Слайд 1Работа с текстом как средство формирования универсальных учебных действий
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИХОДЬКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Слайд 2ЦЕЛЬ:
Расширить кругозор учащихся, повысить уровень культурного образования через уроки литературы.
Сформировать УУД через работу с текстом с помощью технологии продуктивного чтения.
Привить интерес к чтению.
Слайд 3ЧТЕНИЕ – ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРЕ ДЕТИ ВИДЯТ
И ПОЗНАЮТ МИР И
САМИХ СЕБЯ.
ОНО ОТКРЫВАЕТСЯ ПЕРЕД РЕБЕНКОМ ЛИШЬ ТОГДА,
КОГДА, НАРЯДУ С ЧТЕНИЕМ,
ОДНОВРЕМЕННО С НИМ И ДАЖЕ РАНЬШЕ,
ЧЕМ В ПЕРВЫЕ РАСКРЫТА КНИГА,
НАЧИНАЕТСЯ КРОПОТЛИВАЯ РАБОТА НАД СЛОВАМИ.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
Слайд 4Сегодня молодое поколение неохотно и мало читает. Все чаще мы видим
детей у телевизора или компьютера. Сколько времени должен в течение дня проводить ребенок за техникой? Поинтересовавшись у своих учеников, я выяснила: оказывается до нескольких часов в день! Все это время ребенок находится без общения и письменного, и устного. А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни. Речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература?
ФГОС начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как
Понимание текста ( общее, полное и критическое)
Поиск конкретной информации
Самоконтроль
Восстановление широкого контекста
Интерпретация
Комментирование текста и др.
Слайд 5Каждый современный учитель понимает, что формирование традиционных знаний, умений, навыков недостаточно.
Необходимостью стало подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, отличающегося такими чертами, как:
Гибкость
Подвижность мышления
Способность к диалогу
Толерантность
Коммуникабельность
В этом плане велика роль уроков чтения.
Необходимо использование перспективных педагогических технологий, одной из которых является – технология продуктивного чтения, способствующая обеспечению нового качества образования за счет сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных ФГОС:
Коммуникативных – умение формулировать свои мысли, понимать собеседника;
Познавательных – приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать её;
Личностных – умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст;
Регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Слайд 6С позиции структуры читательской деятельности, разработанная технология предполагает три этапа работы
с текстом (естественные для любого читателя):
I. Работа с текстом до чтения.
II. Работа с текстом во время чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
Слайд 7Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения,
как антиципация, т.е. умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Чтение учащимися фамилии автора, заглавия произведения, просмотра иллюстраций, которые предшествуют тексту, затем представляют героев, предполагают тему, содержание.
Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.
Слайд 8II. Работа с текстом во время чтения.
Цель - понимание текста и
создание его читательской интерпретации.
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Дети самостоятельно читают текст с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
По ходу чтения проведение словарной работы (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.
Обсуждение читательских интерпретаций.
Слайд 9III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в
соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставить вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, а его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.
Возможно вопросы по иллюстрации: «какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например, умения определять темы произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.
Слайд 10Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать
прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознано читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, - умения извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются » до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.
Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Учащихся необходимо научить – понять идею произведения, замысел автора, почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.
Понимание – очень личный, субъективный процесс и основывается на убеждениях и нравственных нормах личностей.
Слайд 11Важнейшим, эффективным направлением в своей деятельности я считаю обучение школьников умению
самостоятельно составлять вопросы к тексту.
Стимулирует постановку вопросов и активизирует смысловую догадку чтение смысловыми отрезками. На своих уроках я формирую у учащихся способности не просто пересказывать текст, но и умение выразить своё отношение к прочитанному, оценивать героев произведения.
Учу строить свой текст. С этой целью учу ребят сочинять синквейны, писать эссе, составлять характеристики героям, делать аннотацию любимой книги.
В своей работе использую различные виды работы с текстом:
Чтение всего текста;
Чтение, деление на части (составление плана);
Чтение по готовому плану, чтение нового текста, заранее подготовленного дома;
Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить).
В работе я использую различные приёмы для понимания текста:
Разные виды пересказа;
Рисование словами и рисунками;
Анализ иллюстраций;
Чтение по ролям;
Сочинение от лица героя и др.
Слайд 12Начиная с 5 класса, особую роль и играет работа с текстом,
которая помогает понять прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь.
В центре внимания урока, текст как лингвистическая единица, речевое высказывание.
Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы, школьники определяют цель урока.
Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.
Важно на уроке систематически и целенаправленно знакомить ребенка с изобразительными возможностями языка.
В итоге, учащиеся должны научиться:
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Учиться работать в паре, группах;
Выполнять различные роли.
Современная школа – это частица жизни, где ученик учится решать любые проблемы, учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».
Слайд 13I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация
Определение смысловой, тематической,
эмоциональной направленности текста
Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе
Слайд 14М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
Что вам известно об авторе?
Как вы понимаете
заглавие произведения? В прямом или переносном значении употребил это выражение писатель?
Можете ли вы предположить, о чем будет текст, кто его главные герои?
Какие события произойдут в сказке-были?
Что мы будем ждать от чтения?
Цель: прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения.
Слайд 15II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста.
Выявление
первичного восприятия
Выявление совпадений с содержанием, прочитанного текста
2. Чтение текста. «Вдумчивое» повторное чтение. Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста.
«Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку, как на всякую ползущую тварь. Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни».
Слайд 16Диалог с автором текста.
Почему лось спокойно глядит на ползающую
девочку?
Кем он ее представляет?
Почему ее лось за человека не считает?
Комментированное чтение и обсуждение с помощью учителя.
Лось не видит в девочке опасности для себя.
Он не видит заботящего о других человека.
Чувство жадности уничтожает в человеке доброту и любовь.
Беседа по прочитанному эпизоду:
Какие слова здесь повторяются и почему?
Найдите ключевые слова. (Человек, зверь и равнодушие)
Слайд 17Беседа по содержанию текста.
Почему дети пошли к палестинке разными
путями?
К чему это привело?
Кто помог Насте вспомнить о брате?
Обобщение прочитанного:
Как осиротевшие дети смогли преодолеть свое горе и наладить жизнь? Почему они жили и работали так дружно?
Какую правду завещали родители детям?
Смогли ли дети выполнить завет родителей?
Слайд 18III этап. Работа с текстом после чтения.
Смысловая беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе.
Смысловая беседа по тексту.
Вспомните и назовите все имена собственные в сказке-были.
Какую мысль хотел выразить М. Пришвин, давая героя такие имена?
Почему, по мысли автора, необходимы единство существования всего живого? К чему ведет разлад?
Как и через кого Антипыч помог найти свой путь к правде?
3. Работа с заглавием. Что автор называет «кладовой солнца»?
Найдите ключевые слова. Как эти слова помогут нам понять смысл заглавия?
Слайд 194. Знакомство с писателем.
5. Творческие задания «образ солнца и его
роль в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», иллюстрации в сказке-были М. М. Пришвина (создание сборника)»