Слайд 1
Проект учащихся 7-10-х классов
«Лексикон современных подростков»
Слайд 2 Русский язык – это национальный язык великого русского народа. Значение русского
языка в наше время огромно.
И.С.Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Слайд 3 В последнее время очень часто можно услышать слова, которые ранее относились
к ограниченной сфере употребления.
Современное молодое поколение насыщает русский язык сленгом, Интернет-терминами.
Бороться с данным явлением или принимать его, как естественное развитие языковых явлений?
Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, определило объект нашего исследования.
Слайд 4Цель: исследование лексикона учащихся 7—10 классов и определение путей пополнения словарного запаса современных
подростков.
Задачи:
- изучить лексикон учащихся 7-10-х классов;
- провести анализ полученных результатов;
- систематизировать полученные данные;
- определить причины изменения словарного запаса старшеклассников;
- определить пути обогащения лексики старшеклассников литературным языком.
Слайд 5 Актуальность: ограниченная лексика распространена среди современных подростков, но в учебниках данная
тема не раскрывается. Работа над проектом позволит выяснить распространенность сленга, Интернет-терминов и обоснованность их использования молодыми людьми.
Слайд 6Группы учащихся:
- техническая;
- информационная.
Слайд 7Ход проекта:
1.Создать техническую группу учащихся.
2.Создать информационную группу учащихся.
3.Провести анкетирование учащихся 7-10-х
классов.
4.Обработать анкеты.
5.Исследовать лексикон подростков 7-10-х классов (жаргон, сленг, компьютерные термины и Интернет-сленг)
Слайд 8Объект исследования: лексикон учащихся 7-10-х классов.
Гипотеза: предполагается, что в речи современных
подростков преобладает ограниченная в употреблении лексика: жаргон, сленг, компьютерные термины и Интернет-сленг.
Методы и приёмы: анкетирование, исследование научной литературы, анализ собранного материала, систематизирование полученных результатов.
Слайд 9 Лексика русского языка в зависимости от характера функционирования разделяется на две
группы: общеупотребительную и ограниченную сферой употребления. В первую группу входят слова, использование которых не ограничено ничем. Лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определённой местности (диалектизмы), в кругу людей определённой профессии (профессионализмы), социальными признаками, общими интересами, времяпрепровождением (жаргонизмы, сленг, Интернет-термины).
Слайд 10Жаргон – это социальный диалект, отличается от общеразговорной лексики экспрессивностью и
особым использованием словообразовательных средств.
Сленг – это по сути тот же самый жаргон, только выходящий за пределы социальных групп.
Компьютерные термины - слова, которые употребляются активными пользователями компьютерной техники.
Интернет-сленг – это слова, которые живут в Интернете полноценной жизнью, но считаются нежелательными в литературном языке.
Слайд 11Разработка анкет.
Информационной группой учащихся были разработаны анкеты для учеников 7-10-х классов.
На
основе анкетирования были составлены итоговые таблицы: Лексикон учащихся 7-х классов, Лексикон учащихся 8-х классов, Лексикон учащихся 10-х классов.
В исследовании приняли участие 113 человек: 7 «А», 7 «Б» - 45 человек, 8-ые классы - 38 человек, 10 «А», 10 «Б» класс – 30 человек.
На основе анкетирования были составлены диаграммы: Диаграмма №1. Частота использования жаргонизмов, слэнга в речи подростков; Диаграмма №2. Частота использования Интернет-сленга в речи подростков.
Слайд 12 Речь учащихся 7-10-х классов насыщена жаргонизмами, сленгом, Интернет-терминами. Чем старше дети,
тем больше жаргонизмов, Интернет-сленга в их повседневной речи.
Слайд 15 Современным подросткам необходимо усилить самоконтроль своей речи. Поток информации, который ежедневно
обрушивается на современного человека, невозможно остановить, поэтому каждый должен контролировать речевую ситуацию, в которой оказался.
Одним из важнейших компонентов, помогающих контролировать речевой поток, является общий уровень культуры самого подростка и тех людей, которые окружают его. Для повышения уровня речевой культуры необходимо изучать нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.
Слайд 16 Гипотеза, которую мы озвучили в начале работы, нашла своё подтверждение. В
речи современных подростков преобладает ограниченная в употреблении лексика: жаргон, сленг, компьютерные термины и Интернет-сленг.
Слайд 17 Невозможно не согласиться со словами Д.С.Лихачёва о том, что учиться хорошей,
спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая.
Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды….