Слайд 1Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей
построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.
Слайд 2Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ
предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- определение темы, главной мысли, идеи;
- озаглавливание;
- работа с ключевыми словами
- дописывание концовки текста;
- создание текстов разных стилей, разных типов речи.
Слайд 3Послушайте текст. Определите его тему и основную мысль.
Жила-была гусеница. Целыми днями
она медленно ползала по веткам дерева.
И вот однажды она стала вить кокон. Прошло некоторое время, и кокон лопнул. Волшебное чувство свободы наполнило гусеницу.
Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку.
Слайд 4Ключевые слова
Понятийные
связанные с обозначением основных образов, объектов
или понятий текста
Оценочные
выражают в тексте авторскую оценку, помогают понять авторскую позицию, идею текста
Слайд 5Однажды я представил, что земля наша, этот сказочный сад с его
закатами, восходами, свежими утрами и звездными ночами, студеным холодом и жарким солнцем, с его светом, июльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом, непоправимо осиротела. Вообразите: на ней более нет человека. Глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом, ни криком отчаяния.
В этой ледяной тишине прекрасная земля наша сразу же потеряла бы свой высочайший смысл, утратилась, исчезла бы ее красота. Ибо нет человека, красота не может отразиться в нем и быть оцененной им. Для кого она? Для чего она?
Красота не может познать самое себя. Красота в красоте и для красоты бессмысленна, нелепа, мертва. Красоте необходимо зеркало, нужен мудрый ценитель, добрый или восхищенный созерцатель. Красота связана с жизнью, жизнь – с любовью, любовь – с человеком. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе. (По Ю.Бондареву)
Слайд 6(В)тихий зимний день выйд…шь в лес – дыш…шь и (не)надыш…шься. Глубокие,
чистые лежат под дерев…ями сугробы. Над лесными тр…пинками кружевными белыми арками согнулись (под)тяжестью инея тонкие ств…лы бере…
Слайд 7 В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, дышишь
и не надышишься. Глубокие» чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.
Слайд 8Вставь пропущенные слова.
1. За рекой
росли одни ____________. Но потом среди ёлок появились_________.
2. А дубы отсюда ______________ растут. Но не могли же с ветром жёлуди прилететь?
3. Очень они _________________. Значит, кто-то их здесь сажает. А кто?
4. И потом _______________ к реке. Я подошёл к пню, а между корнями в ямке лежат два желудя: сойка спрятала их на зиму.
5. Сойка спрячет _______________, а потом забудет, где спрятала, он и прорастёт.