Слайд 1«Человек разумный, человек успешный - человек читающий»
воспитанницы
7 «А» класса
Васильевой Юлии.
Научный руководитель
Якимова
Ирина Михайловна
Проектная работа
Пансион воспитанниц МО РФ
Слайд 2ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Чтение детей как национальная ценность;
Чтение как феномен, определяющий уровень культуры
будущего общества.
Слайд 3Цели исследования:
разобраться в причинах снижения читательского уровня;
доказать, что чтение необходимо для
развития личности;
привлечь внимание общественности к чтению, к книге.
Слайд 4Задачи исследования:
учиться читать, чтобы учиться, читая;
поддержка детского чтения;
поддержка семейного чтения;
показать, каково
чтение детей и подростков
на рубеже веков: почему произошла смена «модели» чтения?
показать, какова роль чтения в контексте развития информационного общества?
понять, какова цена нечтения и ценность чтения?
Слайд 5Актуальность темы исследования обусловлена тем, что:
во-первых, на сегодняшний день
уровень чтения книг в России катастрофически снижается. И нам важно показать причины этого снижения, показать важность чтения в жизни человека, в развитии ценностей человека, культуры и поведения человека.
во-вторых: тема проекта также связана с отсутствием интереса детей и подростков к чтению, с понижением уровня грамотности детей и подростков.
Слайд 6Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.
Цицерон
Слайд 7Читателей отличают:
способность мыслить в рамках проблем;
умения схватывать целое и выявлять
противоречия и связь явлений;
более адекватно оценивать ситуацию;
быстрее находить правильные решения;
большой объём памяти, активное творческое воображение.
Читатели лучше владеют письменной и устной речью, точнее формулируют высказывания;
легче вступают в контакты, приятны в общении;
более критичны, самостоятельны в суждениях.
Слайд 8 «Функциональная неграмотность» –
утрата навыка чтения и письма, неспособность к
восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение в повседневной жизни.
Группу людей, совпадающих с «функционально неграмотными» и наиболее близко стоящих к ним, называют «слабыми читателями».
Слайд 9Причины развития «функциональной неграмотности»:
социокультурная среда;
семья (читательская культура родителей).
Слайд 10Новые носители информации – «экранная» культура
При просмотре происходит:
« клиширование»,
упрощение и
огрубление в речи,
появление в речи примитивных штампов,
происходит утрата не только культуры чтения, но и культуры речи.
У детей не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Ведь чтение – это труд, который делает человека МЫСЛЯЩИМ, РАЗУМНЫМ.
Слайд 17Сегодня меняются все характеристики детского чтения:
статус чтения,
длительность чтения,
характер чтения,
способ работы
с печатным текстом,
репертуар чтения детей и подростков,
мотивы и стимулы чтения,
предпочитаемые произведения.
Слайд 18Уходящая модель детского чтения:
любовь к чтению (обязательная регулярность чтения, престиж в
обществе «человека читающего»);
преобладание в круге чтения книг, а не журналов;
разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;
наличие домашней библиотеки;
общение со сверстниками по поводу прочитанного;
наличие «литературных героев»;
позитивное отношение к библиотеке.
Слайд 19Статистические данные аналитического центра
Юрия Левады
52% россиян никогда не покупают
книг.
37% их никогда не читают.
80% россиян не пользуются библиотеками.
Лишь 3% россиян имеют в домашней библиотеке свыше 1000 книг.
4% - имеют от 500 до 1000 книг.
у 37% россиян дома до 100 книг.
27% - книг дома не имеют.
Слайд 20Результаты статистических исследований, проведенных в нашем Пансионе:
1. Какой источник информации вы
предпочитаете?
- Книги домашней библиотеки – 33% опрошенных.
- Книги библиотеки Пансиона – 24%
- Интернет – 53%
2. Вы читаете:
- 65% - для души
- 45% - книги по школьной программе
-15% - дополнительную литературу для подготовки докладов и рефератов.
Слайд 213. Какую литературу вы предпочитаете?
- 46% - фантастику и приключения
- 53% - литературу о дружбе и любви
- 10% - познавательную литературу
- 32% - детективы
- 21% - классическую литературу.
4. Каким образом вы выбираете книги для чтения?
- 79% - самостоятельно
- 20% - по совету родителей
- 16% - по совету учителей
- 3% - читают, что придется.
Слайд 22
5. Большая ли у вас дома библиотека?
- От 100 до 1000
книг – 47%
- до 100 книг – 43%
- более 1000 книг – 10%
6. Часто ли ваши родители покупают книги?
- Часто – 50%
- редко – 46%
- никогда не покупают книг – 4%
Слайд 23
7. В 62% семей принято читать вслух.
8. Любимый литературный герой
есть у 46% воспитанниц.
Слайд 24Таковы данные нашего социологического исследования. Возможно, они несколько отличаются от общероссийской
выборки, однако это мнение воспитанниц нашего Пансиона,
и для нас оно имеет большое значение.
Слайд 26 Как же снижение интереса к чтению объясняют специалисты: психологи, преподаватели,
библиотекари?
Мы провели небольшое самостоятельное исследование.
Слайд 27 Скакунова Любовь Витальевна, психолог Пансиона воспитанниц МО РФ:
«В логопедии, в дефектологии существуют приёмы, помогающие детям осмыслить текст. Но людей, неспособных осмыслить текст, не так много. А для того, чтобы дети полюбили чтение, нужна помощь учителей, родителей, которые должны направлять процесс чтения детей в нужное русло, помогать им в поиске интересных книг.
Слайд 28 Якимова Ирина Михайловна, преподаватель русского языка и литературы Пансиона
воспитанниц МО РФ:
«Нужно корректировать программу преподавания литературы в школе, хотя устаревшей ее назвать нельзя. Классика всегда остается классикой. Но литературу нужно
не только изучать, ею нужно увлекать, ведь все зачатки нравственности заложены в детских книгах. В качестве одного из путей выхода из сложившейся ситуации можно предложить гуманитаризацию образования,
то есть углубленное изучение тех предметов, которые направлены
на формирование личности».
Слайд 29Шитова Мария Владимировна, Клименко Елена Станиславовна, сотрудники библиотеки Пансиона воспитанниц МО
РФ:
На детское чтение влияют семья, школа, среда, учителя, сверстники. Существуют разные способы приобщения детей к чтению.
Даже используя современные технологии, сделать это бывает очень трудно, потому что изменилось всё: государственное и общественное устройство, люди, приоритеты, сместились акценты. В наш 21 век- век цифровых технологий- неизменным условием должен быть закон взаимодействия трёх «К»: культуры, книги, компьютера.
У учащихся должно сложиться мнение о том, что «человек читающий- человек успешный».
Слайд 30Устройства для чтения электронных книг
Слайд 33Что же получается? Устройства для чтения в ближайшем будущем полностью вытеснят
традиционные
книги?
Слайд 34 Книга не уйдёт из жизни людей, и чтение также.
Но нам бы хотелось иначе расставить акценты: дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно там будет читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.
Слайд 36«Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть нет
на то желания»
Даниэль Пеннак «Как роман»
Для интересной книги время найдется всегда!
Слайд 37Всероссийские праздники и памятные дни, связанные с книгой, с чтением:
13 января
– День Российской печати
24 марта – 1 апреля – Неделя детской книги
24 мая- День славянской письменности и культуры
27 мая – Общероссийский день библиотек
6 июня – Пушкинский день
1 сентября – Всероссийский праздник «День знаний»
Слайд 38Международные праздники и памятные дни, связанные с книгой, с чтением:
21 марта
– Всемирный день поэзии
2 апреля – Международный день детской книги
23 апреля – Всемирный день книги и авторского права
8 сентября – Международный День грамотности
21 октября – Международный День школьных библиотек
26 ноября – Международный День
информации
Слайд 39Список использованной литературы:
1. Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения,
проблемы и возможности: научно-практический сборник / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. М.: МЦБС, 2007.
2. Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сборник материалов / ред.-сост. В.Д. Стельмах, Дж. Я. Коул. М.: Пушкинская библиотека, 2006.
3. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA 2000: краткий отчет. М.: Институт общего среднего образования, 2002.
4. Пеннак Д. Как роман: эссе. М.: Самокат, 2005.
5. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. М.: РИЦ «МДК», 2007.
6. Тихомирова И.И. Материалы к проведению общешкольного родительского собрания, посвященного детскому чтению // Родительское собрание. 2005.