Слайд 1«Развитие критического мышления через чтение и письмо как средство формирования информационно
–коммуникативной компетенции обучающихся»
(из опыта работы методического объединения)
Учитель русского языка и литературы, руководитель МО учителей русского языка и литературы
МБОУ СОШ №42
Будякова Елена Николаевна
Слайд 2Тот , кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение.
Тот, кто размышляет,
не желая учиться, окажется в затруднении.
Конфуций
древний мыслитель и философ
Слайд 3
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи обобщения опыта работы:
-
провести анализ педагогической литературы по данной проблеме;
- выбрать оптимальные методы и приемы для формирования коммуникативной компетенции учащихся;
- изучить составляющие технологии критического мышления в процессе обучения;
- исследовать условия и эффективность применения ТРКМЧП в обучении русскому языку и литературе;
- отработать данную технологию на практике;
- презентовать результаты коллегам.
Слайд 4
Технология развития критического мышления через чтение и письмо способствует формированию коммуникативной
компетенции.
Слайд 5Технология
«Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
Данная технология был
разработана американскими учеными и преподавателями.
Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер.
В России она появилась в 1997 году.
Слайд 6Что не является критическим мышлением?
1)простое запоминание, несмотря на то, что запоминание
- важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс;
2)понимание сложных идей, над которыми мы трудимся, чтобы осознать, а критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, взвешиваются и применяются.
3)творческое или интуитивное мышление.
Слайд 7Какие признаки есть у критического мышления?
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация
является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Слайд 8Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление
– это один из видов
интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Слайд 9Фаза
рефлексии
(reflection).
Фаза
реализации
смысла
(realization
of meaning).
Фаза
вызова
Слайд 10
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Первая
фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает, «Что хочу узнать?».
Главными задачами второй фазы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставит пред собой на первой стадии.
Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку своего отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.
Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.
Слайд 11ИНФОРМАЦИЯ
Творчески интерпретируем
информацию
Задаем вопросы
Работаем с текстом
Прогнозируем
Воспринимаем
информацию
Слайд 12Как формировать коммуникативные компетенции с помощью приемов технологии «Развития критического мышления
через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы ?
Слайд 13
Воспринимаем
информацию
Приемы на стадии Вызова:
1. Корзина идей.
2. Ключевые слова .
3. Прием
«Знаю – хочу узнать - узнал»
Слайд 14Приём «Ключевые слова»
В 6 классе после урока “Историческая основа
создания романа А.С Пушкина «Дубровский» на 1 этапе следующего на доске записываю слова:
1832-1833 гг., дворянин Островский, издатели, «Дубровский», друг Пушкина П.В. Нащокин
Слайд 15
Прогнозируем
Прием:
Верные – неверные утверждения.
Слайд 16Вот фрагмент урока в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения»
Учитель:
Я предлагаю вам несколько утверждений, лишь правильно записав концовку предложений, вы можете «остаться невредимым» в синтаксической дуэли:
Утверждения:
1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;
2….имен числительных в языке очень немного;
3…имена числительные изменяются по падежам;
4….все числительные можно записать цифрами;
5…эта часть речи может быть только определением;
6. числительные имеют общие признаки с существительными;
7…они имеют общие признаки с прилагательными;
8….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;
9….числительное не может состоять из 3 слов;
10….слово «полтора» - это числительное.
Слайд 17
Приемы:
1.Чтение с остановками.
2.Чтение с пометками INSERT.
3. Приём "Сводная таблица".
4. Кластер.
РАБОТА
С ТЕКСТОМ
Слайд 18Составление кластера
на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа
И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:
Герасим
Портрет
Описание каморки
Отношение к Муму
Отношение к барыне
Отношение с дворовыми
Отношение к Татьяне
Слайд 19Анализ эпизода «Пьер Безухов после Бородинского сражения». Вспомните, тогда впервые Пьер
пробует вместе с солдатами кавардачок. И мы с десятиклассниками выясняли, из каких компонентов состоит этот кавардачок?
Слайд 20По названию предположите, о чем будет рассказ?
▪ Какие события могут произойти
в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Прием «Чтение с остановками».
Примерные вопросы:
Слайд 22
Приемы на стадии рефлексии:
1.Написание эссе.
2.Написание письма.
3.Синквейн.
ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ
ИНФОРМАЦИЮ
Слайд 23Творческие работы:
Если будет трудно вдруг
Мне поможет лучший друг.
Он не будет обижать,
Он
меня не бросит.
Если что-то вдруг не так
Он всегда поможет.
Я и он всегда играем,
Книжки вечером читаем.
Он и я, и мы друзья.
Будем мы дружить всегда ( Груздова П.)
Слайд 24
Солнце село
Я живу в одном из самых уникальных
районов России - Курском крае. С первого взгляда кажется, что тут все так же, как и в других уголках нашей родины, но это не так. Стоит выехать за город, и сразу проявляются прекрасные чудеса природы…
Солнце садится. Я сижу на крыше своей дачи и просто наблюдаю. Передо мной далекие, еще не сожжённые солнцем поля, еще дальше вечными стражами стоят леса, и неподалеку течет ручеек. ( Полюдов М.)
Слайд 25
О смысле жизни
Поговорим о смысле жизни?
Как говорится, сколько людей, столько мнений. «Смысл жизни - служить родине»,- говорят военные. «Смысл жизни - труд»,- кричат трудоголики. «Смысл жизни-служить Богу», - утверждаются верующие.
Неужели эти утверждения ложны?
( Топоркова Е.)
Слайд 26
Жду…
Стоять у школы,
Видеть мамин зонтик,
Рвануться к ней, дыханье затая,
«Ждала тебя я,
знаешь, знаешь сколько?
Аж пять часов! Ну, где же ты была?»
Схватить ручонкой мамину ладошку,
Холодную от капель дождевых,
И крепко-крепко, как бы понарошку,
Зажать её меж пальчиков своих…
(Ясинская А.)
Слайд 27Синквейн (пять строк)
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
Герасим
добрый,
трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
Слайд 28
Синквейн - это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные
слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по–другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний.
Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание.
Слайд 29Использование в синтезе приемов этой технологии обеспечивает формирование ключевых компетенций учащихся,
в частности, информационно-коммуникативной:
Слайд 30
умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных
областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
Слайд 31
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по
отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Слайд 32Результаты работы:
Работа на уроках русского языка и литературы с применением технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо» привела меня и моих учеников к следующим результатам: по литературе успеваемость составляет 100%, качество знаний учащихся в среднем – 76%. По русскому языку качество - 57%, успеваемость -100%.
Слайд 33
Рефлексия. Составим синквейн по теме «Технология РКМЧП»
Технология РКМЧП
Развивающая, воспитывающая
Формирует,
обучает, создаёт
Помогает обучающемуся действовать самостоятельно
Сотрудничество
Слайд 34Правила написания синквейна:
1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна
2.
Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами
3. Три слова – глаголы
4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна
5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.
Слайд 35«Технология РКМЧП»
Технология РКМЧП
Развивающая, воспитывающая
Формирует, обучает, создаёт
Помогает обучающемуся действовать самостоятельно
Сотрудничество
Слайд 36
«Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно»
Конфуций.