Слайд 1Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского
языка в 6 классе по
по разделу
«Лексика. Культура речи»
Слайд 2 Изучайте значение слов –
и вы избавите свет от половины его
заблуждений.
А.С.Пушкин
Слайд 4
Актуальность проекта обусловлена включением программы развития универсальных учебных действий в содержательный
раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования.
Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.
Ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.
Слайд 5Цель: Разработать комплект контрольно-диагностических материалов для
формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе
по разделу «Лексика. Культура речи».
Слайд 6Целевая группа проекта: учащиеся 6 класса РСОШ им.Н.А.Галлямова
Слайд 7Ожидаемые результаты
реализации проекта
1.Определение планируемых результатов основной
образовательной программы
по русскому языку по разделу
«Лексика. Культура речи».
2. Разработка системы заданий для формирования и оценки
УУД.
3. Подготовка комплекта дидактических, контрольно-
измерительных материалов.
4. Апробация комплекта методических материалов, оценка
результатов.
5. Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам внедрения ФГОС.
Слайд 8Риски реализации проекта
1. Серьезной помехой в осуществлении проекта может стать психологическая
неготовность его участников к каким-либо изменениям.
2. Непонимание подлинного смысла предстоящих изменений, в связи с внедрением проекта, приводит к низкой мотивационной активности педагогических кадров.
3. Слабое информационно-компьютерное обеспечение
образовательного процесса; недостаточная
сформированность профессиональных компетенций учителя
в области применения ИКТ.
Слайд 9Заключение
В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо
научиться планировать и проводить уроки, направленные не только на формирование совокупности, но и систему диагностирования уровня сформированности универсальных учебных действий. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков на уроках русского языка.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г.Паустовский
Слайд 11Лексика
Общеупотребительные слова
Исконно русские и заимствованные
слова
Диалектизмы
Жаргонизмы
Эмоционально окрашенные слова
Устаревшие слова
Новые слова (неологизмы)
Профессионализмы
Слайд 12Планируемые
метапредметные результаты
Коммуникативные:
1. Договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности, слушать и слышать друг друга.
2. Работать в парах, формулировать своё мнение, делать совместные выводы.
3. Оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
4. Развивать связную монологическую речь; анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения свою и чужую речь.
5. Воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Слайд 13 Вариант выполнения задания по картине В.М. Васнецова
«Витязь на распутье».
На картине Васнецова изображен русский витязь, который в раздумье стоит перед камнем с надписью. На голове его островерхий шлем. На нем доспехи и латы богатырские. Стальная кольчуга надежно защищает витязя от стрел врага. Но и сам воин может постоять за землю-матушку: в одной его руке копье, а в другой – щит. Колчан полон легких, послушных стрел. Вся фигура выражает задумчивость и в то же время достоинство и силу.
Письменно ответьте на вопрос: что вы видите на картине?
При ответе постарайтесь употребить устаревшие слова: шлем, кольчуга, доспехи, колчан, копьё, щит, чело, очи, витязь, латы, меч, десница.
Слайд 14Планируемые
метапредметные результаты
Регулятивные:
1. Самостоятельно формулировать проблему, анализировать условия и пути
достижения цели.
2. Составлять план и последовательность действий.
3. Осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.
4. Уметь оценивать выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Слайд 15
Укажите, какое явление языка иллюстрирует приведенные ниже пары слов.
Планета
Земля, садовая земля Г. Многозначные слова
Любовь – ненависть А. Синонимы
Громадный, исполинский Б. Омонимы
Открыть замок, посетить замок В. Антонимы
Заполните таблицу
Слайд 16 Составьте алгоритм выполнения задания.
Найдите и запишите в тетрадь «четвертое лишнее», проанализировав слова с точки зрения происхождения:
а) белка, береза, фауна, осень;
б) телевизор, телеграф, телефон, приемник;
в) автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз.
( «Лишние» слова: фауна, телеграф, локомобиль.)
Слайд 17Планируемые
метапредметные результаты
Познавательные:
1. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении,
условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.).
2. Самостоятельно вычитывать разные виды текстовой информации, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу).
3. Пользоваться словарями (в том числе орфоэпическим), добывать информацию из разных источников (текстов статей, словарей, справочников), соотносить и осмысливать её.
Слайд 181. Назовите изображенные предметы одежды и быта.
Исключить лишний предмет.
2.
Составить таблицу
3. По таблице подготовить сообщение о видах устаревших слов
Витрина музея.
Слайд 191. Прочитайте текст.
Выпишите слова с выделенными буквами.
Определите значение этих
слов по словарю.
Какой дует ветер?
В жизни северного крестьянина-помора-землепашца и морехода, охотника и плотогона – ветер бывает злым недругом и добрым помощником. Грозный север приносит стужу, губит посевы, но он же, славный осенний сиверко, гонит рыбачьи лодки, возвращающиеся с промысла на Мурмане, к родным беломорским берегам.
Издавна сложилась в речи северян система наименований для всех основных ветров: север (северный), летник (южный), запад (западный), всток (восточный), глубник (северо-западный), шелоник ( юго-западный), полуночник (северо-восточный), обедник (юго-восточный).
2. Составьте таблицу
наименований ветров.
3.Объясните свою точку зрения, почему эти ветра так называются.
Слайд 20 Список использованных документов
и источников информации
Русский язык: Учеб. Для 6
кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженскя, Л.А.Тростенцова-М.: Просвещение, 2013.
Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе / О.В.Волкова-Казань: РИЦ «Школа», 2015.-172с.
Колесов В.В. Культура речи – культура поведения.–М.:Просвещение, 1988.–С.134-144.
Голанова Е.И. Как возникают слова. – М.: Просвещение, 1989. – С.94-103
Е.Н.Этерлей, О.Д.Кузнецова. –Неизвестное в известном. с.96-98
http://dic.academic.ru/ Словари и энциклопедии на Академике.
infourok.ru/material.html?mid=16429
Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс.
interneturok.ru/ru/school/
school.xvatit.com/index.