Слайд 1Проект
«Сохраним русский язык»
Обучающиеся 7 «А» класса:
Моршнева Дарья
Орехова Полина
Шестерикова Полина
Шестерикова Софья
Куратор
проекта
Гробова Елена Николаевна
Слайд 2 С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего
такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов, мыслей –сложных и простых,-для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г.Паустовский.
Слайд 3Проблема :
Речь русского человека должна быть культурной, правильной, грамотной, выразительной, но
некоторые радио- , телепередачи и фильмы отрицательно влияют на речевую культуру людей.
Слайд 4Цель проекта:
Проанализировать изменения произошедшие в последние годы в
русском языке, отношение к родному языку обучающихся МБОУ «Шенкурская СШ».
Слайд 5Задачи проекта:
1. Познакомиться с теоретическими работами по словам- «пустышкам», словам- «паразитам»
и канцеляризмам;
2. Определить, выделить и описать источники слов- «пустышек», слов- «паразитов» и канцеляризмов;
3. Создать программу «Сохраним русский язык».
Слайд 6Методы и способы:
-поиск и сбор необходимой информации по теме проекта;
- обработка
материалов;
-анкетирование учащихся 6,7,10,11 классов;
-создание программы «Сохраним русский язык»;
-защита проекта.
Слайд 7 Анкетирование.
1 вопрос: «Зачем нужно изучать русский язык»?» (6 «а» класс)
Слайд 81 вопрос : «Зачем нужно изучать русский язык» (7 «а» класс)
Слайд 91 вопрос : «Зачем нужно изучать русский язык» (10«а», «б» «,в»
классы)
Слайд 101 вопрос : «Зачем нужно изучать русский язык» (11 «б» класс)
Слайд 112 вопрос : «Знаете ли Вы историю происхождения русского языка?» (
6 кл.)
Слайд 122 вопрос : «Знаете ли Вы историю происхождения русского языка?» (
7 кл.)
Слайд 132 вопрос : «Знаете ли Вы историю происхождения русского языка?» (
10 кл.)
Слайд 142 вопрос : «Знаете ли Вы историю происхождения русского языка?» (
11 кл.)
Слайд 15Информация к размышлению
Проведя исследование среди учащихся нашей школы, можно сделать вывод,
что слова-паразиты, слова- пустышки - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.
Причины употребления данных слов можно разделить на четыре группы:
Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):
Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
Мода на некоторые слова
Канцеляризмы -слова, грамматические конструкции и формы, а также словосочетания, употребление которых закреплено в литературном языке за официально-деловым стилем. Например: ходатайствовать, надлежит, деятельность, не преследующая цели получения прибыли, проводить контроль и пр.
Причины употребления данных слов:1. Недостаточный словарный запас;2. Смешение стилей .
Слайд 16Вопрос 3: « Используете ли Вы, в своей речи слова-"паразиты", "канцеляризмы"?
(6 кл.)
Слайд 17Вопрос 3: « Используете ли Вы, в своей речи слова-"паразиты", "канцеляризмы"?
(7 кл.)
Слайд 18Вопрос 3: « Используете ли Вы, в своей речи слова-"паразиты", "канцеляризмы"?
(10 кл.)
Слайд 19Вопрос 3: « Используете ли Вы, в своей речи слова-"паразиты", "канцеляризмы"?
(11 кл.)
Слайд 20Программа «Сохраним русский язык»
(7 «а» класс)
В последние годы происходят значительные изменения
в нашем языке, в том числе и не в лучшую сторону. Язык беднеет. На смену великому, могучему русскому языку в нашу речь приходят слова- «пустышки», слова- «канцеляризмы», слова – «паразиты», а также иностранная и нецензурная лексика. Обучающиеся почти не владеют информацией , связанной с историей возникновения русского языка . Страдает орфография и грамматика ! Это страшно! Но дети понимают, что изучать русский язык нужно!
Над программой «Сохраним русский язык» мы работали с октября 2016 по январь 2017г. Помимо анкетирования , проанализировали результаты участников школьного конкурса «Грамотей», стали участниками видеоконференции «Путь к успеху» ( встреча с телеведущими АГТРК «Поморье»), а также были в гостях у районной газеты «Важский край»(беседа с главным редактором В.В.Павловской и корреспондентом Н.А.Романовским)
Слайд 21Программа «Сохраним русский язык»
(7 «а» класс)
Чтобы вернуть русскому языку былую красоту,
нужно:
-бережно относиться к Слову;
- учиться грамотно излагать свои мысли;
- заменять , по возможности, слова иностранного
происхождения русскими синонимами;
- следить за правильной постановкой ударений в своей речи;
- избегать употребления слов- «паразитов», «канцеляризмов», «пустышек»;
Слайд 22Программа «Сохраним русский язык»
(7 «а» класс)
- обращаться как можно чаще к
словарям, энциклопедиям, научной литературе;
- больше читать, в том числе и тексты художественной литературы писателей-классиков;
-в школе увеличить количество часов на изучение учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература», а также проведение конкурсов ораторского искусства, викторин на лингвистическую тематику;
- на телевидении (центральные каналы) в вечернее время показывать передачи, например : «Современный русский литературный язык» или «История рождения Слова» и т.д.