Презентация, доклад Развитие критического мышления через чтение и письмо как средство формирования информационно –коммуникативной компетенции обучающихся (из опыта работы методического объединения)

Содержание

Тот , кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Слайд 1«Развитие критического мышления через чтение и письмо как средство формирования информационно

–коммуникативной компетенции обучающихся»
(из опыта работы методического объединения)

Учитель русского языка и литературы, руководитель МО учителей русского языка и литературы
МБОУ СОШ №42
Будякова Елена Николаевна

«Развитие критического мышления через чтение и письмо как средство формирования информационно –коммуникативной компетенции обучающихся» (из опыта работы

Слайд 2Тот , кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет,

не желая учиться, окажется в затруднении. Конфуций древний мыслитель и философ
Тот , кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение.	 Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в

Слайд 3 Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи обобщения опыта работы:
-

провести анализ педагогической литературы по данной проблеме;
- выбрать оптимальные методы и приемы для формирования коммуникативной компетенции учащихся;
- изучить составляющие технологии критического мышления в процессе обучения;
- исследовать условия и эффективность применения ТРКМЧП в обучении русскому языку и литературе;
- отработать данную технологию на практике;
- презентовать результаты коллегам.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи обобщения опыта работы: -   провести анализ

Слайд 4
Технология развития критического мышления через чтение и письмо способствует формированию коммуникативной

компетенции.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо способствует формированию коммуникативной компетенции.

Слайд 5Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
Данная технология был

разработана американскими учеными и преподавателями.
Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер.
В России она появилась в 1997 году.
Технология  «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» Данная технология был разработана американскими учеными и

Слайд 6Что не является критическим мышлением?
1)простое запоминание, несмотря на то, что запоминание

- важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс;

2)понимание сложных идей, над которыми мы трудимся, чтобы осознать, а критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, взвешиваются и применяются.

3)творческое или интуитивное мышление.

Что не является критическим мышлением?1)простое запоминание, несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой

Слайд 7Какие признаки есть у критического мышления?
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация

является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.

Какие признаки есть у критического мышления?Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным

Слайд 8Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление
– это один из видов

интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Что же такое критическое мышление?Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким

Слайд 9Фаза
рефлексии
(reflection).


Фаза
реализации
смысла
(realization
of meaning).


Фаза
вызова


(evocation).

Фазы урока

Фаза рефлексии (reflection).Фаза реализации смысла  (realization of meaning).Фаза вызова (evocation).Фазы урока

Слайд 10
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Первая

фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает, «Что хочу узнать?».
Главными задачами второй фазы  является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставит пред собой на первой стадии.
Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку своего отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.
Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование

Слайд 11ИНФОРМАЦИЯ
Творчески интерпретируем
информацию

Задаем вопросы
Работаем с текстом
Прогнозируем
Воспринимаем
информацию

ИНФОРМАЦИЯТворчески интерпретируем информациюЗадаем вопросыРаботаем с текстомПрогнозируемВоспринимаем информацию

Слайд 12Как формировать коммуникативные компетенции с помощью приемов технологии «Развития критического мышления

через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы ?

Как формировать коммуникативные компетенции с помощью приемов технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» на уроках

Слайд 13
Воспринимаем
информацию
Приемы на стадии Вызова:
1. Корзина идей.
2. Ключевые слова .
3. Прием

«Знаю – хочу узнать - узнал»
Воспринимаем информациюПриемы на стадии Вызова:1. Корзина идей.2. Ключевые слова .3. Прием «Знаю – хочу узнать - узнал»

Слайд 14Приём «Ключевые слова»
В 6 классе после урока “Историческая основа

создания романа А.С Пушкина «Дубровский» на 1 этапе следующего на доске записываю слова:
1832-1833 гг., дворянин Островский, издатели, «Дубровский», друг Пушкина П.В. Нащокин

Приём «Ключевые слова»  В 6 классе после урока “Историческая основа создания романа А.С Пушкина «Дубровский» на

Слайд 15 Прогнозируем Прием: Верные – неверные утверждения.

Прогнозируем  Прием: Верные – неверные утверждения.

Слайд 16Вот фрагмент урока в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения» Учитель:

Я предлагаю вам несколько утверждений, лишь правильно записав концовку предложений, вы можете «остаться невредимым» в синтаксической дуэли: Утверждения: 1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»; 2….имен числительных в языке очень немного; 3…имена числительные изменяются по падежам; 4….все числительные можно записать цифрами; 5…эта часть речи может быть только определением; 6. числительные имеют общие признаки с существительными; 7…они имеют общие признаки с прилагательными; 8….можно прожить день, не встретив ни одного числительного; 9….числительное не может состоять из 3 слов; 10….слово «полтора» - это числительное.
Вот фрагмент урока в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения»  Учитель: Я предлагаю вам несколько

Слайд 17
Приемы:
1.Чтение с остановками.
2.Чтение с пометками INSERT.
3. Приём "Сводная таблица".
4. Кластер.

РАБОТА

С ТЕКСТОМ
Приемы:1.Чтение с остановками.2.Чтение с пометками INSERT.3. Приём

Слайд 18Составление кластера
на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа

И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:



   
 
 
 
 
 

Герасим

Портрет

Описание каморки

Отношение к Муму

Отношение к барыне

Отношение с дворовыми

Отношение к Татьяне

Составление кластерана уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер: 

Слайд 19Анализ эпизода «Пьер Безухов после Бородинского сражения». Вспомните, тогда впервые Пьер

пробует вместе с солдатами кавардачок. И мы с десятиклассниками выясняли, из каких компонентов состоит этот кавардачок?



Анализ эпизода «Пьер Безухов после Бородинского сражения». Вспомните, тогда впервые Пьер пробует вместе с солдатами кавардачок. И

Слайд 20По названию предположите, о чем будет рассказ?
▪ Какие события могут произойти

в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?


Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы:

По названию предположите, о чем будет рассказ?▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?▪ Какие ассоциации вызывают

Слайд 21Приём «Сводная таблица»

Приём «Сводная таблица»

Слайд 22

Приемы на стадии рефлексии:
1.Написание эссе.
2.Написание письма.
3.Синквейн.


ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ

Приемы на стадии рефлексии:1.Написание эссе.2.Написание письма.3.Синквейн.ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ  ИНФОРМАЦИЮ

Слайд 23Творческие работы:
Если будет трудно вдруг
Мне поможет лучший друг.
Он не будет обижать,
Он

меня не бросит.
Если что-то вдруг не так
Он всегда поможет.
Я и он всегда играем,
Книжки вечером читаем.
Он и я, и мы друзья.
Будем мы дружить всегда ( Груздова П.)
Творческие работы:Если будет трудно вдругМне поможет лучший друг.Он не будет обижать,Он меня не бросит.Если что-то вдруг не

Слайд 24
Солнце село
Я живу в одном из самых уникальных

районов России - Курском крае. С первого взгляда кажется, что тут все так же, как и в других уголках нашей родины, но это не так. Стоит выехать за город, и сразу проявляются прекрасные чудеса природы…
Солнце садится. Я сижу на крыше своей дачи и просто наблюдаю. Передо мной далекие, еще не сожжённые солнцем поля, еще дальше вечными стражами стоят леса, и неподалеку течет ручеек. ( Полюдов М.)
Солнце село   Я живу в одном из самых уникальных районов России - Курском крае. С

Слайд 25
О смысле жизни
Поговорим о смысле жизни?

Как говорится, сколько людей, столько мнений. «Смысл жизни - служить родине»,- говорят военные. «Смысл жизни - труд»,- кричат трудоголики. «Смысл жизни-служить Богу», - утверждаются верующие.
Неужели эти утверждения ложны?
( Топоркова Е.)
О смысле жизни   Поговорим о смысле жизни?   Как говорится, сколько людей, столько мнений.

Слайд 26
Жду…
Стоять у школы,
Видеть мамин зонтик,
Рвануться к ней, дыханье затая,
«Ждала тебя я,

знаешь, знаешь сколько?
Аж пять часов! Ну, где же ты была?»
Схватить ручонкой мамину ладошку,
Холодную от капель дождевых,
И крепко-крепко, как бы понарошку,
Зажать её меж пальчиков своих…
(Ясинская А.)
Жду…Стоять у школы,Видеть мамин зонтик,Рвануться к ней, дыханье затая,«Ждала тебя я, знаешь, знаешь сколько?Аж пять часов! Ну,

Слайд 27Синквейн (пять строк)
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
Герасим
добрый,

трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек

Синквейн (пять строк)	Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасимдобрый, трудолюбивыйзаботится, любит, работаетне должен страдать из-за

Слайд 28
Синквейн - это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные

слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по–другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание.
Синквейн - это возможность резюмировать информацию. В

Слайд 29Использование в синтезе приемов этой технологии обеспечивает формирование ключевых компетенций учащихся,

в частности, информационно-коммуникативной:
Использование в синтезе приемов этой технологии обеспечивает формирование ключевых компетенций учащихся, в частности, информационно-коммуникативной:

Слайд 30
умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных

областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;пользоваться различными способами интегрирования информации;задавать

Слайд 31
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по

отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;аргументировать свою точку зрения

Слайд 32Результаты работы:
Работа на уроках русского языка и литературы с применением технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» привела меня и моих учеников к следующим результатам: по литературе успеваемость составляет 100%, качество знаний учащихся в среднем – 76%. По русскому языку качество - 57%, успеваемость -100%.
Результаты работы:Работа на уроках русского языка и литературы с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и

Слайд 33 Рефлексия. Составим синквейн по теме «Технология РКМЧП»
Технология РКМЧП
Развивающая, воспитывающая
Формирует,

обучает, создаёт
Помогает обучающемуся действовать самостоятельно
Сотрудничество
Рефлексия.  Составим синквейн по теме «Технология РКМЧП» Технология РКМЧПРазвивающая, воспитывающая Формирует, обучает, создаётПомогает обучающемуся действовать

Слайд 34Правила написания синквейна:
1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна
2.

Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами
3. Три слова – глаголы
4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна
5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.
Правила написания синквейна: 1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна2. Два слова – прилагательные, которые

Слайд 35«Технология РКМЧП»
Технология РКМЧП
Развивающая, воспитывающая
Формирует, обучает, создаёт
Помогает обучающемуся действовать самостоятельно
Сотрудничество

«Технология РКМЧП»Технология РКМЧПРазвивающая, воспитывающая Формирует, обучает, создаётПомогает обучающемуся действовать самостоятельноСотрудничество

Слайд 36



«Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно»

Конфуций.
«Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть