Слайд 1
Текстоведение.
Редактирование текста
Подготовила: учитель русского языка и литературы ДОШ № 78
Великих Элла
Николаевна
Слайд 2Редактирование- сложный творческий процесс
Слово „редактирование" обозначает „приведенный в порядок".
Основная цель
редактирования - исправление языковых ошибок.
В процессе редактирования устанавливается соответствие текста различным требованиям:
проверяется фактический материал,
оценивается композиционное строение текста,
совершенствуются его речь и стиль изложения.
Слайд 4Единство
темы текста
Относительная
законченность
текста
Грамматическая
связь
предложений
в тексте
Определённый
порядок
предложений
Наличие
главной мысли
(идеи) текста
Слайд 5Виды редактирования
1. Исправление-вычитывание- сравнение текста с выверенным вариантом, принятым в
качестве образца.
2. Правка-сокращение- удаление из текста длинных и запутанных предложений (для упрощения сложных синтаксических конструкций)
3.Исправление-переделывание
4. Исправление-обработка - комплексный вид правки.
- анализ и окончательный отбор фактического материала;
- оценку и улучшение композиции исходного текста;
- языковую правку текста
Слайд 6Правильность речи – это соблюдение языковых норм современного русского литературного языка
фонетические,
лексико-фразеологические,
словообразовательные,
морфологические,
синтаксические,
стилистические
Речевое
Слайд 7Устранение ненужных повторов: замена существительных местоимениями;
Употребление предложения с однородными сказуемыми;
Объединение простых предложений в сложные.
Использование союзов для связи : потому что, и, что
Восстанавливание связи между предложениями…
Подумайте, какие действия происходят одновременно, какие – одно за другим.
Дополните текст словами, указывающими на время: вскоре, сперва, однажды, пока, когда, потом…
Обоснуйте использование глаголов совершенного и несовершенного вида.
Формы организации работы
по редактированию текста
Слайд 8Работа над текстом описанием
Какие слова повторяются в тексте?
Является ли это
речевой ошибкой? Почему? Исправьте текст, используя для сравнений слова: напоминает, наподобие, как, как будто, вроде, кажется, что это…
Дополните текст (описание), выразив свое отношение к …
Придумайте ситуацию, в которой понадобится описание.
Создайте свое повествование с элементами описания.
Слайд 9 Работа над текстом рассуждения
Восстановите правильный порядок предложений в тексте.
Сформулируйте
тезис, обоснование которого приводится.
Сформулируйте вывод.
Дополните текст (рассуждение) еще одним собственным аргументом.
Разбейте текст на абзацы.
Восстановите правильный порядок абзацев.
Слайд 10Задания по редактированию текста
Спишите предложения, исправив речевые ошибки в использовании цельных
словосочетаний. Укажите в исправленном тексте цельные словосочетания.
Заповедники играют большое значение в сохранении вымирающих видов животных.
Львиную часть работы он выполнил самостоятельно.
Качество изделий вашего предприятия желает много лучшего.
Как же ты любишь пускать туман в глаза.
Не стоит тратить нервы по пустякам.
Вам необходимо придавать больше внимания работе над своим характером.
Результаты самовоспитания не замедлят себя ждать.
Справка: Уделять внимание, оставляет желать лучшего, играют большую роль, портить нервы, результаты не заставят себя ждать, львиную долю, пускать пыль в глаза.
Слайд 11Восстановите текст
Прочитайте высказывание, в котором нарушена последовательность изложения. Восстановите целостность текста.
Запишите текст в исправленном виде.
Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжёлый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту.
Затем он с грохотом скатывался с одной ступеньки на другую, и во всех квартирах знали, кто спускается по лестнице.
Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: «Поторапливайся, а то опоздаешь!», натягивал на себя штаны и рубаху.
Поковыряв ложкой кашу – «Не усни над тарелкой!» – он вставал и шёл в школу.
Потом он плёлся к умывальнику, мочил нос – «И это называется вымылся?!» – и нехотя садился к столу. (Ю. Яковлев)
Слайд 12Восстановите текст
Восстановите целостность текста. Запишите восстановленный текст.
Конечно, облако не может долго
быть верблюдом, на твоих глазах у верблюда пропадают горбы, животное поджимает передние ноги и так вытягивает шею, что она, наконец, обрывается. И вот уже нет верблюда.
Он ложился животом на подоконник, подпирал рукой подбородок и долго-долго следил за облаками, которые обязательно на что-то похожи: на слона, на верблюда или на снежные горы.
Малявкин интересовался облаками.
Он пропадает в небе, но остаётся в памяти. Как его наклеишь на бумажку и покажешь Зое Назаровне? (Ю. Яков лев)
Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. Сделайте разбор выделенных предложений. Какие слова не являются членами предложения?
Слайд 13
Опишите картины, которые рисует ваше воображение, когда вы рассматриваете облака, изображённые на
фотографии, или когда вы смотрите на облака, плывущие за окном.
Слайд 14Преобразование текста
Прочитайте текст. К какому типу речи относится этот текст?
Докажите, что текст относится к научному стилю. Укажите сказуемые, определите их вид.
Составьте и запишите текст в художественном стиле, сохранив его тему и основную мысль. Используйте простые сказуемые, выраженные глаголами в форме будущего времени (простой и составной).
ПРОГНОЗ ПОГОДЫ НА 1 ИЮЛЯ
В Симферополе малооблачно, без осадков. Ветер западный, порывистый, 5—12 м в секунду. Днём воздух прогреется до 28—30 градусов, ночью до 16—18 градусов. Атмосферное давление составит 750 мм ртутного столба.
Слайд 15
Смешавшиеся тексты
В данном упражнении смешаны предложения двух разных текстов, принадлежащих к
разным стилям речи. Опираясь на стилевые признаки, «разберите» предложения на два текста: текст
В. Астафьева и текст из «Энциклопедии лекарственных растений». Определите стиль каждого из них. Своё мнение обоснуйте
Запишите два текста. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные дефисы, не. Укажите определения, приложения.
В одном месте на просеку выдался ...большой бугорочек сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Черничник это ...высокий кустарник с тонкими зелёными ветвями. Цветёт черника в мае-июне. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки лепестки и они как - то ...заметно осыпались. Потом ягодка смуглянка начнёт увеличиваться багроветь затем синеть и наконец сделается чёрной с седоватым налётом. Плод черники округлая чёрная ягода с сизоватым отливом. Вкус на ягода черника когда созреет но цветёт она скромно пожалуй скромнее всех других ягодников. В медицинской практике используют листья и плоды черники. Листья собирают на протяжении всего лета а плоды по мере созревания. Препараты из черники обладают противовоспалительным действием.
Слайд 16Преобразование текста
Подберите или составьте текст о каком-либо лекарственном растении. Текст запишите.
Определите стиль текста.
Опишите это же растение в художественном стиле.
Слайд 19Алгоритм работы по теме
« Типы речи»
Найдите в тексте элементы повествования, описания,
рассуждения.
Сколько абзацев в тексте?
Какова роль первого абзаца?
Какие предложения используются в тексте? Почему?
Запишите трудные слова. Составьте с ними предложения и запишите.
Определите тему и основную мысль. Указать стиль речи. Отметьте композиционно-смысловые части текста.
Слайд 20Памятка (при редактировании)
1)Тема, её актуальность, значимость;
2)Достаточно ли полно она раскрыта, убедительны
ли факты, используемые для ее раскрытия, сделаны ли выводы, обобщения;
3)Продумана ли композиция данного текста
(соразмерны ли ее части, не нарушена ли логическая последовательность в подаче материала и т.д.)
4)Удачно ли подобран заголовок;
5)Отвечает ли требованиям язык текста.
Слайд 21 Речевое произведение (текст)
Вообще-то я учусь хорошо и всегда выполняю
все домашние задания. Но вчера в классе было очень шумно: мы пришли на урок после физкультуры, где играли в очень интересную и смешную игру. Все были так возбуждены, что не могли успокоиться. Учитель никак не мог начать урок и стал сердиться. Наконец он стал вызывать учеников по фамилии. Но я не услышал, как он несколько раз повторил мою фамилию. Тогда Николай Петрович поставил мне двойку в журнал. Я считаю, что это несправедливая и случайная двойка.
Слайд 22Редактирование
Читая уже написанный текст, я заметил, что очень часто употребляю одни
и те же слова: очень шумно – очень интересная игра, не могли успокоиться – не мог начать урок, стал сердиться – стал вызывать.
Прежде всего я избежал повтора в последних словосочетаниях: я заменил слово стал словом начал: начал вызывать учеников по фамилии. Затем я изменил предложение Учитель никак не мог начать урок… на другое: Учителю никак не удавалось начать урок…
А чтобы устранить повтор слова очень в одном и том же предложении, я решил заменить его синонимом. Я заглянул в словарь синонимов и выписал ряд: очень, весьма, крайне, чрезвычайно, страшно (разг.), ужасно (разг.), жутко (прост.), сильно (разг.), чертовски (разг.), до смерти (разг.), отчаянно (разг.), здорово, шибко (прост.), больно (прост.). Из этого ряда я выбрал слово страшно (страшно интересную), хотя оно и имеет помету «разговорное».
Я считаю, что это слово подходит к данному тексту, так как в нём говорится о живой, непринуждённой обстановке, а предложение, которое я переделал, отражает ситуацию, подходящую для разговорного стиля.