Слайд 1«Гений и злодейство» -
две вещи несовместные?
(По трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и
Сальери»)
Слайд 3В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы:
«Скупой рыцарь»,
«Моцарт и Сальери»,
«Каменный гость»,
«Пир во время чумы».
В письме П.А.Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».
Слайд 4Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина
проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.
Слайд 5В «Маленьких трагедиях»
показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:
гордость, презирающая
всех;
жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
зависть, доводящая до злодеяния;
чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.
Слайд 6
Какова же тема трагедии «Моцарт
и Сальери»?
Художественное творчество и зависть как
всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству.
Слайд 7
Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери
Вольфганг Амадей Моцарт
Антонио Сальери
Слайд 8
Чтение 1 диалога Моцарта и Сальери
А.Борисов. Иллюстрация к трагедии «Моцарт и
Сальери»
Слайд 9М.А.Врубель. Иллюстрация к трагедии «Моцарт и Сальери. Яд.
Слайд 10Анализ образа Моцарта
-Что из диалога Моцарта и Сальери мы узнаем о
Моцарте как о человеке и композиторе?
- Почему Моцарт пришел именно к Сальери?
- С какой целью Моцарт приходит к Сальери? Объясните значение слова “безделица”. Почему свое гениальное произведение Моцарт называет безделица?
- Какие достоинства видит Моцарт в Сальери? Почему Моцарт их видит, а Сальери в себе их не видит
- В каком душевном состоянии находится Моцарт в начале беседы с Сальери и как оно меняется? Чем это вызвано?
- В сцене 2 найдите строфу, характеризующую Моцарта как человека и творца.
Слайд 11Анализ образа Сальери
- Что мы узнаем из монолога Сальери о себе?
-
В каком душевном состоянии находится Сальери до и после встречи с Моцартом? Чем оно вызвано? Найдите подтверждение в тексте.
- Почему Сальери возмутило такое пренебрежительное определение, которое дал своему сочинению Моцарт, - “безделица”?
- Какое злодеяние затеял Сальери? Как он объясняет свое намерение?
- Почему Сальери не видит пользы в Моцарте?
- Что лежит в основе отношений между Моцартом и Сальери?
Слайд 12Характеристика героев
мало любит жизнь, ценит достоинства других, консервативность, несовершенство, тревога, не
знает вдохновения, “бог, и сам того не знает”, «жрец, служитель музыки”, раздражение, зависть, авторитарность, чувство юмора, верит в искренность, талант, гений, открытость, приземленный, интуиция, поверил алгеброй гармонию, Божий дар, труженик, презрение к непосвященным, гуляка праздный, художественное произведение можно сконструировать чисто технически, конфликт с жизнью, слава, тяжкие муки творчества, Жизнь – искусство, оправдание.
Слайд 13Моцарт
ценит достоинства других
“бог, и сам того не знает”
чувство юмора
верит в
искренность
гений
открытость
интуиция
Божий дар
гуляка праздный
Жизнь – искусство
Слайд 14Сальери
мало любит жизнь
консервативность
несовершенство
тревога
приземленный
не знает вдохновения
«жрец, служитель музыки”
раздражение
зависть
авторитарность
талант
поверил
алгеброй гармонию
презрение к непосвященным
труженик
художественное произведение можно сконструировать чисто технически
конфликт с жизнью
слава
тяжкие муки творчества
оправдание
Слайд 15Итоги урока
Сальери гений или злодей?
Кто из героев настоящий гений? Почему?
Что превратило
Сальери в злодея?
Почему в названии трагедии имя Моцарта стоит первым?
Каким нравственным выводам приходит читатель?
Слайд 16Особенности конфликта
Существует ли открытый конфликт (противостояние) между героями? Где он скрыт?
( Для пьесы характерен внутренний конфликт в душе Сальери: Моцарт беспечно относится к таланту, значит он недостоин его. Сальери тревожит утрата творческого вдохновения, меркнущая слава)
Слайд 17Домашнее задание
Составить синквейны по образам Моцарта и Сальери
Читать «Борис Годунов»