Презентация, доклад Работа с текстом. Текст – рассуждение (подготовка к ЕГЭ)

Содержание

Цель урока: Научиться работать с текстом;Развивать логическое мышление, учиться сравнивать, размышлять, критически осмысливать, высказывать взвешенные суждения, объяснять и описывать свои действия, вести диалог и дискуссию;Формировать необходимые в повседневной жизни умения и навыки;Воспитывать

Слайд 1Технология РКМ (развитие критического мышления)
Тема урока:


Работа с текстом. Текст

– рассуждение.
(подготовка к ЕГЭ)

МБОУ «О(С)ОШ» учитель
русского языка и литературы
I квалификационной категории
Байтрак С.Т.


Г. Ангарск

Технология РКМ (развитие критического мышления) Тема урока: Работа с текстом. Текст – рассуждение.(подготовка к ЕГЭ)МБОУ «О(С)ОШ» учитель

Слайд 2 Цель урока:
Научиться работать с текстом;
Развивать логическое мышление, учиться сравнивать, размышлять, критически

осмысливать, высказывать взвешенные суждения, объяснять и описывать свои действия, вести диалог и дискуссию;
Формировать необходимые в повседневной жизни умения и навыки;
Воспитывать ценностное отношение к окружающему миру;
Развивать способность критически осмысливать полученную информацию.



Цель урока: Научиться работать с текстом;Развивать логическое мышление, учиться сравнивать, размышлять, критически осмысливать,

Слайд 31 этап. Индуктор (заинтересовать, побудить к действию.) «Нет ничего практичнее хорошей теории»

(Роберт Кирхгоф, немецкий физик)

Повторение и осмысление пройденного.
Задание .
- Какие стили речи вы знаете?
. - Прочитайте тексты.
1–Ну и ветер! Такую пылищу поднял!
- Да, такого ветра давно не было. Даже на улицу выходить не хочется.
- Так и не ходи никуда.
- Не могу, пора бежать на консультацию.
 
2.Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок…Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес.
 
3.Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальными приборами и выражается в м/с, км/ч. Направление ветра определяется флюгером, выражается в градусах.
 Определите, в каком тексте ставится задача?

-сообщить о ветре точные сведения,
-обменяться впечатлениями о ветреной погоде,
-нарисовать картину порывистого ветра.

Назовите, какого стиля каждый текст.
Где может быть использовано каждое высказывание?


1 этап. Индуктор (заинтересовать, побудить к действию.) «Нет ничего практичнее хорошей теории»  (Роберт Кирхгоф, немецкий физик)

Слайд 42.Этап. Работа над осмыслением материала.
Задание . Прочитайте тексты.
Число сокращений сердца зависит

от возраста и от состояния его здоровья. Чем моложе человек, тем чаще сердцебиение. У детей в возрасте до года сердце сокращается 120-140 раз в минуту. К двадцати годам число ударов сокращается до 65-70 ударов в минуту. У женщин частота сердцебиения в среднем на 5-6 ударов больше, чем у мужчин того же возраста.

«Небось, милая,- сказал он Лизе, -собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испуга и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да нет, барин, - притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, - боюсь она такая злая опять кинется на меня». «Я провожу тебя? Ты мне позволишь идти подле тебя?»
Сравните содержание первого и второго высказываний. В каких из них даются точные сведения?
Каковы задачи речи в том и другом случае?
Сравните первое и второе высказывания по языку. Найдите в разговорной речи слова и обороты непринужденные (разговорные), а в книжной – официальные (книжные).
В каком высказывании использована диалогическая речь? Обращение? Вопросительные предложения? Как вы думаете, почему?

2.Этап. Работа над осмыслением материала.Задание . Прочитайте тексты.Число сокращений сердца зависит от возраста и от состояния его

Слайд 53 этап. Получение новой информации.
 1.Текст
Прежде чем начать писать,
я

задаю себе три вопроса:
что хочу написать,
как написать и для чего писать.
М.Горький

3 этап. Получение новой информации.   1.ТекстПрежде чем начать писать,  я задаю себе три вопроса: что

Слайд 6Текст
-это несколько предложений или абзацев, связанных между собой темой и

основной мыслью;
-характеризуется смысловой и грамматической связностью, цельностью и законченностью.
Тема текста – это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится.
Основная мысль текста – это ответ на поставленный вопрос.
Тема: «Мое любимое занятие».
Однако в этом случае также требуется ответить на вопрос: какое занятие я люблю?
Тема: «Митрофан – «несчастное следствие дурного воспитания». В этом случаи следует ответить на вопрос: как воспитывался Митрофан и каким он стал.
Абзацев в тексте может быть несколько


Текст -это несколько предложений или абзацев, связанных между собой темой и основной мыслью; -характеризуется смысловой и грамматической

Слайд 7Задание 1. Прочитайте текст выразительно.
 
1.Красив, наряден лес в дни ранней осени.

Золотятся березки. Костром горят гроздья рябины. Словно груды малахита, зеленеют молодые елочки. Веселым многоцветьем радуют глаз запоздалые цветы. Шелестят под ногами опавшие листья. От дерева к дереву протянуты серебристые нити легкой паутины. Прозрачен и чист воздух. Хорошо в лесу ранней осенью.
 
Задание 2.
Озаглавьте текст.
Докажите, что данное высказывание является текстом.
Найдите слова, употребленные в переносном значении.
Найдите слова, создающие образную картину осени.
? Какие бывают типы текста? К какому типу относится данный текст?

Задание 1. Прочитайте текст выразительно. 1.Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся березки. Костром горят гроздья рябины.

Слайд 8Типы текста:
Повествование – тип речи, в котором сообщается о действиях и

событиях, сменяющих друг друга во времени.
Описание – тип речи, в котором указываются признаки и свойства предмета.
Предметом описания может быть человек, животное, птица, природа, помещение.
Рассуждение – тип речи, в котором устанавливается причинная связь событий и явлений.
Цель рассуждения – убедить адресата в чем – либо, укрепить или изменить его мнение.

Типы текста:Повествование – тип речи, в котором сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.

Слайд 9Задание 1.Сопоставьте приведенные ниже темы. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного

характера, какая – сочинение – рассуждение, а какая – сочинение – описание?
Портрет Пугачева.

Жизнь Гринева в Белгородской крепости.

В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?

Задание 1.Сопоставьте приведенные ниже темы. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая – сочинение – рассуждение,

Слайд 10 «Увидеть и понять автора произведения – значит увидеть и понять

другое, чужое сознание и его мир…» (М.М.Бахтин)
«Увидеть и понять автора произведения – значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его

Слайд 112.Часть С в вариантах ЕГЭ.
Предлагаю методику применения приема «клише» к подготовке

обучающихся к написанию сочинения-рассуждения.
В словарях и работах лингвистов находим следующее определение клише:
Клише – стереотипное выражение, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимых в определенных условиях и контекстах стандартов.
Клише – стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях; шаблонная речевая фраза.
Клише -всякая готовая речевая формула, критерием для выделения которой служит регулярность ее появления в определенных, повторяющихся речевых ситуациях. Наличие таких формул нормально, необходимо и позволяет запомнить информацию.

2.Часть С в вариантах ЕГЭ.Предлагаю методику применения приема «клише» к подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения.В словарях и

Слайд 1211. Предлагаю 3 шага подготовки (в сжатые сроки) к написанию сочинения-рассуждения.

Шаг 1 Необходимо всем обучающимся запомнить (зрительно сфотографировать) основные позиции сочинения -рассуждения:
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленную автором текста.
Сформулируйте позицию автора.
С чем вы согласны? Почему?
С чем не согласны? Почему?
Какие художественные средства использует автор?
Вывод.(+ вспомнить стихотворение, краткое выражение или фразу, привести пример из жизни)
Шаг 2 Внимательно изучите примерную схему сочинения. Напишите несколько пробных сочинений по текстам, взятых из сборников подготовки ЕГЭ. (См. ниже –Примерная схема сочинения-рассуждения).

11. Предлагаю 3 шага подготовки (в сжатые сроки) к написанию сочинения-рассуждения. Шаг 1  Необходимо всем обучающимся

Слайд 13Шаг 3 Объем сочинения – не менее 150 слов

Обучающих , обычно,

эта цифра пугает. Но не будем паниковать и призовем на помощь математику.
Сочинение состоит из трех основных частей.
Предположим, количество слов в предложениях у нас будет около 10 ед.
На вступительную и заключительную часть отводим по 3 предложения.
Для основной части остается 90 слов (150-160). В среднем, это 9-10 предложений.
1 часть – 3*10=30 слов
2 часть – 9*10=90 слов
3 часть – 3*10=30 слов
Предлагаю обучающимся примерную схему сочинения-рассуждения по алгоритму.
Шаг 3 Объем сочинения – не менее 150 словОбучающих , обычно, эта цифра пугает. Но не будем

Слайд 14Примерная схема сочинения-рассуждения по алгоритму.
Вступление.





Основная часть.






33
3. Заключение.

Примерная схема сочинения-рассуждения по алгоритму.Вступление.Основная часть.333. Заключение.

Слайд 153.Текст-рассуждение
о чем текст?
Логически стройная система доказательств
Тезис
-

мысль, требующая доказательств,
главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть
Аргументация
- цель аргументации:
убедить в чем-либо, укрепить или опровергнуть мнение.
Вывод



3.Текст-рассуждение   о чем текст?Логически стройная система доказательств Тезис - мысль, требующая доказательств, главная мысль автора

Слайд 16

Всему классу предлагается один текст для работы.
Алгоритм выполнения задания «С»:

1.

Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем (основную) предложенного текста.
2. Определить и сформулировать позицию автора.
3.Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух)
5. Сделать вывод.

Последовательность действий

Всему классу предлагается один текст для работы.Алгоритм выполнения  задания «С»: 1. Выявить, сформулировать и прокомментировать одну

Слайд 17Проблема может быть сформулирована двумя способами:
1. Проблема чего? – Одним словом

или словосочетанием:
Одиночества
Милосердия
Экологии
Взаимоотношений «отцов и детей»
И т.д.
Проблема может быть сформулирована  двумя способами:1. Проблема чего? – Одним словом или словосочетанием:ОдиночестваМилосердияЭкологии Взаимоотношений «отцов и

Слайд 182. В форме вопроса:

Что важнее – закон или совесть?
Может ли прогресс

быть человечным?
Необходимо ли милосердие в нашей жизни?
Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?
И др.
2. В форме вопроса:Что важнее – закон или совесть?Может ли прогресс быть человечным?Необходимо ли милосердие в нашей

Слайд 19Проблема может быть
сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная,

злободневная, острая, назревшая, экологическая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная…

Знакомство с текстом.
Проблема может быть сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, экологическая, философская, политическая,

Слайд 201. Работа с текстом К.Паустовского «Телеграмма» -Проблема текста –Комментарий к проблеме
1. Проблема одинокой

старости.
2. Одиночества.
3. Милосердия.
4. Взаимоотношение детей и родителей.


Определите позицию автора?
1. Работа с текстом К.Паустовского «Телеграмма» -Проблема текста –Комментарий к проблеме  1. Проблема одинокой старости.2. Одиночества.3.

Слайд 21 
2. Авторская позиция.
 
Система авторских оценок
Идея
«Одна на белом свете… Заплакала… Дожить

до одинокой старости!»
Представления писателя о высшей норме человеческих отношений, о человеке, его мечты. «Чтобы у меня была такая мама!»
Главная мысль (Она отрицает или утверждает).
Так нельзя поступать.
 

 2. Авторская позиция.  Система авторских оценокИдея«Одна на белом свете… Заплакала… Дожить до одинокой старости!»Представления писателя о высшей

Слайд 22 
Авторская позиция.
 
1. Авторскую позицию можно увидеть через аллегорию: он как бы

сопоставляет осенний сад, липу с состоянием Катерины Ивановны, оба увядающие и одинокие. Автор сочувствует бедной женщине. Это видно по описанию ее жизни соседями:»Катерина Ивановна одна на белом свете…дочь…не приезжает- забыла, значит, мать».При этом он считает героиню сильной женщиной: «Катерина Ивановна никогда ни на кого не жаловалась».Такую авторскую позицию видно через мысли главного героя: «Как бы я был счастлив, если у меня была такая мама!» Все это показывает жалость и сочувствие автора, т. к. именно эти чувства пробуждает он в нас.

 Авторская позиция. 1. Авторскую позицию можно увидеть через аллегорию: он как бы сопоставляет осенний сад, липу с состоянием

Слайд 232. Автору искренно жаль К. И. ,и он не может оставаться

равнодушным к проблеме одиночества в старости. Это видно и через систему оценочных слов: она одна на белом свете, дочь Настя не приезжает, дни считанные, и через отношение рассказчика к пожилой женщине: « Я крепко держал ее , чтобы она не упала», « Как бы я был счастлив, если у меня была такая мама!»Также в тексте мы наблюдаем авторский идеал отношений между младшим и старшим поколением. Прогулка рассказчика И. К. – и есть идеальные взаимоотношения внука и бабушки, сына и матери. Автор призывает нас к тому, чтобы мы лишний раз не ленились поговорить, погулять с нашими близкими.
 
2. Автору искренно жаль К. И. ,и он не может оставаться равнодушным к проблеме одиночества в старости.

Слайд 243. Пафос –ведущий эмоциональный фон текста (нам жалко)
Драматический (есть конфликт)--------
Толстой Л.Н.

«Война и мир»

Героический (активные действия борьба за защиту идеалов)----------------------
Романтический (эмоциональные переживания и стремления, не переходящие в действие)--------------
Трагический (непоправимая утрата)
Комический (сатира и юмор)-------------



4.Самоконструкция. Позиция ученика. (работа в парах)

Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»

Лермонтов М.Ю. «Песня про купца Калашникова»

Островский А.Н. «Гроза»
Булгаков М. «Собачье сердце2

3. Пафос –ведущий эмоциональный фон текста (нам жалко)Драматический (есть конфликт)--------Толстой Л.Н. «Война и мир»Героический (активные действия борьба

Слайд 255. Рефлексия
Какие «зарубки на сердце» оставил у вас сегодняшний урок? Над

чем заставил задуматься?
Какие чувства вызвала у вас история?
Как вы понимаете слова К.Паустовского:

«За добро плати добром, не будь пустельгой» (легкомысленным человеком)?
5. РефлексияКакие «зарубки на сердце» оставил у вас сегодняшний урок? Над чем заставил задуматься?Какие чувства вызвала у

Слайд 26Сегодняшний урок не только поможет вам на экзаменах при работе с

текстом, но и заставит задуматься над очень важной жизненной проблемой.
Важно, чтобы вы в душе никогда не оставались равнодушными:
«Храни огонь родного очага,
Но не позарься на костры чужие!»
Пусть каждый из вас соблюдает этот закон и завещает его своим детям!
Сегодняшний урок не только поможет вам на экзаменах при работе с текстом, но и заставит задуматься над

Слайд 276. Домашнее задание:
Написать текст (5-10 предложений):
« Утешительное слово матери»
Что бы вы

сказали герою в последние минуты жизни?





6. Домашнее задание:Написать текст (5-10 предложений):« Утешительное слово матери»Что бы вы сказали герою в последние минуты жизни?

Слайд 28СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть