Слайд 1Проект
«Школьные прозвища»
Подготовили
Учащиеся 5 класса
Руководитель
Чуприкова Э.Т.
Учитель
русского языка и
литературы
Слайд 2Гипотеза
Прозвище – категория вечная,
существует всегда и повсюду
Проблема:
Особенности употребления школьных
прозвищ
Слайд 4Актуальность
Прозвища – широко распространённое явление
среди школьников, присутствует повсюду, знакомство с ним поможет расширить знания о лексическом составе языка русского языка, предложить метод искоренения из речевого общения этого явления.
Слайд 5Цель исследования
Изучение наличия прозвищ у обучающихся нашей школы;
Выявление особенностей употребления
прозвищ и отношения к ним.
Слайд 6Задачи исследования
Расширить и уточнить представление о лингвистической культуре
Изучить научно-популярную литературу по
данной теме
Провести анкетирование с целью изучения отношения к имеющимся среди подростков прозвищ
Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища
Слайд 7Этапы работы над проектом
I. Организационный
1. Разработка плана исследования
Изучить литературу по
данной теме
Выяснить, что такое прозвища, какова история их возникновения
Классифицировать прозвища по способу образования
Провести анкетирование среди учащихся школы на наличие прозвищ и отношения к ним
Выяснить мнение психолога о влиянии прозвищ на отношения между учениками
2. Изучение научно-популярной литературы по теме
Слайд 8Информационные источники
Мурашова Р.С. Мотивация школьных прозвищ./www.phiyoung.nw.ru
Никонов В.А.Имя и общество. М., 1989
г.
www.1september.ru
www.proshkolu.ru
Слайд 9 Словарь говорит
Прозвище — это название, данное человеку помимо
его имени, обычно указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.
Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Слайд 10Этапы работы над проектом
II. Сбор информации
История возникновения прозвищ
Возникновение прозвищ – это
явление, которое присутствует повсюду.
После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян в обязательном порядке стали вводиться церковью личные имена в честь православных святых. Например: Александр, Петр, Татьяна (греческие), Ирина, Виктор, Марина (лат.); Святослав, Людмила, Игорь (славянские); Нона, Таисия (египетские) и др. Церковь стала признавать только эти узаконенные, так называемые канонические имена иностранного происхождения. Дохристианские имена, как следы язычества, должны были исчезнуть.
Слайд 11История возникновения прозвищ
Прозвища давались по имени или профессии предка и передавались
по наследству- Кузнец, Кожевник, Плотник, Трофим
Теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен – Медведев – Медведь, Лисицына – Лиса, Ася Васильева - Асвас
В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.
Слайд 12Прозвища в стихах
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По
прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный Великан.
С. Михалков
Слайд 13Прозвища в стихах
Вежливый ослик
Был ослик
Очень вежливый,
Воспитанный он был:
Всем улыбался,
Кланялся
И «здравствуй»
Говорил.
Потом он отходил на шаг
И говорил:
Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – дурак,
А слон – обжора
И толстяк...
(И. Пивоварова)
Слайд 14Просьба
Ни разу доброго
Словца
Он не сказал
Ни про кого –
И я прошу тебя,
Дружок:
Не
будь похожим
На него!
(И. Пивоварова)
Слайд 15Поэты о прозвищах
Эти прозвища и клички
Раздаются, как таблички.
Как родился человек,
С ним и прозвище навек.
По фамилии едва ли
Вы разыщете кого.
Если прозвище назвали – вмиг укажут вам его.
Есть Лагун, Племяш, Телёнок.
И Курам, и Курамята, Шмот, Пиджак и Тарзанята,
Торгаши и Кудряши – как все люди хороши!
Есть и Бог, и Боженята, Сноготок, Гусак, Утята,
И Буржуй, и Кот, и Рыжий!
Подскажи – садись поближе,
Мне поведай, что и как –
Кто был Ком, а кто Гусак?
И откуда всё идет?
Кто же прозвища даёт?
Слайд 16Этапы работы над проектом
III. Практический
Классификация прозвищ
образованные от фамилии;
образованные от имени;
данные внешности;
данные
поведения ученика, свойств его характера;
местожительство;
особенности речи.
Слайд 17Наиболее популярные прозвища школьников:
Краткий или упрощенный вариант своего имени: Дэн (
Денис, Даниил), Натали (Наташа), Маха, Марфа, Руся ( Мария), Катешок, Катенок, Куся (Катя), Гуня (Сергей), Тоша (Антон), Крис ( Кристина), Михель ( Миша), Софико (Соня)
Видоизмененный или упрощенный вариант фамилии: Кляп ( Клепцов), Палыч (Палкин) , Трофим ( Трофимов), Михей (Михеев),
Чудикова (Чудинова) , Хвост( Хвостова).
Слайд 18Наиболее популярные прозвища школьников:
Влияние средств массовой информации:
Сходство с героем телесериала
(Милко,Катя Пушкарева), персонажем книг ( Завулон, Гарри Поттер, Поручик, Сталкер), компьютерных игр и кино (Кенни, Саймон, Труман), мультфильмов (Чип и Дейл, Телепузик, Лунтик, Скрудж, Понка, Лелик и Болек)
Представители флоры и фауны: Слон, Медведь, Суслик, Бобёр
Слайд 19Наиболее популярные прозвища школьников:
Из-за поведения: Молния, Черепаха.
По характеру: Молчун.
По внешности: Силач,
Скелет.
Из-за схожести с животными: Медвежонок, Хомячок
По увлечениям: Спортсмен, Читатель
Слайд 20
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ПРОЗВИЩ В ШКОЛЕ
АГРЕССИЯ
ЖЕЛАНИЕ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ
ИГРА
ПРОВОКАЦИЯ
ШУТКА
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
МЕСТЬ
ПРИВЫЧКА
Слайд 21Результаты анкетирования
Как часто в школе и на улице вместо имени мы
слышим клички. Кто-то из ребят страшно обижается, кого-то это приводит в ярость, есть и такие, кому всё равно. Выяснить это мы попытались проведением анкетирования По вашему мнению, прозвище – это
кличка - 19
второе имя человека - 13
популярность- 3
нормальное явление - 4
ник - 13
Слайд 22Результаты анкетирования
Нужны ли прозвища?
Да - 16
Нет, не нужны - 19
Мне всё
равно - 17
Слайд 23Результаты анкетирования
Употребляете ли вы прозвища?
Употребляю, если человек не против - 29
Употребляю, даже если кому-то не нравится - 3
Нет, не употребляю - 20
Как вы считаете, обидно ли человеку, к которому
обращаются по прозвищу?
Да - 25
Нет - 27
Слайд 24Этапы работы над проектом
III. Практический
Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют
во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за учеником, что его вообще по имени перестают называть. Есть довольно популярные прозвища.
Слайд 25Этапы работы над проектом
III. Практический
Прозвища создаются школьниками очень активно, что в
значительной степени объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому, что проявляется в речевом поведении подростков.
Слайд 26Этапы работы над проектом
III. Практический
Вывод психологов
Психологи считают, что прозвища
отрицательно влияют на отношения между учениками, ведь у человека есть своё имя.
Слайд 27Этапы работы над проектом
IV. Результаты
Прозвище человека - нечто большее, чем просто
средство общения.
Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными.
Система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием.
Слайд 28IV. Результаты
Ограниченные данные позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом
«выдана» своего рода «лицензия» на присвоение прозвищ.
Слайд 29V. Вывод
Прозвища – одна из форм общения в школьной среде,
52%
школьников считает прозвища нормальным явлением,
48% учеников негативно относится к прозвищам.
Гипотеза подтвердилась!
Слайд 30ФРАЗЫ - ОТГОВОРКИ
Черная касса -
ключ у меня,
кто обзывается -
сам на себя!
Кто
обзывается - сам так называется.
Слайд 31V. Вывод
Проанализировав наши школьные прозвища, выяснив причину их появления, хотим
посоветовать ребятам не реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с определённой долей юмора.