Слайд 1
Работа учителя русского языка и литературы по приобщению учащихся к чтению
и формированию читательской культуры школьников
Слайд 2
Общегосударственные мероприятия:
Созвано «Литературное собрание»
Общественная палата обсуждает проект новой концепции литературного образования
2015
год объявлен Годом литературы
На территории РФ действует «Национальная программа поддержки и развития чтения в России» (с 2007 по 2020 год)
Монобрнауки определил перечень «100 книг», рекомендованный для самостоятельной работы школьников
Слайд 3
Основная цель современного литературного образования – формирование читательской культуры
ученика и одновременное формирование его личности
Слайд 4
Литература – это…
Предмет школьной программы – 45% учащихся
Слайд 5
А для остальных 55% литература – это…
Мир книг, которые могут вызвать
радость и слезы.
Крылов А
Искусство слова, когда из слов слагается удивительная форма.
Козлова Ю
Неотъемлемая часть моей души.
Терещенко А
Слайд 6Литература – это…
Особый мир, куда погружаешься
с головой и
не хочешь возвращаться.
Ильичева П
Учебник жизни.
Криушин Д
Особое искусство, которое каждый человек воспринимает по-своему.
Винокурова М
Слайд 7Литература – это…
Путеводитель по жизни.
Азимков В.
Мир, который позволяет нам быть кем угодно и прожить какую-то иную, иногда безумную жизнь.
Туркина К.
Душа моего народа.
Гамзина С.
Слайд 8Литература – это…
Искусство, которому надо учиться. И это интересно!
Меренкова А
Слайд 9Марина Цветаева писала:
«Книга должна быть исполнена, как соната. Звуки – ноты.
В воле читателя осуществить или исказить»
Слайд 10А для Анны Ахматовой
«…каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад…»
Слайд 11
В основе формирования читательского интереса и развития полноценного восприятия художественного текста
- традиционные и современные подходы к организации работы
Слайд 12Чтение – ключ к жизни в информационном обществе
Ученик должен овладеть разными
видами чтения в зависимости от цели:
- ознакомительное
- изучающее
- просмотровое
- рефлективное
- сканирование текста
- быстрое чтение
Слайд 13Использование активных форм и методов для развития читательского интереса:
- метод
творческого чтения
- метод объяснительного чтения
- организация «размышлений вслух» о прочитанном
- составление плана
- подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ
- графическое и словесное рисование
- драматизация
- различные виды творческих работ
- работа над проектом
Слайд 14Сотрудничество учителя-словесника и библиотек
Активная рекомендательная работа с книгами
Проведение библиотечных
уроков
Организация выставок
Слайд 16
Библиотечный урок «С любовью к природе»
Слайд 17
«У книги сегодня день рождения»
Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
Слайд 18Использование ИКТ с целью активизации познавательного интереса
Уроки-презентации любимой книги
Заочные путешествия
Создание и
просмотр буктрейлеров
Создание видеофильмов, видеосочинений
Слайд 20
Уроки внеклассного чтения
и внеурочная деятельность
как средство формирования самостоятельной
читательской деятельности учащихся
Слайд 21
- Различные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная
- различные
формы работы: викторины, праздники, устные журналы, творческие встречи, вечера-портреты, литературные гостиные
- Составление учащимися рекомендательных списков «10 лучших книг»
- Работа с читательскими дневниками, списком литературы для летнего чтения
Слайд 22Праздник «День славянской письменности и культуры»
Слайд 23
Урок-концерт
«Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
Слайд 24Ученый Н.И.Пирогов писал:
«Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу,
кто ты»
Слайд 25
Представление списка
«10 лучших книг»
Слайд 26Список «10 лучших книг»
(составлен учеником 8 класса Крыловым А)
И.С.Тургенев «Ася»
Братья Стругацкие
«Трудно быть богом»
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
В.Шекспир «Ромео и Джульетта»
Библия
А.Дюма «Граф
Монте-Кристо»
Агата Кристи Детективы
А.Дюма «Три мушкетера»
Н.В.Гоголь «Ревизор»
Стихи С.А.Есенина
Слайд 27Работа с родителями по формированию культуры семейного чтения.
Проведение тематических родительских собраний,
бесед
Составление рекомендательных списков для семейного чтения
Слайд 28В книге немецкого ученого-публициста Г.Лихтенберга «Афоризмы» есть такие слова:
«Книга оказала
влияние, обычное для хороших книг: глупые стали глупее, умные умнее, а тысячи прочих ни в чем не изменились»