Слайд 1
IV районные педагогические чтения
Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания в рамках образовательного процесса
на современном этапе
Учитель русского языка и литературы МКОУ Гончаровской ООШ
Шевченко В.С.
Слайд 2«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я
знаю, где и как могу это применить».
Е.Ю.Гирба
Слайд 3Основными принципами развивающего обучения по Л.В. Занкову являются:
- ведущая роль теории
с одновременным формированием
умений по их применению;
- установление взаимосвязей, открытие закономерностей;
- построение логики мышления.
Слайд 4Три направления интегрирования
русского языка и литературы:
- создание единого курса русской
словесности;
- пересмотр содержания и направленности современного курса русской литературы;
- преобразование курса родного языка, предполагающее повышенное внимание к вопросам употребления языковых средств в художественной речи.
Слайд 5Психологические принципы развивающего обучения по
З.И. Калмыковой таковы:
- проблемное обучение;
- оптимальное
развитие мыслительной деятельности школьника;
- специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приёмов умственной деятельности человека.
Слайд 6Методами как способами учебной работы
могут быть:
- догматический – приобретение знаний
в готовом виде;
- эвристический – усвоение знаний и умений путём рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что предусматривается в вопросе задания;
- исследовательский – добывание знаний путём проведения наблюдений, самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы.
Слайд 7Психологические эффекты:
- эффект замещения;
- эффект добавочного стимула;
- эффект генерации ;
- эффект
интерференции;
- эффекты самореференции ;
- эффект ключевого слова.
Слайд 8Четвертое направление:
- разработка специальных уроков, на которых в определенной последовательности рассматриваются
выразительные средства русского языка и реализация их в художественных текстах и текстах других стилей
(Е.С. Антонова, Н.А. Борисенко,
В.Я. Турова, Е.В. Маркина).
Слайд 9Разработанные методики проведения интегрированных уроков:
- лингвистический анализ текста;
- герменевтика – наука,
владеющая способами понимания текста;
- психолингвистика как наука, изучившая и описавшая акт коммуникации, результатом которого и является текст;
- методическая наука, разрабатывающая новые способы формирования у школьников языковой и коммуникативной деятельности.
Слайд 10Один из современных методов обучения – проектная технология.
Проектная технология включает
в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов с учётом психологических особенностей. Правильно разработанный проект создает не только мотивацию в обучении, но, благодаря психологической комфортности, создает модель нравственного поведения на коммуникативном и на исследовательском этапе.
Слайд 11Требования к консультациям:
- консультации эмоциональные, вызывающие интерес к предстоящей деятельности;
- темп
и ритм общения оптимальные, действия учителя и учащегося завершённые;
- атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
- смена видов деятельности, оптимальное сочетание различных методов и приемов обучения.
Слайд 12Психологическая цель проекта:
- Соотношение нагрузки на память учащихся и их
мышление.
- Выполнение учащимися проблемно-эвристического обучения (ставит проблему, формулирует её, решает).
- Преобладание побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей) над принуждением.
Слайд 13Особенности самоорганизации учителя:
- Подготовленность к проектированию и, главное, осознание психологической цели
и внутренняя готовность к её осуществлению.
- Педагогический такт.
- Психологический климат взаимодействия (поддержание атмосферы искреннего общения).
Слайд 14
Организация познавательной деятельности учащихся:
- Планирование путей восприятия учениками проводимого исследования и
сосредоточенности учащихся.
- Использование установок в форме убеждения, внушения.
- Использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых знаний через беседу, индивидуальный опрос с наводящими вопросами.