Слайд 1Технология РКМ (развитие критического мышления)
Тема урока:
Работа с текстом. Текст
– рассуждение.
(подготовка к ЕГЭ)
МБОУ «О(С)ОШ» учитель
русского языка и литературы
I квалификационной категории
Байтрак С.Т.
Г. Ангарск
Слайд 2
Цель урока:
Научиться работать с текстом;
Развивать логическое мышление, учиться сравнивать, размышлять, критически
осмысливать, высказывать взвешенные суждения, объяснять и описывать свои действия, вести диалог и дискуссию;
Формировать необходимые в повседневной жизни умения и навыки;
Воспитывать ценностное отношение к окружающему миру;
Развивать способность критически осмысливать полученную информацию.
Слайд 31 этап. Индуктор (заинтересовать, побудить к действию.)
«Нет ничего практичнее хорошей теории»
(Роберт Кирхгоф, немецкий физик)
Повторение и осмысление пройденного.
Задание .
- Какие стили речи вы знаете?
. - Прочитайте тексты.
1–Ну и ветер! Такую пылищу поднял!
- Да, такого ветра давно не было. Даже на улицу выходить не хочется.
- Так и не ходи никуда.
- Не могу, пора бежать на консультацию.
2.Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок…Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес.
3.Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальными приборами и выражается в м/с, км/ч. Направление ветра определяется флюгером, выражается в градусах.
Определите, в каком тексте ставится задача?
-сообщить о ветре точные сведения,
-обменяться впечатлениями о ветреной погоде,
-нарисовать картину порывистого ветра.
Назовите, какого стиля каждый текст.
Где может быть использовано каждое высказывание?
Слайд 42.Этап. Работа над осмыслением материала.
Задание . Прочитайте тексты.
Число сокращений сердца зависит
от возраста и от состояния его здоровья. Чем моложе человек, тем чаще сердцебиение. У детей в возрасте до года сердце сокращается 120-140 раз в минуту. К двадцати годам число ударов сокращается до 65-70 ударов в минуту. У женщин частота сердцебиения в среднем на 5-6 ударов больше, чем у мужчин того же возраста.
«Небось, милая,- сказал он Лизе, -собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испуга и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да нет, барин, - притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, - боюсь она такая злая опять кинется на меня». «Я провожу тебя? Ты мне позволишь идти подле тебя?»
Сравните содержание первого и второго высказываний. В каких из них даются точные сведения?
Каковы задачи речи в том и другом случае?
Сравните первое и второе высказывания по языку. Найдите в разговорной речи слова и обороты непринужденные (разговорные), а в книжной – официальные (книжные).
В каком высказывании использована диалогическая речь? Обращение? Вопросительные предложения? Как вы думаете, почему?
Слайд 53 этап. Получение новой информации.
1.Текст
Прежде чем начать писать,
я
задаю себе три вопроса:
что хочу написать,
как написать и для чего писать.
М.Горький
Слайд 6Текст
-это несколько предложений или абзацев, связанных между собой темой и
основной мыслью;
-характеризуется смысловой и грамматической связностью, цельностью и законченностью.
Тема текста – это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится.
Основная мысль текста – это ответ на поставленный вопрос.
Тема: «Мое любимое занятие».
Однако в этом случае также требуется ответить на вопрос: какое занятие я люблю?
Тема: «Митрофан – «несчастное следствие дурного воспитания». В этом случаи следует ответить на вопрос: как воспитывался Митрофан и каким он стал.
Абзацев в тексте может быть несколько
Слайд 7Задание 1. Прочитайте текст выразительно.
1.Красив, наряден лес в дни ранней осени.
Золотятся березки. Костром горят гроздья рябины. Словно груды малахита, зеленеют молодые елочки. Веселым многоцветьем радуют глаз запоздалые цветы. Шелестят под ногами опавшие листья. От дерева к дереву протянуты серебристые нити легкой паутины. Прозрачен и чист воздух. Хорошо в лесу ранней осенью.
Задание 2.
Озаглавьте текст.
Докажите, что данное высказывание является текстом.
Найдите слова, употребленные в переносном значении.
Найдите слова, создающие образную картину осени.
? Какие бывают типы текста? К какому типу относится данный текст?
Слайд 8Типы текста:
Повествование – тип речи, в котором сообщается о действиях и
событиях, сменяющих друг друга во времени.
Описание – тип речи, в котором указываются признаки и свойства предмета.
Предметом описания может быть человек, животное, птица, природа, помещение.
Рассуждение – тип речи, в котором устанавливается причинная связь событий и явлений.
Цель рассуждения – убедить адресата в чем – либо, укрепить или изменить его мнение.
Слайд 9Задание 1.Сопоставьте приведенные ниже темы. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного
характера, какая – сочинение – рассуждение, а какая – сочинение – описание?
Портрет Пугачева.
Жизнь Гринева в Белгородской крепости.
В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?
Слайд 10
«Увидеть и понять автора произведения – значит увидеть и понять
другое, чужое сознание и его мир…» (М.М.Бахтин)
Слайд 112.Часть С в вариантах ЕГЭ.
Предлагаю методику применения приема «клише» к подготовке
обучающихся к написанию сочинения-рассуждения.
В словарях и работах лингвистов находим следующее определение клише:
Клише – стереотипное выражение, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимых в определенных условиях и контекстах стандартов.
Клише – стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях; шаблонная речевая фраза.
Клише -всякая готовая речевая формула, критерием для выделения которой служит регулярность ее появления в определенных, повторяющихся речевых ситуациях. Наличие таких формул нормально, необходимо и позволяет запомнить информацию.
Слайд 1211. Предлагаю 3 шага подготовки (в сжатые сроки) к написанию сочинения-рассуждения.
Шаг 1 Необходимо всем обучающимся запомнить (зрительно сфотографировать) основные позиции сочинения -рассуждения:
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленную автором текста.
Сформулируйте позицию автора.
С чем вы согласны? Почему?
С чем не согласны? Почему?
Какие художественные средства использует автор?
Вывод.(+ вспомнить стихотворение, краткое выражение или фразу, привести пример из жизни)
Шаг 2 Внимательно изучите примерную схему сочинения. Напишите несколько пробных сочинений по текстам, взятых из сборников подготовки ЕГЭ. (См. ниже –Примерная схема сочинения-рассуждения).
Слайд 13Шаг 3 Объем сочинения – не менее 150 слов
Обучающих , обычно,
эта цифра пугает. Но не будем паниковать и призовем на помощь математику.
Сочинение состоит из трех основных частей.
Предположим, количество слов в предложениях у нас будет около 10 ед.
На вступительную и заключительную часть отводим по 3 предложения.
Для основной части остается 90 слов (150-160). В среднем, это 9-10 предложений.
1 часть – 3*10=30 слов
2 часть – 9*10=90 слов
3 часть – 3*10=30 слов
Предлагаю обучающимся примерную схему сочинения-рассуждения по алгоритму.
Слайд 14Примерная схема сочинения-рассуждения по алгоритму.
Вступление.
Основная часть.
33
3. Заключение.
Слайд 153.Текст-рассуждение
о чем текст?
Логически стройная система доказательств
Тезис
-
мысль, требующая доказательств,
главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть
Аргументация
- цель аргументации:
убедить в чем-либо, укрепить или опровергнуть мнение.
Вывод
Слайд 16
Всему классу предлагается один текст для работы.
Алгоритм выполнения
задания «С»:
1.
Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем (основную) предложенного текста.
2. Определить и сформулировать позицию автора.
3.Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух)
5. Сделать вывод.
Последовательность действий
Слайд 17Проблема может быть сформулирована
двумя способами:
1. Проблема чего? – Одним словом
или словосочетанием:
Одиночества
Милосердия
Экологии
Взаимоотношений «отцов и детей»
И т.д.
Слайд 182. В форме вопроса:
Что важнее – закон или совесть?
Может ли прогресс
быть человечным?
Необходимо ли милосердие в нашей жизни?
Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?
И др.
Слайд 19Проблема может быть
сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная,
злободневная, острая, назревшая, экологическая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная…
Знакомство с текстом.
Слайд 201. Работа с текстом К.Паустовского «Телеграмма»
-Проблема текста
–Комментарий к проблеме
1. Проблема одинокой
старости.
2. Одиночества.
3. Милосердия.
4. Взаимоотношение детей и родителей.
Определите позицию автора?
Слайд 21
2. Авторская позиция.
Система авторских оценок
Идея
«Одна на белом свете… Заплакала… Дожить
до одинокой старости!»
Представления писателя о высшей норме человеческих отношений, о человеке, его мечты. «Чтобы у меня была такая мама!»
Главная мысль (Она отрицает или утверждает).
Так нельзя поступать.
Слайд 22
Авторская позиция.
1. Авторскую позицию можно увидеть через аллегорию: он как бы
сопоставляет осенний сад, липу с состоянием Катерины Ивановны, оба увядающие и одинокие. Автор сочувствует бедной женщине. Это видно по описанию ее жизни соседями:»Катерина Ивановна одна на белом свете…дочь…не приезжает- забыла, значит, мать».При этом он считает героиню сильной женщиной: «Катерина Ивановна никогда ни на кого не жаловалась».Такую авторскую позицию видно через мысли главного героя: «Как бы я был счастлив, если у меня была такая мама!» Все это показывает жалость и сочувствие автора, т. к. именно эти чувства пробуждает он в нас.
Слайд 232. Автору искренно жаль К. И. ,и он не может оставаться
равнодушным к проблеме одиночества в старости. Это видно и через систему оценочных слов: она одна на белом свете, дочь Настя не приезжает, дни считанные, и через отношение рассказчика к пожилой женщине: « Я крепко держал ее , чтобы она не упала», « Как бы я был счастлив, если у меня была такая мама!»Также в тексте мы наблюдаем авторский идеал отношений между младшим и старшим поколением. Прогулка рассказчика И. К. – и есть идеальные взаимоотношения внука и бабушки, сына и матери. Автор призывает нас к тому, чтобы мы лишний раз не ленились поговорить, погулять с нашими близкими.
Слайд 243. Пафос –ведущий эмоциональный фон текста (нам жалко)
Драматический (есть конфликт)--------
Толстой Л.Н.
«Война и мир»
Героический (активные действия борьба за защиту идеалов)----------------------
Романтический (эмоциональные переживания и стремления, не переходящие в действие)--------------
Трагический (непоправимая утрата)
Комический (сатира и юмор)-------------
4.Самоконструкция. Позиция ученика. (работа в парах)
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
Лермонтов М.Ю. «Песня про купца Калашникова»
Островский А.Н. «Гроза»
Булгаков М. «Собачье сердце2
Слайд 255. Рефлексия
Какие «зарубки на сердце» оставил у вас сегодняшний урок? Над
чем заставил задуматься?
Какие чувства вызвала у вас история?
Как вы понимаете слова К.Паустовского:
«За добро плати добром, не будь пустельгой» (легкомысленным человеком)?
Слайд 26Сегодняшний урок не только поможет вам на экзаменах при работе с
текстом, но и заставит задуматься над очень важной жизненной проблемой.
Важно, чтобы вы в душе никогда не оставались равнодушными:
«Храни огонь родного очага,
Но не позарься на костры чужие!»
Пусть каждый из вас соблюдает этот закон и завещает его своим детям!
Слайд 276. Домашнее задание:
Написать текст (5-10 предложений):
« Утешительное слово матери»
Что бы вы
сказали герою в последние минуты жизни?