Слайд 1Проектная и исследовательская деятельность на уроках литературы как средство формирования предметных
компетенций учащегося.
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Малинская СОШ» Ступинского муниципального района Хотничук Е.Д.
Слайд 2Проектная и исследовательская деятельность
педагогические технологии, ориентированные
на применение и
приобретение новых знаний путем самообразования.
Слайд 3Проектная и исследовательская деятельность
дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога,
подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”.
Слайд 4Современное обучение учащихся требует формирования навыков метапредметных умений и навыков.
Такое
обучение личностно ориентировано и имеет следующие преимущества:
- характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах обучения;
- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Слайд 5
Интеграция проектной и исследовательской деятельности
Слайд 6Основные различия в приобретаемых навыках как результата выполнения творческих работ разного
типа
Слайд 7Учебное исследование для УЧАЩЕГОСЯ и для УЧИТЕЛЯ
Слайд 8
Основные этапы исследования:
Мотивация (создание проблемной ситуации)
Исследование (может быть в малых группах)
Обмен
информацией. Организация информации.
Связывание информации.
Подведение итогов. Рефлексия.
Постановка новых вопросов. Применение.
Слайд 9Технология построения
урока-исследования
Первый шаг – сформулировать обобщение урока.
Второй шаг
– определить, какой речевой материал должен быть изучен для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение.
Третий шаг – определить, какого типа учебное исследование (индуктивное или дедуктивное) более целесообразно сконструировать в данном конкретном случае.
Четвёртый важный шаг – заключается в том, чтобы сконструировать проблемную ситуацию для учеников, то есть определить динамический стержень урока, мотивацию.
Пятый шаг шаг – организационный: создание рабочих групп, распределение материала, выбор задания и того, в какой форме будет представлен результат учащимися.
Заключение – продумывание рефлексии.
Слайд 10Приёмы, позволяющие спланировать и создать условия для возникновения
вопроса или проблемы:
Приём
ключевых слов.
Приём объяснения эпиграфа, афоризмов, вызывающих столкновения взглядов, разных точек зрения.
Выполнимое/невыполнимое действие.
Чтение текста или текстов, содержащих разные взгляды на определённую проблему.
Приём загадки-интерпретации.
Ребусы.
Трудности, возникшие при выполнении домашней работы, или различия во мнениях при выполнении самостоятельной творческой работы.
Инсценирование эпизодов произведения, текст которого предстоит анализировать, «исследовать» (заранее готовлю с группой учащихся) и предложение учащимся сформулировать вопросы, которые возникли при просмотре. Можно использовать любые современные методы на данном этапе: просмотр отрывка из фильма, аудио или видеозапись, материал на слайдах из презентации.
Слайд 11
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами:
Предметная исследовательская деятельность учащихся
(по алгоритму)
Проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).
Слайд 12
Упражнения, позволяющие учащимся овладеть специальными метапредметными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска:
1.Развитие
умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
Виды работ:
А) «Посмотри на мир чужими глазами»: рассказать «шумную историю с напёрстком» («Детство» М. Горького) от лица Григория, дяди Михаила, деда или Саши. Также можно взять эпизод из какого-либо произведения и попросить продолжить его так, если бы его рассказывали люди разных профессий или социального положения.
Б) «Тема одна – сюжетов много» (темы нравственного содержания «Милосердие», «Мужество», «Выбор, за который стыдно».
В) «Составь рассказ, используя данную концовку»:
Например: «… Теперь он был счастлив и смотрел на мир счастливыми глазами».
Слайд 13Упражнения, позволяющие учащимся овладеть специальными метапредметными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска:
2.Развитие
умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное».
А) Задания-рассуждения. Например: «Давайте вместе подумаем, почему так поступил герой?»
Б) Упражнения на обстоятельства:
-При каких условиях каждое из этих действий героя будет очень полезным?
-При каких условиях эти же действия могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
В) Задания типа «Найди возможную причину события».
Слайд 14Организация проектно-исследовательской деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха,
реализовать себя в иных, не учебных видах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Каждый ученик, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
Слайд 15Литература
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти,
2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной прфильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28
Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.