Слайд 1Проектно-исследовательская деятельность Проект по русскому языку
Развитие и поддержание речевой культуры
в Астраханской области
Выполнили: учащиеся 6 класса
МКОУ «Басинская ООШ» Абдурашидова Р., Бабайцев В., Жаркова А., Колпинов А., Космухамбетов Р., ТаймазовШ, Уткин М.
Руководитель: Уткина Е.А.
Слайд 2Вид проекта: исследовательский, долгосрочный, метапредметный.
Объектом исследования выступает коммуникативная культура речи школьников
в подростковом возрасте и населения Астраханской области.
Форма представления: презентация.
Цель проекта: исследовать и проследить
пути формирования диалектной, просторечной, сленговой речи на территории Астраханской области, способствовать воспитанию коммуникативной и развитию информационной культуры.
Задачи: рассмотреть историю вопроса;
охарактеризовать понятие "культура речи";
проанализировать особенности речевой культуры человека;
выявить процесс взаимодействия культуры речи и этики общения.
Слайд 3 Этапы работы:
-выбор темы и распределение учащихся на группы
(октябрь);
- распределение заданий в группах(октябрь);
-изучение литературы и поиск необходимой информации (2 половина октября);
- анкетирование и составление игр со словом (3 неделя октября);
-консультирование с руководителем (4 неделя октября);
-обработка полученной информации (ноябрь);
-создание презентации (3 неделя ноября);
-защита проекта (конец ноября).
Слайд 4 ОГЛАВЛЕНИЕ.
1.Что такое культура речи?
2.История вопроса.
3. Диалектизмы Астраханской
области.
4.Устная речь астраханцев.
5.Сленговая речь подростков в нашей области.
6.Игры со словом.
7.Анкетирование родителей.
8. Список литературы
Слайд 5ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА РЕЧИ?
Культура речи — сравнительно молодая область науки о
языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменении, произошедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова .
Слайд 6ИСТОРИЯ ВОПРОСА.
Культура речи как особая область языкознания складывалась постепенно. Нормы русского
языка древнейшей поры формировались в Киевской Руси под влиянием устной поэзии и церковно-славянского языка. Древние рукописные и последующие печатные книги хранили и закрепляли традиции письменной речи, однако уже свод законов "Русская правда", сложившийся устно и записанный при Ярославе Мудром в 1016 году, отразил живую речь.
Первые попытки сознательного формирования норм письменной речи относятся к ХVIII веку, когда российское общество осознало, что отсутствие единства в написаниях затрудняет общение и создаёт множество неудобств.
М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики русского языка "Российская грамматика", (1755) и "Риторики" (краткая - 1743 и "пространная" - 1748) - заложил основы нормативной грамматики и стилистики русского языка.
Слайд 7Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:
Умен ты или глуп,
Велик
ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры.
Слайд 8Диалектизмы Астраханской области.
Диалект – это «разновидность языка, которая употребляется как средство
общения между людьми, связанными между собой одной территорией» [Словарь лингвистических терминов (Электронный ресурс)]. Диалект представлен только в определённой местности. Он является более древней языковой формой, чем литературный язык. Слова, которые используются в диалекте, называются диалектными словами, или диалектизмами.
В Астраханском крае используются диалектные слова, в основном называющие характерные местные особенности: это названия видов рек, рыб, водоплавающих птиц и т.д.
Слайд 9Диалектизмы Астраханской области.
С точки зрения взаимосвязи с литературным языком диалектные слова
Астраханского края можно разделить на 3 группы:
1. Диалектизмы, имеющие общие корни со словами литературного языка (34 слова): быстрина – быстрый, весновка – весна, жарёха – жарить, махалка – махать, мористый – море, окушок – окунь, свежак – свежий, старица – старый, сушка – сушить и др. В основном новые слова образуются суффиксальным способом словообразования (с помощью суффиксов -к-, -ин-, -ист-, -иц- и т.п.).
Некоторые слова образованы от двух слов способом сложения: краснопёрка – красное перо, толстолобик – толстый лоб, черноспинка – чёрная спина.
Наиболее распространёнными являются такие корни, как -красн- (красная, краснопёрка), -мор- (мористый, моряна), -черн- (черни, черноспинка). Возможно, корни, называющие цвета, используются чаще при образовании диалектных слов потому, что красный и чёрный (наряду с белым) являются наиболее распространёнными цветами.
2. Диалектизмы, не имеющие общих корней со словами литературного языка (15 слов): берш, бабура, ерик, карамысик, кашкалдак, култук, чакан, чапура, чилим и др. Некоторые из этих слов являются заимствованными из других языков. Например, ерик, кашкалдак, култук – слова тюркского происхождения.
3. Диалектизмы, которые отличаются от слов литературного языка значением (4 слова). В этой группе представлены слова, которые совпадают по форме со словами литературного языка, но отличаются от них значением. Они образованы с помощью метафоры (переноса по сходству).
Рассмотрим примеры: двор – ‘большое чистое водное пространство среди зарослей камыша’ [Устная речь астраханцев 2008: 20]; рынок – ‘место расхождения двух рек’ [там же: 55]; сало – ‘плавающие в воде небольшие льдинки, сгустившийся снег’ [там же: 56].
Слайд 10Устная речь астраханцев.
Астраханцы разных возрастов (в основном - старшего и среднего
возраста ) являются носителями «нередуцированной» астраханской речи. Их речь и тексты - интереснейшие источники общекультурной информации об особенностях жизни, быта, традициях и т.п
Слайд 11Устная речь астраханцев.
Из словаря «Устная речь астраханцев: лексика, обороты речи, пословицы,
тексты»
АЙДА' [айда']. Пошли.
*Айда домой, нагулялись
А'ЛЬЧИКИ [а'льчики]. Небольшие мосолки от скелета животного, чаще барана, которые мальчишки использовали в игре (играть в альчики).
*Раньше мальчишки играли в альчики. У каждого эти альчики были или в тканевых мешочках, или в фуражках. Играющие по очереди били одним альчиком другой, и в зависимости от того, как падал альчик, один из играющих побеждал. В итоге победителем становился тот игрок, который выигрывал большее количество этих альчиков.
АНГЛЕ'ЙКА [англе'йка]. Обычная английская булавка.
*Пуговицу-то не пришила, ну хоть англейкой застегни, а то ветер надует в грудь.
*Такая неаккуратная, может на улицу выйти, а пальто англейкой прихватит, и ей хоть бы что.
ГА’ЧИ [га'чи]. (неодобрит.) Ноги.
* Гачи убери свои: не пройти – не проехать! Не видно что ли, что теснота!
ГОЛЛАНДКА [гала'нка]. 1. Печка, которую топили дровами, для обогрева жилища.
* В войну мы с бабушкой дрова пилили в сарае. Я маленькая была, бабушка мне только за ручку пилы держать велела, а сама пилу двигала, потом кололи, чтоб голландку топить.
2. Небольшая печь с котлом, находящаяся на улице. * Растопи голландку, чтоб нагреть воды. Я посуду помою.
Слайд 12Сленговая речь подростков.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами
родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьный период. Однако в последнее время все больше распространяется среди подростков так называемая сленговая речь, которая губит красивую, правильную речь и приводит к безграмотности. Особенно это наблюдается в переписке подростков в различных сетях.
Слайд 13Игры со словом.
1. Игра «Вам пришло sms- сообщение»:
«Привед. Как оно? Я
в гламуре. Я в Аське» («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключён к интернет - пейджеру ICQ)
Являясь носителями школьного сленга, учащиеся порой с трудом различают в речи сверстников привычные для слуха «словечки», при этом рекомендуя в своих sms- сообщениях или электронных письмах: «учи албанский» (намёк на то, что писать по-русски или понимать русскую речь автор текста (либо другой комментатор) так и не научился).
Слайд 14Игры со словом.
Игра со словом – расширяет словарный запас, развивает орфографическую
зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях (словарные слова в ССЧ – примеры)
2. В качестве исходного выбирается орфографически трудное слово – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – за 1 минуту составить из букв, входящих в это слово, новые слова (можно составить более 30 глаголов в форме инфинитива). Можно дать дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы или морфемы. ВИНЕГРЕТ – 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит)
3. Кто больше? – подбор как можно больше определений к существительному (яблоко, чай, голос, мяч), прилагательному (горячий, зелёный и т.д.).
Слайд 15Орфоэпическая разминка.
Спишите и поставьте ударение :
Духовник Облегчить Рудник Принудить Коклюш
Заиндеветь Мастерски Н. Якунин Завидный В. Кабанов Втридорога В. Яненков
Слайд 16ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
Проверь себя:
ДуховнИк ОблегчИть РуднИк ПринУдить
КоклЮш
ЗаиндевЕть МастерскИ
Н. ЯкУнин
ЗавИдный В. КабАнов ВтрИдорога
В. Яненков
Слайд 17Анкета для родителей.
1. Фамилия, имя ребенка ___
2. Дата рождения ___ ___
Подчеркните
ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, школа, улица) ___
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ___
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в школе? ___
Слайд 18СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Копылова Э. В. Диалектная и профессиональная лексика семантического поля
«Рыбный промысел»: Учеб. пособие. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. – 93 [3] с.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. –М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944 с.
3. Устная речь астраханцев: лексика, обороты речи, пословицы, тексты / Л.А. Баташёва, Э.В. Копылова. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. – 99[1] с.
4. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов.
5. Интернет-ресурсы.