Слайд 1Работа с одаренными учащимися
Олимпиада по литературе
ОАОУ СПО Боровичский педагогический колледж
Автор:
Маслова Е.Д., преподаватель русского языка и литературы
Слайд 2Как подготовиться к олимпиаде по литературе
Олимпиада по литературе – это всегда
сложно. Творческие задания, задания на сопоставление, на выявление реминисценций, тестовые вопросы. К тому же, олимпиада требует от участника углубленных знаний, умения творчески мыслить, анализировать тексты, высказывать свою точку зрения
Слайд 3Как подготовиться к олимпиаде по литературе
Инструкция
Читая художественное произведение, ведите литературный
дневник, в котором записывайте название произведения, героев, сюжетную линию, интересные высказывания и цитаты. Указывайте номера страниц, чтобы потом легко было найти нужный материал
Слайд 4Как подготовиться к олимпиаде по литературе
Читайте критическую литературу, литературоведческие статьи. Но
делайте это сразу после прочтения самого произведения. Полезно также познакомиться, хотя бы в кратком изложении, с биографией писателя. Это поможет вам глубже понять его произведения
Слайд 5Как подготовиться к олимпиаде по литературе
На олимпиаде по литературе знание учебника
вряд ли вам поможет, поэтому изучайте энциклопедии, популярные статьи по предмету. Обязательно посещайте дополнительные занятия, консультации по литературе
Слайд 6Как подготовиться к олимпиаде по литературе
Найдите олимпиадные задания по литературе за
предыдущие годы, выполните их. Помогут в этом и задания ЕГЭ
Слайд 7Как подготовиться к олимпиаде по литературе
Обязательно прочитайте и выучите основные литературоведческие
понятия и термины. Их вы можете найти в ваших учебниках, специальных словарях, в Интернете
Слайд 8Как подготовиться к олимпиаде по литературе
Учитесь анализировать литературный текст в целом:
его тему, композицию, ключевые слова, мотивы, детали, все это помогает понять главное – идею автора.
Слайд 9Как подготовиться к олимпиаде по литературе
На самой олимпиаде по литературе внимательно
прочтите задания, выполните сначала те, в которых уверены, затем выполняйте более трудные, задания творческого характера. Не отвлекайтесь, не стремитесь помочь другим. В большинстве заданий много «ступенек» и баллы начисляются за каждую отдельно, затем баллы суммируются.
Слайд 10Примерные задания на олимпиаде по литературе
1. Напишите статью для словаря литературоведческих
терминов «Элегия»
( Максимальное количество баллов -5.)
2. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывке? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите.
и вдруг, как зверь остервенясь,
на город кинулась...
А.С.Пушкин
( Максимальное количество баллов -7.)
Слайд 11Примерные задания на олимпиаде по литературе
3. Перечислите роды литературы. Укажите по
2-3 жанра, относящиеся к каждому роду.
(Максимальное количество баллов – 4.)
4. Какое из художественных произведений следует отнести к литературному направлению романтизм?
а) ода Г.Р. Державина «Фелица»;
б) повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
в) повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»;
г) поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
(Максимальное количество баллов – 1.)
Слайд 12Примерные задания на олимпиаде по литературе
5. Укажите ряд, в котором представлена
правильная цепочка структурных элементов сюжета художественного произведения:
а) пролог - экспозиция -- завязка - развитие действия - развязка - эпилог;
б) завязка - лирическое отступление - развитие действия - кульминация -развязка;
в) зачин - развитие действия - конфликт - концовка;
г) экспозиция - завязка - развитие действия -кульминация развязка.
(Максимальное количество баллов – 1.)
Слайд 13Примерные задания на олимпиаде по литературе
6. Восстановите пословицу (или поговорку) по
вопросу, характеристике.
1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?
2. Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдалённых пастбищах?
( Максимальное количество баллов -5.)
7. Какой романс исполняет героиня пьесы А.Островского «Бесприданница» в 3-ем действии? Как ее зовут?(Имя, отчество, фамилия?)
(Максимальное количество баллов -5.)
Слайд 14Примерные задания на олимпиаде по литературе
Чей это портрет?
а) Это был человек
лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.
б) Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.
Слайд 15Примерные задания на олимпиаде по литературе
Классики русской литературы в ребусах
Фамилия какого
писателя зашифрована?
Слайд 16Примерные задания на олимпиаде по литературе
Решите литературные анаграммы
ОДИН ЛОБ ОС НЕТ
стихотворение из
14 строк, разделённое на 2 четверостишия (катрена) и 2 трёхстишия (терцета)
Слайд 17Примерные задания на олимпиаде по литературе
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Человек, который
вызывает у меня чувство восхищения».
(10-15 предложений)
(Максимальное количество баллов – 10.)
Слайд 18ПРОГРАММА
проведения Олимпиады по ЛИТЕРАТУРЕ
в 2012/2013 учебном году
Место проведения г.Боровичи, Пушкинская
ул., дом 14
ОАОУ СПО Боровичский педагогический колледж
Регистрация участников олимпиады в фойе учебного корпуса 9.00 - 10.00
Открытие олимпиады 10.00
Выполнение заданий 10.15 - 12.15
Обед 12.15 –12.45
Презентация «ОАОУ СПО Боровичский педагогический колледж» 12.45 – 13.15
Встреча со студенческим советом колледжа 13.15 – 13.45
Закрытие олимпиады 14.00