формы учебного
диалога
Доклады и сообщения
Ролевые и деловые игры
Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов.
Обсуждение, дискуссия, диспут.
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Слайд 15Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения
Подготовка заметок и
статей в СМИ
Телекоммуникационные тексты, сообщения
Участие в конкурсах сочинений
Слайд 16Критерии оценки ожидаемых результатов
Осознанное беглое чтение текстов
Перевод информации из
одной знаковой системы в другую
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью
Владение монологической и диалогической речью;
Владение основными видами публичных выступлений
Умение вступать в речевое общение
Умение перефразировать мысль
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач